Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (876) → Протоиерей Димитрий Беженарь: Сила и влияние доброго примера

Протоиерей Димитрий Беженарь: Сила и влияние доброго примера

№27 (876) / 19 июля ‘16

Беседы с батюшкой

Тема нашей передачи – сила и влияние доброго примера. В июле Церковь праздновала день Всех святых в земле Российской просиявших. Скажите, отец Димитрий, почему так важно чтить всех святых, какой пример подают нам русские святые?

– Святые угодники Божии, святые Православной Церкви, в том числе святые Русской земли, которых так молитвенно, с любовью чтит Святая наша Церковь, наша любящая мать – это не только предстатели наши пред Богом и ходатаи, это одновременно и образец жизни для всех нас, живущих на земле. Кто такие святые? Это люди, достигшие бесстрастия и стяжавшие благодать Духа Святого, ставшие сосудами благодати.

Сразу хочется пояснить, что святые есть и на земле – среди нас живут люди, ставшие благодатью Духа Святого, но как раз в своем великом смирении они скрывают себя от любопытных взоров мира, поэтому святые, как очень мудро говорил Симеон Новый Богослов, будут до последнего дня существования на земле человеческого рода, до Второго Пришествия Христова всегда будут святые. Когда земля перестанет рождать святых, тогда Господь придет судить этот мир. Святые есть и среди живущих на земле, но чаще всего мы их не замечаем и не ценим, а если ценим, то уже после блаженной кончины; а в основном, когда мы говорим «святые», то подразумеваем небожителей, то есть тех, кто уже прошел поприще земной жизни, жил в предыдущих веках и уже достиг той цели, ради которой Господь и создал человека: они уже находятся в вечной, блаженной, подлинной жизни – во свете Пресвятой Троицы они как раз, я акцентирую внимание, исполнили замысел Божий о человеке, то, ради чего Господь и создал человека, чтобы он жил в любви, в любви к Богу и ближним, стал сосудом благодати. Вот они как раз этого достигли. И, хотя иногда – в силу немощи – мы говорим «почивший когда-то», на самом деле они реально живут, активно участвуют в нашей жизни. Все наши скорби, беды, трудности, искушения им хорошо известны – они уже это поприще прошли. Поэтому они, другого слова не подберешь, тоже переживают за нас, хотя в Царстве Божием нет переживаний, нет болезней, нет воздыханий. Но – в хорошем смысле слова – они за нас переживают.

Почему? Они заботятся не только о том, чтобы мы могли с Божией помощью преодолеть скорби, утешения, напасти, но чтобы мы достигли ту вечную радость, которая здесь сейчас пребывает. Поэтому святые – это не только наши ходатаи, но одновременно образцы для подражания. Почитая святых, мы одновременно прославляем Бога за Его великую милость, что Господь Своей пречистой Кровью искупил человеческий род от греха, проклятия и смерти вечной. Благодать Духа Святого Утешителя вдохнула новую жизнь в человечество в день Пятидесятницы, и святые – это как раз плод подвига Христова и действия благодати Духа Святого.

Почему еще для нас они образцы? Потому что мы смотрим на их жизнь и пример, допустим, горячей любви к Богу и молитвы. Отрок Варфоломей, будущий великий авва Сергий, основатель Троицкой-Сергиевой лавры… Как он в детстве молился, как ему хотелось познать грамоту, – вот образец, как можно отроку молиться, чтобы Господь тебе помог. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в детстве очень молился, чтобы Господь просветил его и помог ему освоить грамоту. Есть образцы супружеской жизни. Самый высочайший образец – святые праведные Иоаким и Анна. Терпеливо несли скорби и поношения и верность Богу сохранили и просили себе чада как утешение… Святые праведные Захарий и Елисавета, родители Иоанна Предтечи, святые благоверные князья Петр и Феврония, покровители супружества, которых мы совсем недавно почитали, преподобные Кирилл и Мария, которые прославились в святости супружества, родители преподобного Сергия… И, несомненно, хотя пока еще не настолько широко восприятие современных христиан присутствует, но однозначно, что покровителями православного супружества является Царская Семья: Святой мученик Николай и Царица Александра смогли, находясь на высоте власти, в таком положении, что всегда были под взорами самых разных людей (далеко не все были к ним благожелательно настроены, многие были критически, отравленные духом нигилизма революционного), находясь в поле зрения всех, они смогли воспитать прекрасных дочерей Великих Княжон Ольгу, Татиану, Марию, Анастасию и Царевича Алексия в такой взаимной любви, в такой жертвенности, в таком благочестии, в такой чистоте. Просматривая фотографии и кинохроники, невольно поражаешься внутренней благородной красоте, которой они все обладали. Хочется подражать! Даже удивительно, что на рубеже XIX–XX в. можно было достичь такой чистоты и в семье воспитать такую любовь к друг другу, что даже смерть не могла их разлучить. Поэтому я искренне надеюсь (это моя личная точка зрения, но слава Богу, что не только моя), что покровителями супружества однозначно в нашем сознании должны быть и Царские мученики.

Отец Димитрий, а в наше время достаточно ли добрых примеров? Складывается ощущение, что их становится все меньше и меньше...

– Отвечая на ваш вопрос, хотелось бы зачитать из книги великого преподобного Паисия Святогорца из 1-го тома его произведений «С болью и любовью о современном человеке» о том, как, со своим богодухновенным проницательным взором, старец Паисий пишет о нашем времени: «Раньше было много богатырей духа. А в нашу эпоху не хватает живых примеров, я говорю сейчас вообще о Церкви и о монашестве. В наше время умножились слова и книги, но умалились жизненные опыты. Мы лишь восхищаемся святыми подвижниками нашей Церкви, не понимая того, насколько велик был их труд. Чтобы это понять, надо потрудиться самим, надо полюбить святых и от любочестия (расположенности к жертвенности) приложить усилия к тому, чтобы быть на них похожими. Конечно, благий Бог примет во внимание и особенности нашей эпохи, и условия, в которых нам приходится жить, и спросит с нас в соответствии с этим. И если мы предпримем хотя бы малый подвиг, то увенчаемся больше, чем христиане древней эпохи. В старину существовал подвижнический дух. Каждый старался подражать другому. При этом ни зло, ни нерадение не могли устоять.

Было изобилие добра, был подвижнический дух, и поэтому человек нерадивый не мог устоять в своем нерадении. Его увлекал за собой общий поток добра. Помню, как-то в Салониках мы ждали сигнала светофора, чтобы перейти улицу. Загорелся зеленый, человеческая масса тронулась, и я почувствовал, что меня несет вместе со всеми. Мне оставалось только переставлять ноги и приближаться к противоположной стороне улицы. Я хочу сказать, что если все идут в одно и то же место, то кому-то одному сложно не идти вместе со всеми – даже если он этого не хочет. Другие увлекают, ведут его вместе с собой. Но сегодня, если человек хочет жить честно, духовно, то в мире ему не находится места, ему приходится нелегко. И если он будет невнимателен, то покатится под горку, его унесет вниз мирской поток. В прежние времена было обилие добра, обилие добродетели, хватало добрых примеров, и зло тонуло во множестве добра. То немногое бесчинство, которое существовало в миру или в монастырях, было незаметно и не вредило людям.

А что происходит сейчас? Злых примеров изобилие, а то немногое добро, что еще осталось, – не ставится ни в грош. То есть сейчас происходит прямо противоположное: малое добро тонет во многом зле, и у власти находится зло.

Если у одного человека или у нескольких людей есть подвижнический дух, это весьма помогает другим. Потому что, если кто-то духовно преуспевает, то польза от этого будет не только ему самому, но и тому, кто его видит. То же самое и с человеком расхлябанным – он воздействует на других. А если расслабляется один, расслабляется другой, то постепенно, неприметным образом, вокруг не остается уже ничего хорошего. Поэтому среди царящей расхлябанности очень поможет подвижнический дух. Нам надо быть чрезвычайно внимательными в этом отношении, потому что нынешние люди, к несчастью, дошли до того, что даже принимают законы, насаждающие расхлябанность и распущенность. Даже подвизающихся принуждают к исполнению этих законов. Поэтому подвизающиеся должны не только не поддаваться влиянию мирского духа, но и не сравнивать себя с людьми мира сего, не принадлежащим к Церкви или принадлежащим к ней лишь номинально.

Сравнивая себя с мирскими, христиане начинают считать себя святыми, затем расслабляются и в итоге доходят до того, что становятся хуже тех, с кем они себя сравнивали. Образцом в духовной жизни должны быть святые, а не люди мира сего. Хорошо бы совершать по отношению к каждой добродетели следующую работу: находить Святого, который этой добродетелью отличался, и со вниманием читать его житие. Тогда человек увидит, что он еще ничего не сделал, и будет продолжать свою духовную жизнь со смирением. Бегуны на стадионе не оглядываются назад, чтобы увидеть, где находятся последние. Ведь если они будут глазеть на последних, то станут последними сами.

Если я стараюсь подражать тем, кто преуспевает, то моя совесть утончается. Глядя же на тех, кто плетется в хвосте, я нахожу себе оправдание, извиняю себя тем, что, в сравнении с их погрешностями, мои собственные невелики. Я успокаиваю себя помыслом, что есть кто-то и хуже меня. Так я душу в себе совесть, или, лучше сказать, заканчиваю тем, что мое сердце становится бесчувственным, словно его покрыли слоем штукатурки». Вот как преподобный Паисий мудро говорит о ситуации в наше время.

Отец Димитрий, как воспитать в детях подражание именно добрым примерам? Ведь вокруг множество примеров – и добрых, и противоположных.

– И даже более того. К сожалению, негативные примеры быстрее бросаются в глаза. Даже если родители прикладывают колоссальные усилия, чтобы ребенка воспитать нравственной личностью – мы же живем в этом мире, никуда же не денешься, и влияние дурных примеров очень заразительно и сразу бросается в глаза. Ребенку в общеобразовательной школе, в колледже, в институте заразительны такие примеры, и тут самое главное, чтобы родители своей молитвой к Богу и искренней любовью старались настолько душу ребенка согреть и душевную связь с ребенком не терять: когда связь не потеряна, то любое с горечью, с огорчением сказанное отцом или вздох матери быстрее воздействует на ребенка, чем долгие нотации.

Чтобы оградить от влияния мира, надо добрую альтернативу предложить. Добрая альтернатива – это собственный пример родителей. Но сложно родителям, которые все свое свободное время проводят в социальных сетях, ждать, что ребенок не будет увлечен компьютерными играми – бесполезно говорить «делай, как я сказал». Ребенок будет делать, как ты делаешь, он это видит. В силу маленького возраста он, может, возражать не сможет, но он все равно видит, как поступает папа и как поступает мама, и поэтому будет подражать тому, как поступают родители. Поэтому, чтобы воспитать стремление к добродетели, добродетель должна быть у родителей. А это внутренний подвиг, постоянная работа над собой.

Почему все-таки дурные примеры так заразительны?

– Очень мудро преподобный Паисий Святогорец говорит, отвечая на вопрос, почему люди легко попадают под влияние зла, хотя они в душе могут уважать добродетель и видеть какой-то пример и даже, может быть, завидовать, когда какой-то человек поступает правильно, но легко поддаются влиянию зла. Преподобный Паисий говорит: там, где зло, руководит дьявол. Чтобы творить добрые дела, надо себя понуждать, надо свою свободную волю направлять к добру, необходимо понуждение своего существа, которое поражено грехом. Поэтому здесь нужны работа над собой, воля, – а жить греховно кажется таким легким! Не напрасно даже пословица говорит: «Грех сладок, а человек падок». Грех отнюдь не сладок, он очень горек, но дьявол его, как конфетку, упаковывает в сладкую оболочку, и человеку кажется, что так приятнее, так интереснее, так легче.

Отец Димитрий, как известно, слова без примера пусты, а пример намного красноречивее любых слов. Следует ли вообще прибегать к слову для влияния на человека?

– Несомненно, потому что принципиальное отличие человека, созданного по образу и подобию Божию, в том, что он – создание словесное, и поэтому слово – великий дар, которым наделен человек. И полностью удалить слова мы не можем. Слова живут в веках. Произнесенные многие тысячелетия назад, они продолжают жить в книгах и памяти других поколений. Равно как и слова нечестивые и оскорбительные.

Слово – это великий дар Божий человеку. Конечно, бывает так, что слова наши не действуют на наших ближних, а больше действует пример. Я вспоминаю, в книге «Училище благочестия» повествуется, как в одной обители один великий авва своему послушнику никогда не говорил никаких словесных указаний, а все только показывал своим примером. А молодой послушник сначала не знал, что делать, и ходил на советы к другим старцам и говорил: «Мой авва не дает мне никаких указаний, я не знаю, что делать». Другие старцы пришли и говорят: «Авва, твой послушник в смущении – вместо того, чтобы ты сказал ему выполнять какое-то правило или послушание, ты ничего не говоришь и все делаешь сам». А он говорит: «Я стараюсь своим примером ему показать, пусть он внимательно смотрит, как я поступаю, и делает так». Видите, есть и такие примеры в истории Церкви, – но это, естественно, в условиях монастыря или пустыни, когда человек знает куда он шел и внимательно учится доброму. А в миру без добрых слов сложно воздействовать положительно на других.

А как быть, когда своего примера доброго недостаточно, но хочется в человеке пробудить стремление к добродетели?

– Ну, у нас у всех чаще всего так. Мы же, положа руку на сердце, едва ли можем сказать, что наша собственная жизнь и наш пример во всем безупречны, чтобы, сославшись на себя, сказать: делай, как делаю я. Для этого у нас есть пример Священного Писания и святые угодники Божии, которые прошли это поприще и сияют во свете Пресвятой Троицы перед Богом. И мы смотрим на их жизнь, на их добродетели и, указывая на эти добродетели, должны другим помочь почувствовать внутреннюю любовь, стремление к добродетели. Причем даже на примере ныне здравствующих благочестивых людей – тоже очень полезно. Не всегда это полезно в присутствии самого человека, чтобы ему духовно не повредить: прямо в лицо не говорить, а вот указывая – посмотрите, та женщина или тот мужчина – какой труженик, самоотверженный, все думает только о том, как заботиться не о самом себе. То есть обращать внимание на добрые примеры.

А если добрые примеры вызывают не сочувствие, не желание подражать, а, наоборот, отторжение и даже негативную и резкую, нервную реакцию?

– Как точно вы сказали! И таких примеров великое множество, когда добрый пример может вызывать лютое раздражение. И тут очень мудро преподобный Паисий Святогорец в одном из томов своих пишет: когда у человека есть очень много эгоизма, то даже добрые примеры ближних подобно тому, как камень высекает искры, так добрые примеры у них вызывают раздражение. Это бывает у очень гордых людей, которые считают себя центром вселенной.

Гордыня – корень всех зол, и отросток такой гордыни, когда человек будет вырывать из контекста Священного Писания примеры в оправдание своего неприятия доброго примера, который он видит. Вот видит что-то доброе – он будет это очернять, и происходит это потому, что задевается эгоизм. Человек, исполненный эгоизма, готов очернять даже достойные поступки окружающих. Такому человеку сложно помочь, почему и мудрые люди советуют такому человеку вообще ничего не говорить – еще премудрый Соломон говорил, «Даждь премудрому вину, и премудрейший будет», то есть мудрому говори, и он будет принимать, и «не обличай злых, да не возненавидят тебе».

Слушаем звонок, отец Димитрий...

Меня зовут Татьяна. Я живу в Сергиевом Посаде, ведущая радио «Посад». Хотелось бы задать вопрос: «Как преподать детям, молодежи добрый пример, когда, как это часто бывает, молодые люди склонны к негативному, отрицательному примеру?»

– Благодарю, что вы позвонили. Очень приятно слышать, что ведущая радио «Посад» позвонила на телеканал «Союз». Разумеется, не только молодежи свойственно злым примерам следовать, потому что зло кажется привлекательным для нашего падшего естества. Не всегда в силу возрастной психологии, когда у подростка переходный возраст и протест против всего, что родители говорят или делают, слова уместны. Но здесь очень важно, как преподобный Паисий говорил: если ты не можешь своим детям говорить о Боге, Пресвятой Богородице и добродетельной жизни, встань перед иконой и говори Богу о своих детях. Говори со слезами. С болью, с душевной болью, с переживанием, а Матерь Божья и Господь знают, как открыть сердца детей, чтобы они прислушались и исправились. И, таким образом, получается, что если мы молимся с болью о своих детях, то в глазах детей, подростков, молодежи постепенно начинает зло терять ценность. Попадает в какую-то среду подросток, ему кажется это вожделенным, он вырвался из родительского дома – «наконец-то, тут так классно, тут все курят, все сквернословят, тут капустник настоящий, праздник жизни!», и он постепенно почувствует: «А тут ведь совсем не интересно, одни и те же однообразные фразы, мат, плевки – ничего тут нет (как молодежь говорит) прикольного!». И в его глазах начнет постепенно рейтинг таких сообществ постепенно падать, ему станет скучно здесь и захочется вернуться к тем, кто его на самом деле любит.

Отец Димитрий, мы успеем ответить на еще один звонок, из Москвы.

Батюшка, есть выражение «спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Стоит ли привлекать внимание к своему доброму деланию или же тихо смиренно продолжать, и не ждать что вокруг тебя начнут спасаться эти тысячи?

– Очень мудрый вопрос. Вы процитировали слова преподобного Серафима: «Стяжи дух мирен, и вокруг спасутся тысячи». Именно видя и чувствуя мирный дух, люди начнут спасаться без каких-то специальных для этого усилий. Сам мирный дух и благодать, собственно благодать Божия, в мирном сердце почивают, и не напрасно псалмопевец Давид говорит: в мире место Его, место Божие там, где мир. И вот там, где мирное сердце, благодать Божия сама дает извещение душам окружающих людей. Человек добродетельный своим примером извещает души других людей, и они начинают ему подражать. Не всегда сразу это будет. Это не значит, что увидели добрый пример и прямо на следующий день стали исправляться, но семя доброго примера принесет всходы через какое-то время, обязательно принесет.

Отец Димитрий, время передачи подошло к концу, благословите наших телезрителей.

– Денис, я хотел вас поблагодарить за замечательные вопросы и подарить вот такую вот книжечку преподобного Паисия Свтогорца, маленького формата, очень назидательную – мы же не имеем права хорошую книгу рекламировать, а подарить имеем право, в надежде, что наши дорогие телезрители тоже будут приобретать хорошие книги и дарить их друг другу. А всем вам Помощи Божией, дорогие друзья!

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс