Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Тема нашей сегодняшней передачи – «Собор русских святых». Неделя всех святых празднуется в первое воскресенье после Пятидесятницы. С чем связана такая последовательность?
– В день Пятидесятницы мы празднуем создание Церкви Христовой. В следующее воскресенье прославляем ставших достойными членов этой Церкви, кто через свой земной путь достиг Царствия Небесного, стал святым, стяжал благодать Духа Святого. Много веков тому назад святитель Иоанн Златоуст в этот день говорил, что мы празднуем день всех святых, потому что их святость есть результат действия благодати Святого Духа в Церкви земной.
Логично, что следующая неделя – Неделя всех святых, в земле Русской просиявших.
– Да, в следующее воскресенье в нашей Церкви прославляются святые, просиявшие в Русской земле. Надо сказать, что этот праздник существовал в Русской Церкви в древности. Затем он был практически утрачен, но в начале ХХ века на Соборе 1917 года был поставлен вопрос о необходимости возобновления этого праздника. Тогда было решено, что его следует отмечать в воскресенье после дня всех святых. Были даны указания, чтобы была составлена соответствующая служба.
Почему возникла необходимость восстановить этот праздник?
– Потому что пришло осознание того, что Русская Церковь через почти тысячу лет после Крещения Руси принесла достойные плоды просвещения, которое она получила через Крещение при князе Владимире. В земле Русской просияло множество святых, причем самых разных – как это принято говорить, в разных ликах. Память их совершалась в определенные дни, но возникло желание прославить их соборно, в один день. Это осознание было высказано на Соборе. Члены Собора утвердили, что такой праздник необходимо установить и совершать.
Более того, специальной комиссии поручили составить службы русским святым. Одним из наиболее деятельных составителей этой службы стал тогда еще иеромонах Афанасий (Сахаров), который через какое-то время принял епископский сан и стал известен нам как священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский. Владыка Афанасий практически всю свою жизнь (скончался он в 1962 году) занимался составлением этой службы.
Всю жизнь?!
– Практически всю жизнь. Первый вариант службы подготовили достаточно быстро и отдали на редакцию. В редактировании принимал участие тогдашний митрополит Сергий (Страгородский), будущий Патриарх Сергий. Первый раз эта служба была целиком отслужена в тюремной камере в 1922 году. Действительно, эта служба явилась свидетельством Русской Церкви о ее вере, о значимости ее для русского народа в годы гонений. Составитель службы Владыка Афанасий, как он сам писал перед своей кончиной, был епископом 33 года. Из этих лет он более 30 провел в лагерях, тюрьмах и изгнании. Есть свидетельства его современников, что практически всю свою жизнь с ним встречались в тюрьмах, лагерях, а Владыка потихоньку добавлял что-то к этой службе. В этом смысле данная служба просто уникальна.
Надо отдать должное: Владыка Афанасий был замечательным гимнографом. Он прекрасно знал основы православной гимнографии. Еще когда он был студентом семинарии, его труды отмечались преподавателями. Так, фактически всю свою жизнь он и занимался составлением этой службы. В ней упоминались имена всех прославленных к тому времени святых – более 400 имен самых разных чинов и ликов, начиная от юродивых и некнижных монахов и кончая святителями и благоверными князьями. Естественно, много преподобных. В этой службе как бы разными пластами проходили разные темы. Прославлялись святые отдельных регионов, в частности, в каноне. Разные песни канона посвящены святым разных регионов, причем заканчивается он Богородичным, в котором прославляется Божия Матерь.
Владыка Афанасий, естественно, в то время не мог открыто говорить о положении гонения, в котором находилась Русская Церковь. Но, тем не менее, он и в стихирах на вечерне утверждал, что Русь – удел избранный, она призвана хранить веру Православную, в которой есть ей утверждение. А в стихирах в конце утрени он говорил, что обращается к предстателям (имеется в виду к русским святым) с просьбой: мы наги, гонимы, переходим с места на место, просим наших предстателей Небесных, наших святых сродников, чтобы они удалили от нас это негодование Божие, гонение. Наверное, в результате этой молитвы и, конечно, подвига новомучеников (в сонм которых теперь включен и сам Владыка Афанасий, прославленный в лике святых, один из новомучеников и исповедников Русской Церкви) и отошло от нас это безбожное иго.
Поэтому праздник всех святых, в земле Русской просиявших, для нас очень важен. Мы, слава Богу, сейчас имеем возможность сидеть в этой студии, говорить о вере, о нашей истории, о том, что были страшные гонения. А ведь все это было невозможно буквально четверть века тому назад. Все это было потаенно. Более того, службу русским святым не во всех храмах, не все настоятели дерзали служить, понимая, какой внутренний заряд она имеет. Сейчас, с моей точки зрения, этот праздник должен отмечаться совершенно особо, потому что мы видим результат, который принесла Русская Церковь к XXI веку.
Скажите, дополнялась ли как-то служба всем святым, в земле Русской просиявшим, после ухода из жизни Владыки Афанасия?
– Практически нет. Конечно, были небольшие редакционные правки, но основа службы, составленной Владыкой Афанасием, сохраняется. В каком-то смысле она, может быть, сейчас не очень соответствует нашему нынешнему положению, потому что Русская Церковь в наше время прославила великий сонм новомучеников и исповедников Российских, которые, естественно, входят в Собор русских святых. В этой службе им практически не нашлось места по понятным причинам: с одной стороны, они еще не были прославлены, с другой – говорить о гонениях открыто в то время было просто невозможно.
Вместе с тем, уже тогда, когда не был еще прославлен Собор новомучеников и исповедников Российских, многие верующие понимали, что, совершая празднование Собора русских святых, они прославляют и воздают свое почтение новомученикам, тогда еще не прославленным. Было понимание, что среди великого множества страдальцев, когда-то (никто не мог подумать, что это произойдет так быстро после падения безбожного ига) они все-таки будут прославлены, кого-то Господь явит нам в лике святых. Совершая в этот день службу русским святым, эти мучениколюбцы прославляли и молились еще не прославленным новомученикам Русской Церкви.
Какое значение для прославления святых, в земле Русской просиявших, имеет праздник тысячелетия Крещения Руси? Какая связь между этими праздниками?
– Говоря о русских святых, мы, конечно, должны вспомнить это замечательное событие – тысячелетие Крещения Руси. С одной стороны, это празднование было приурочено ко дню всех святых, в земле Русской просиявших, а с другой стороны, это событие явилось очень важной вехой в жизни Русской Православной Церкви. Заканчивалось безбожное иго. Наверное, тогда участники тех торжеств понимали, что что-то меняется. Но, несомненно, никто из них не мог предположить, что через 12 лет после этого торжества, в 2000 году, будет предоставлена возможность прославить сонм новомучеников и исповедников Российских, открыто говорить об этих гонениях. Именно тогда значение русской святости было явлено и русскому народу, который, к великому сожалению, тогда в основном своем большинстве был вне Церкви (хотя вера, конечно, сохранялась, проявляясь по-разному). Тем не менее, большая часть народа тогда находилась вне Церкви.
Я вспоминаю, с какой силой звучали стихиры службы всем святым, в земле Русской просиявшим, которые исполнял хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры под управлением приснопамятного отца Матфея на сцене Большого театра: «Уделе избранный, Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение». Тогда это казалось просто невероятным, невозможным! Это явилось шагом в новый этап жизни нашей Церкви. Несомненно, я повторю, то, что Господь дал нам возможность свободно исповедовать веру Православную, строить храмы, прославлять наших сродников в лике святых, – это подвиг новомучеников того поколения, которое жило в ХХ веке и было укрепляемо сонмом святых Русской земли.
Мы называем Русь Святой. Соответствует ли Россия этому названию?
– Вопрос очень сложный. Мы знаем, что разные люди относятся к этому по-разному. Говорилось, что русский народ не богоносец, а обрядоносец. К великому нашему сожалению и позору, мы видели отступление русского народа от Христа, от веры, которое произошло в начале ХХ века. Для очень многих это казалось невозможным: если бы за 5 лет до этого стали об этом открыто говорить, большинство бы просто не поверило. Хотя мы знаем, что были и богоносные отцы (преподобный Серафим, Иоанн Кронштадтский, некоторые другие), которые говорили, что это будет. Надо сказать, даже некоторые светские деятели русской культуры тоже говорили о возможности подобного развития событий.
Но, как ни странно это может звучать, Русь доказала, что она святая, не в то время, когда Россия была православным царством и управлялась благоверными царями, императорами, князьями, когда Православие было государственной религией, как мы бы сейчас сказали. Русь доказала свою святость, когда на Руси существовал режим, созданный при Советском Союзе. Ибо именно в это время в русском народе нашлись не один и не два, а тысячи, десятки и даже миллионы людей, которые исповедовали свою веру во Христа. Да, некоторые из них приняли мучения даже до смерти. Сейчас мы прославили их в лике святых. Никогда на Руси (думаю, что в истории и других христианских государств) такого количества святых одновременно не было. Это просто уникальный эпизод в истории Вселенской христианской Церкви.
Но надо понимать, что исповедание веры шло не только таким образом. Совершенно удивительные результаты показала перепись 1937 года. Она проводилась в начале года. Задача этой переписи была, по замыслу ее устроителей, показать, как хорошо развивается советский народ к 20-летию празднования Октябрьской революции. Перепись проходила на святках. Одним из вопросов был вопрос об отношении к религии. Обычно в переписях, которые не являются анонимными опросами, вопросы, касающиеся религии, совести, не задаются. Эта перепись была в таком смысле уникальна. Все прекрасно понимали, для чего это было сделано. Тем не менее, подавляющее большинство населения ответило, что они верующие люди.
Чего это стоило...
– Как считают некоторые современные историки, в том числе светские, не только церковные, именно в ответ на это было устроено то, что мы сейчас называем Большим террором. Руководство страны увидело, что их двадцатилетние труды по искоренению, как они считали, «опиума для народа» потерпели крах. Решили бороться по-другому.
Вы сказали, что иногда русский народ называют не богоносным, а обрядоносным. Почему обрядоносность подменяет богоносность?
– Потому что человеку гораздо проще выполнить какие-то внешние правила, деяния, нежели поселить у себя в сердце Бога. Гораздо проще совершить столько-то поклонов, посетить столько-то раз храм, поставить галочку, что вы исповедовались и причастились, тем самым доказав свою лояльность к существующему устройству общества, нежели нести в своем сердце Бога и вести себя так, чтобы окружающие понимали, что ты ученик Христов. А это значит, ко всем относиться в первую очередь с любовью. Это оказывается намного сложнее.
Надо сказать, что эта проблема присуща не только русскому народу. Фарисеи ведь тоже пошли именно по этому пути. Они строго следили за исполнением тех или иных законов, установлений, часто установления эти были Законом Моисеевым, а нередко были и какие-то талмудические дополнения. Фарисеи считали, что, если вымыть руки в определенное время и совершить какие-то действия религиозного характера, всего этого будет достаточно, этим самым можно будет спастись. Фактически в каком-то смысле к этому близко и католическое богословие, когда говорится об искуплении, о том, что, совершив какие-то добрые дела, мы получаем тем самым надежду (или Господь, прямо скажем, должен нас спасти). Но ведь мы спасаемся не тем, что совершили какое-то количество добрых дел, хотя их совершение необходимо для нас, этому учил нас Господь Иисус Христос. Мы спасаемся тем, что Сын Божий пострадал за нас на кресте, за каждого из нас Он пролил Свою Кровь. Мы спасаемся через любовь, которую Он явил нам. Давайте будем честными. Ведь никакие наши добрые дела не покроют того смрада, который нередко заполняет наши сердца и души. Мы только можем наде-яться на милость Божию, что Он нас спасет.
Оказывается, осознать это очень сложно. Гораздо проще совершить те или иные действия, успокоиться, сказать: посмотрите, какой я хороший – как тот самый фарисей из известной нам притчи. Я совершил то-то, отдал десятину, и все в порядке, все хорошо. И гордость заполняет наши сердца. Но Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
Что же делать, когда человек скатывается в фарисейство?
– Надо читать Евангелие и вспоминать ту самую притчу, о которой я говорил, и останавливать себя. Хотя это действительно иногда бывает достаточно непросто.
Среди святых очень много разных людей – и исповедников, и пустынников, и юродивых, и благоверных князей. Что объединяет всех святых, какие качества общие для всех?
– Наверное, они исполнили то, что говорил преподобный Серафим, – стяжали благодать Духа Святого. То, что они в своей жизни (может быть, даже не сразу, ведь многие святые вели на определенном этапе совсем не христианский образ жизни, таких примеров можно привести достаточно много) приходили в себя и осознавали, что необходимо, в первую очередь, искать Царствия Небесного, а все остальное второстепенно. Через этот поиск Царствия Небесного они становились не рабами, которые исполняют определенные правила, а друзьями Божиими, которые по любви служили Богу, а не по Закону.
Идет ли сейчас процесс прославления русских святых?
– Конечно, этот процесс продолжается. Вообще, процесс канонизации святых является подтверждением того, что Церковь жива. Если этот процесс когда-то остановится, значит, не осталось праведников, святых, и смысл существования такой Церкви будет потерян.
Как раз в период советской власти многие иерархи осознавали, что необходимо для нормальной жизни Церкви совершать канонизации. По известным причинам это было невозможно, и приходилось делать подобное украдкой. Патриарх Пимен часто отвечал на просьбы некоторых епархиальных архиереев (тогда это как раз распространилось), обращавшихся к нему с прошением утвердить состав Соборов епархиальных святых. Оказывалось, что в эти епархиальные соборы включались некоторые праведники, которые не были прославлены в лике святых до этого. Видимо, патриарх Пимен таким образом как бы продолжал процесс канонизации.
Сейчас, слава Богу, процесс этот в Церкви упорядочен, есть Синодальная комиссия по канонизации святых, в епархиях имеются такие комиссии. Их задачей является сбор материалов о тех праведниках, которые могут быть поставлены под вопрос о причислении к лику святых. Критерии, которые, в первую очередь, предъявляются к «кандидату» (не совсем хорошее слово) на причисление к лику святых, – это безупречная христианская жизнь, безупречная, догматически правильная вера, без каких-либо изъянов, и народное почитание. Должно быть свидетельство, что этот праведник получил особую благодать Божию через чудотворение, причем не только при жизни, но и после его блаженной кончины. Эти свидетельства должны быть подтверждены достаточно веско (не так, что «у меня зуб заболел, я помолился, перекрестился, и зуб перестал болеть»). Конечно, такие случаи есть в нашей жизни, мы это знаем, по молитве святому действительно может прекратиться боль, и мы понимаем, что святой явил нам свое расположение, дал свою помощь. Это реальная жизнь. Но в данном случае речь идет о том, что люди получают исцеления от каких-то серьезных заболеваний, происходят какие-то чудеса другого плана, которые свидетельствуются теми или иными доказательствами.
Вопрос от телезрителя: «Известно, что фарисеи, предавшие Христа, считали себя праведниками. Они доводили исполнение обрядов до фанатизма, Христа считали самозванцем. Я слышал, что верующий фанатик хуже атеиста. Как не превратиться в такого фанатика?».
– Действительно, крайности всегда мешают нам. Еще в древности отцы говорили, что необходимо идти тем путем, который они называли царским. Как идет царь? Посередине. Ему расстилают ковровую дорожку или, как раньше, ветки деревьев, одежду. Его свита может бегать вокруг, смотреть, чтобы рядом не оказалось, как мы сейчас говорим, террориста, обеспечивают безопасность царю. А он идет посередине. Этот путь и рекомендован нам святыми отцами. Не надо брать на себя великих подвигов, которые были бы чрезмерны. Но, с другой стороны, нельзя и расслабляться, надо все время понуждать себя, чтобы мы были действительно в силе подвига. Но нужно избегать брать на себя что-то чрезмерное, и тем более заявлять, что вам начинает что-то открываться, всех учить вокруг себя, потому что фанатизм – это результат духовной гордости. Нередко это действительно просто грех.
Записала
Маргарита Попова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.