Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (876) → Диакон Сергий Муравьев: Книга Деяния святых апостолов

Диакон Сергий Муравьев: Книга Деяния святых апостолов

№27 (876) / 19 июля ‘16

Беседы с батюшкой

Что представляет из себя Книга Деяний апостольских?

– Говоря об этой Книге, нельзя не сказать о Евангелии – ее нужно рассматривать неразрывно от Евангелия. У этих Книг один и тот же автор, а самое главное то, что Книга Деяний продолжает богословский замысел Евангелия от Луки. Это отражается в сцепке события Вознесения – оно заканчивает Евангелие и начинает Книгу Деяний. Если Евангелие говорит о Chirst event, именно о событии Христа, о том, что Христос принес в этот мир (искупление и спасение), то Книга Деяний как раз говорит о Church event, то есть о событии Церкви, событии Святого Духа – о происходившем после Вознесения Христа и как Его жизнь и то, что Он сделал, повлияло на мир, на примере распространения Благой вести.

Книга Деяний как раз говорит о распространении Церкви по всей земле. Ведь в начале Книги Лука, дееписатель, говорит о распространении Благой вести. Господь Иисус Христос говорит в Книге: идите, проповедуйте, несите слово Божие. Сначала в Иерусалиме, потом география проповеди расширяется на Иудею и Самарию, а в конце даже до края земли, то есть по всей вселенной. Это повеление Божие: слово Божие и его радостная, спасительная весть о том, что все теперь могут стать сынами Божиими, могут быть усыновлены Богом и стать причастниками спасения. Об этом и говорит Книга Деяний, в этом богословский замысел Книги. Он раскрывается, конечно, по-своему, в этом тоже есть богословский замысел дееписателя и евангелиста Луки, но суть такова, что распространение Церкви и действие Святого Духа в Церкви – главная идея этой Книги.

То есть фактически Евангелие, автор которого евангелист Лука, и Книга Деяний – это одна книга, просто разбитая на две части?

– Можно сказать и так. Но я все-таки настаиваю, что это две Книги, потому что жанр у них разный. Тогда стоило бы говорить, что Евангелие разбито на две части. А здесь уже совершенно другой подход, другое насыщение, другой смысл, хотя он лежит в рамках одного благовестия. Все-таки евангелист Лука в Евангелии пишет (начиная этим Евангелие), пытаясь изложить все хронологически: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам тó бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать». То есть жанр Евангелия уже существовал, евангелист Лука знал об этом, а вот жанр деяний как таковой в христианской литературе принадлежит только евангелисту и дееписателю Луке. Такой повествовательный жанр существовал в древней античной и эллинистической литературе, и евангелист Лука, как наследник эллинской культуры, хорошо знаком с этим жанром и пишет именно в нем.

Вопрос от телезрительницы: «Нам известны четыре Евангелия, которые написали апостолы. Писали ли Евангелие другие апостолы? Известно ли об этом что-либо?».

– Вообще, здесь уместно сказать о библейском каноне, о том, как он формировался, и о том, что такое вообще Библия. Если отвечать коротко: да, существовали другие евангелия, приписываемые апостолам. Но эти евангелия называются апокрифическими: они не были приняты Церковью. Весь вопрос в том, что Библия не упала нам с неба. Она формировалась на протяжении многих веков – как Ветхий, так и Новый Завет. Окончательный свод Священного Писания мы получаем к III–IV веку в том виде, в каком он существует сейчас. Туда входили и так называемые второканонические книги, которые, например, не признают и даже не включают в Священное Писание протестанты.

Православная Церковь включает такие Книги, как Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Маккавейские Книги и несколько других Книг, прежде всего Ветхого Завета. Католическая Церковь тоже признает эти Книги. Там называют их второканоническими, а мы – полезными для научения, назидательными. Да, на самом деле существует очень много апокрифических евангелий, есть и множество апокрифических апокалипсисов, посланий.

Что такое Библия? Библия – это Книга Церкви. Православная Церковь учит, что у нас два источника Божественного Откровения – Священное Предание и Священное Писание. Но Священное Писание – это часть Священного Предания.

Чтобы Библия стала священной, богодухновенной, она должна пройти церковную рецепцию. Каким образом это происходило? В первые века Библия распространялась так: писались тексты (допустим, евангелист Матфей написал Евангелие), и они были предназначены для чтения в общине, за богослужением. Это очень древняя форма богослужения, заповеданная Богом. Об этом мы читаем во Второзаконии – Господь говорит Моисею: «Все, что Я написал и сказал тебе, да будет прочитываться в собрании верующих за богослужением». Таким образом, Евангелие читали за богослужением, и люди, которые еще помнили Иисуса Христа, Его учеников, слушая Священное Писание, понимали, что это – о Христе, что это действительно истина: они жили в общении со Святым Духом и в таинствах, прежде всего в Евхаристии. У них был опыт переживания Святого Духа.

Так происходила рецепция той или иной Книги Священного Писания (отдельный вопрос, какие сомнения существовали по поводу той или иной Книги). В итоге рецепцию Церкви прошли только эти четыре Евангелия. Остальные оказались небогодухновенными. Однако стоит упомянуть, что некоторые сведения из апокрифических евангелий, посланий, вошли в церковное Предание. Это говорит о том, что такие апокрифические писания обладали некоей историчностью, но не обладали богодухновенностью. Соответственно, не прошли рецепцию Церкви. Например, возьмем праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – мы же нигде не читаем об этом событии в Евангелиях. Это событие взято из апокрифических евангелий, оно вошло в литургическую практику Церкви, в церковное Предание. То есть именно это событие прошло рецепцию Церкви.

И портрет апостола Павла мы берем из одного апокрифического послания, написанного уже в конце II века. Зачастую эти послания как жанр появлялись гораздо позднее, чем оригинальные тексты. Так же и с апокалипсисами...

Вернемся к Книге Деяний: чему она может научить нас сегодня? В Евангелии Господь непосредственно говорит с человеком, мы видим Его прямую речь. В начале Книги Деяний и в событии с апостолом Павлом – тоже, но преимущественно мы видим повествовательно выстроенную линию, что отличает Книгу Деяний от всех остальных (от Посланий, от Евангелий).

– Вы верно сказали, что Книга Деяний по своему жанру очень отличается и от Евангелия, и от посланий, и тем более от Апокалипсиса, от апокалиптической литературы.

Ей присуща некая историчность, последовательность в изложении. В этом есть богословский смысл. Определенные события, описанные в Деяниях, описаны не просто так, но имеют свой смысл – его нужно увидеть… К сожалению, сегодня нам это не так просто, читая книгу не на языке оригинала и не находясь в том историческом, литературном контексте. Очень многое в Книге Деяний – это цитирование античной (эллинской) поэзии (пусть подобного не очень много, но знающий человек увидит эти цитаты). Есть в Книге Деяний даже своеобразный юмор – например, Павел в Афинах и в Ареопаге… Там используется языковая словоформа, в которой знающее ухо услышит иронию. Мы же сейчас, читая о том на русском языке, этого не увидим. В этом отношении, конечно, очень важно иметь интерес к Священному Писанию. Очень хорошо, когда мы с благоговением читаем Священное Писание и доверяем ему, но очень важно постепенно углубляться в познание тех истин, которые оно раскрывает...

Сегодня мы можем увидеть развитие жизни Святого Духа в Церкви, именно образ жизни общины и образ миссии и проповеди. Довольно часто мы можем услышать, что на Западе, в протестантских кругах, да и в России (и в США) существует некая жажда, стремление к возврату к первобытной простоте, к началу Церкви – стремление вернуться к тем временам, когда, как многим людям кажется, были живы апостолы, и устроить Церковь по принципу апостольских времен, наивно полагая, что тогда не было проблем и все было хорошо.

Но из Книги Деяний нам ясно, что в жизни и пространстве Церкви (и внутри нее самой, и во взаимодействии с внешним миром) были довольно большие проблемы, какие существуют и сегодня, существует разделение – и тогда оно было, необходимы были Соборы, которые решали эти проблемы. Возникали споры. С этой точки зрения возвращение к Апостольской Церкви – это возвращение в Православие. Как видим, очень много общин (не только в США, но и в Индии) хотят вернуться в лоно Православной Церкви, чувствуя апостольское преемство и жизнь в апостольском духе именно в лоне Православной Церкви. Мне кажется, на первый взгляд, можно выделить такие моменты, когда сегодня мы просто читаем текст. Это очень важно – увидеть и понять, что Церковь – это жизнь, это не статика, но всегда динамика.

Мне тоже доводилось неоднократно слышать аргумент о возвращении к апостольским временам от людей, которым сегодня скучно за богослужением. Ведь считается (есть разные литургические точки зрения), что вначале не было богослужебного единства и унификация происходила постепенно. В принципе, это мы можем наблюдать сегодня в протестантской среде: каждая так называемая церковь (говорю сейчас про деноминации: не про классический протестантизм, а про неопротестантов) служит так, как хочет...

– Да, это, мне кажется, несерьезный подход, игра в богослужение.

Здесь есть некая романтика...

– Да, это возврат к романтике, а не возврат к Духу, к жизни в Духе. Церковь развивается, и в Книге Деяний как раз показывается это развитие, зарождение молодого зерна и превращение его в дерево; как оно «несет свою проповедь», раскидывает по всей вселенной, как заповедовал Господь.

Однажды один мой знакомый, нецерковный человек, прочитал Книгу Деяний. Я спросил его, как он может охарактеризовать одной фразой эту Книгу. Он ответил: это квест. Потом подумал и сказал: это блокбастер. Ведь эта книга очень динамичная по своему развитию. Возникает вопрос, стоит ли советовать начинать читать Новый Завет с Книги Деяний?

– Наверное, стоит, если вы хорошо знаете этого человека, если это довольно импульсивная личность. Вообще, стоит советовать читать Священное Писание. Конечно, лучше читать в сцепке с Евангелием от Луки, начиная с него. Дальше – Книгу Деяний, чтобы человек увидел, что произошло в Евангелиях. Произошло спасение, а потом – актуализация спасения для людей… Действительно, это очень динамичная по своему изложению Книга, захватывает воображение. Она подходит разным людям. Каждый человек найдет в ней что-то свое, как и в любой Книге Священного Писания, но, по моему мнению, именно Книга Деяний заключает в себе и богословие, и художественные мотивы изложения, и повествование, и аллегории. Там можно найти практически всю палитру жанров, в том числе и речи (повествования), причем литературно оформленные и богословски продуманные. Так что ваш друг был прав.

Уместно здесь говорить и о Божественном вдохновении того или иного участника событий. Это архидиакон Стефан первомученик, апостол Павел...

– Да, очень важно подмечать эти тонкости, читать толкования на Книгу Деяний. И, вообще, Священное Писание желательно читать с толкованиями. Сначала святоотеческие толкования, чтобы понять богодухновенный смысл: основа толкования лежит именно в той проекции, в которой писалась Книга. Почему она богодухновенная? Она писалась автором под воздействием Святого Духа: он пребывал в общении со Святым Духом в момент написания, да и вообще в своей жизни. Соответственно, толкование тоже должно исходить от людей, живущих в общении с Церковью, так как Библия – это Книга Церкви, и истинное толкование, истинное ее понимание может исходить только из Церкви. Ведь истинное, правильное толкование исходит из того же Источника, что и у автора Книги, то есть от Святого Духа. Конечно, нужно читать и богословскую литературу по библеистике, которая раскрывает эти мотивы.

Вы упомянули об архидиаконе Стефане. Здесь идет перекличка со страстями Христовыми, своеобразный параллелизм образов, так называемое типологическое толкование. Это очень интересно и захватывающе! Когда начинаешь такими глазами смотреть на Священное Писание, оно тебя полностью захватывает, – но до подобного нужно дорасти, понять, приобщиться к этому, тогда станет интереснее читать: будешь приходить домой и браться только за Библию.

Можно ли привести пару примеров толкований (может быть, современных), с которыми Вы знакомы, именно на Книгу Деяний – что бы Вы посоветовали, чтобы по-настоящему погрузиться в текст?

– Из современных толкований хорошо филологическое, чтобы понять текст оригинала: не каждый владеет древнегреческим языком. Конечно, это проблема, но есть хорошие толкования, которые разбирают текст именно с филологической точки зрения и раскрывают для нас красоту и глубину греческого текста. То есть они раскрывают игру, мы увидим и иронию, о которой я говорил. Это толкование О.Л. Левинской. Не знаю, есть ли в продаже эта книга...

В Книге Деяний мы сначала встречаем апостолов. Потом из них выделяется апостол Петр, повествование ведется о нем. Потом появляется апостол Павел, и повествование до конца Книги – о нем. Книга неожиданно обрывается, но вопрос в другом. Кто же главный герой Книги Деяний? Апостол Петр, апостол Павел – или они оба?

– Спасибо за хороший вопрос. Книгу Деяний, как вы уже сказали, можно разделить на две части. До 12-й главы идет повествование в основном об апостоле Петре (хотя и не только о нем), а дальше начинается повествование об апостоле Павле.

Лука, как автор книги, был спутником Павла во втором и третьем его миссионерских путешествиях. Евангелист и дееписатель Лука не был очевидцем Christ event, он писал со слов очевидцев либо используя источники, как он сам об этом говорит относительно Евангелия: он полностью собрал информацию со слов очевидцев, реальных участников, и использовал ходившую тогда литературу (сборник речей Иисуса Христа), которая до нас не дошла.

Первую часть Книги Деяний он пишет по тому же принципу, повествуя со слов участников событий, вторую же, где повествуется об апостоле Павле, он пишет как очевидец. Об этом нам говорят так называемые «мы-отрывки», то есть отрывки, где используется слово «мы» – это говорит нам, что в событиях участвует сам дееписатель. Эта часть, повествующая об апостоле Павле, называется в литературе дневником писателя, это «путевые заметки», так сказать. Но мы можем заметить, что Книга начинается с Вознесения, потом повествуется о зарождении Церкви и ее гонении (сначала в Иерусалиме), потом появляется история об апостоле Павле, потом идет Собор и так далее.

Хронология несколько нарушается, в том смысле, что события идут не друг за другом и акценты, на которых сосредоточивает наше внимание автор Книги Деяний, различны. Дееписатель Лука акцентирует внимание то на Стефане, то на Петре, то на апостоле Павле. Это средство, а не цель. Мы привыкли к тому, что в современной литературе существует главный герой, мы следим за его жизнью – в Книге Деяний тоже есть главный герой, но это не человек. Это Господь и Святой Дух. То, как происходит зарождение Церкви, действие Святого Духа в Церкви, распространение Благой вести по миру, дееписатель Лука изображает именно в таких формах – повествуя об апостолах Петре и Павле. Эти повествования – лишь средство описать жизнь Святого Духа и распространение благой вести по всей вселенной.

В Евангелии от Луки говорится, что Он приходит, а ученики пугаются и говорят: это дух! Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. В другой раз Он просит Фому вложить в Его раны свой перст.

– Да, об этом повествует евангелист и богослов Иоанн. Здесь характерно, что ученики, несмотря ни на что, даже зная, что Христос Воскрес, еще не разумеют, не понимают Писания. Это очень важно, потому что еще не было Вознесения и не было дарования Святого Духа. Именно дарование Святого Духа происходит сначала для апостолов (это описывает евангелист Иоанн: сначала было явление ученикам, не было апостола Фомы; Христос дунул и дал им Духа для разумения Писания). В Евангельском чтении на праздник Вознесения нам тоже повествуется, как Христос сказал апостолам, что они еще не понимают Писания, но Он даст им Духа, чтобы они поняли... В этом контексте необходимо увидеть, что очень важно иметь Дух для разумения Писания. Этот Дух присутствует в Церкви, и только в ней. Только через приобщение к Духу мы уразумеем Писание.

Поэтому Церковь и призывает как можно чаще читать Священное Писание.

– Да, а Дух – это дар, Господь дарует Его.

Удивительно, что нам, ученикам Христовым, уже после апостолов Господь дает этот дар. Когда мы читаем рассказ о Луке и Клеопе, как Христос шел, но они не узнавали Его, а Он толковал им дар Писания, то фраза «не горело ли сердце наше, когда Он объяснял нам Писание?» всегда очень умиляет и поражает.

– Каждый человек должен испытать чувство Небесного переживания в самом себе, когда читает Священное Писание. В разные моменты к нему относишься по-разному. Бывает, охватывает «окамененное нечувствие», ты читаешь текст просто как строки и ничего не понимаешь. А у многих бывало, что достаточно прочесть несколько строк Священного Писания, и они западают в душу на многие годы.

Со мной делился историей один мой знакомый. Еще в школьные годы на уроках обществознания или истории преподаватель (он был верующий) попросил в рамках урока прочитать Нагорную проповедь. Никто не принес, ни у кого не было даже Библии. У знакомого тоже не было, в чем он раскаивался, когда рассказывал. Но он нашел в интернете отрывок из пятой главы Евангелия от Матфея – Заповеди Блаженств. Он вспоминает, как читал их и как глубоко они запали ему в душу. Он разговаривал со своим отцом, просил растолковать эти писания, и они сидели вместе и думали. Знакомый говорит, что в тот момент у него действительно горело сердце. Это опыт переживания Небесного.

Тем, кто пойдет дальше в изучении Священного Писания, мы можем посоветовать поступать в Санкт-Петербургскую духовную академию и в другие семинарии и академии, потому что это удивительно: знание Священного Писания и служение через узнавание его и далее через дела – это очень здорово, это та радость, которую дает Господь.

Записала
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс