Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (875) → Протоиерей Алексий Кульберг: Царские дни

Протоиерей Алексий Кульберг: Царские дни

№26 (875) / 12 июля ‘16

Беседы с батюшкой

В гостях телеканала «Союз» протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма Большой Златоуст, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии.

Основная тема нашего сегодняшнего разговора – это празднование Царских дней, которые начнутся у нас в Екатеринбурге с 16 июля. Мы постараемся сегодня поговорить обо всех интересующих вопросах, связанных с этими празднествами.

– Под Царскими днями мы понимаем дни, когда было совершено убиение Царской Семьи – в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. С одной стороны, это, возможно, самый ужасный день, как была ужасна ночь в Гефсиманском саду Иисуса Христа. С другой стороны, этот день отраден тем, что у нашего государя была такая вера и такая жизнь, которые обеспечили нам такого Небесного покровителя.

Вспоминая в эти Царские дни Государя-Императора, супругу его, чад, все, что с ними связано, мы погружаемся умом и сердцем в пространство, где жили Царственные мученики, удивляемся их подвигу, учимся у них. Происходит освящение, как это случается когда капля святой воды, попадая в сосуд обычной воды, освящает всю воду в нем, так получается, когда мы прикасаемся к святыне. Мы освящаемся этим и становимся способными воспринять высоту их подвига.

Воспоминания и празднования этого события не ограничиваются 16–17 июля, они начинаются до этого и продолжаются после, чтобы мы имели возможность раствориться в этом благодатном и страшном воспоминании. Конечно, наиболее актуальными они являются для тех, кто сможет сам принять в них участие, но абсолютно не исключает возможности участия в этих событиях, кто не может побывать на Екатеринбургской земле. Как жертва Христа, принесенная в Иерусалимской земле, актуальна для всякого человека, где бы он ни жил. Телеканал «Союз» будет в эти дни транслировать и открывать события этих торжеств для жителей нашей страны и всего православного мира.

Центральным событием будут ночные богослужения в ночь с 16 на 17 июля, которые пройдут в месте, где было совершено злодеяние – сейчас это место именуется Храм-на-Крови. Здесь состоится Божественная литургия.

Многие тысячи паломников, которые, дай Бог, и в этом году приедут в Екатеринбург на Царские дни, планируют пройти крестным ходом. Предварять крестный ход будет Божественная литургия, которая будет проходить рядом с Храмом-на-Крови в ночь с 16 на 17 июля. Ожидаются ли еще какие-то мероприятия до Божественной литургии?

– Да, и все эти мероприятия традиционны и не будут новостью для людей, которые приедут. Богослужебная составляющая Царских дней начнется 16 июля в 13 часов в месте, называемом «Железнодорожная станция «Шарташ». Мы знаем, что именно сюда прибыла Царская Семья, когда была привезена в Екатеринбург. Так уже была устроена пролетарская общественность того времени, что на самом городском вокзале уже собралась разъяренная толпа, которая была готова броситься и растерзать Государя с семьей. Поэтому поезд и был переведен на станцию «Шарташ». Именно там в 13 часов 16 июля начнет движение первый малый крестный ход по тому пути, которым Царственные мученики проследовали со станции в дом инженера Ипатьева, нынешний Храм-на-Крови.

По пришествии в Храм-на-Крови в 15 часов будет совершена малая вечерня с чтением акафиста Царственным мученикам. Во все время после завершения акафиста до вечерней службы будет совершаться Исповедь, будут установлены палатки, где можно будет отдохнуть, попить чаю, оставить свои вещи в специальной камере хранения. Все уже отработано, поэтому каких-то бытовых неудобств не предполагается, но с другой стороны, если они и будут, для человека, участвующего в крестном ходе, а не находящемся на отдыхе, нормально понести какие-то сопряженные с этим тяготы.

Также традиционно в 16.30 всенощное бдение начнется на улице, чтобы в связи с большим стечением людей, не испытывать неудобств. Будут стоять большие мониторы, на которые будут транслироваться изображение и звук, поэтому, сколько бы ни было человек, все смогут полноценно участвовать в богослужении. Конечно, все это время будет совершаться Исповедь, чтобы все желающие приступить в этот день ко Святому Причастию, могли это сделать беспрепятственно. После окончания всенощного бдения, как на Пасху, все мы замираем в ожидании ночной службы, которая начнется в 23.30.

В полночь начнется Божественная литургия, на которую собираются десятки тысяч человек. Это удивительное ощущение – присутствие такого количества народа Божиего, среди которого многие приехавшие издалека, чтобы разделить это торжество.

И, может быть, самое яркое событие после Божественной литургии – Царский крестный ход. Мы знаем, что сейчас совершается много крестных ходов, среди них есть очень продолжительные. Царский крестный ход не очень продолжителен – двадцать с небольшим километров, но, тем не менее, это 7–8 часов пешей ходьбы: с места их убиения Царственных мучеников до места, где их тела нашли последнее земное пристанище: монастырь Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме. Мы проследуем путем, который очень близок к тому пути, по которому уже бездыханные, окровавленные тела Царственных мучеников перевозились к месту, где – хотя и противоестественным образом – они были преданы земле.

Здесь стоит поговорить о том, что крестный ход для многих людей непростое испытание, совершение крестного хода – это определенная культура, к которой мы должны приучать себя и тех, кто находится рядом.

В этом крестном ходе принимают участие порядка 50–80 тысяч человек, широченная река людей растягивается на несколько километров, и для того чтобы это было благоговейным шествием, надо соблюсти определенные правила. Напомню эти правила, которые хорошо было бы знать и понимать.

Как я уже говорил, Царский крестный ход – это более двадцати километров, поэтому надо оценить свои силы: насколько позволяет здоровье. Если это непосильно, можно выбрать для себя определенный этап, чтобы пройти посильный участок, а не брать на себя непосильный подвиг, чтобы не сломаться где-то в лесу и затем не знать, как из него выбраться и добраться до дома. Очень важно подумать, во что я одет и обут. Если дождь, нужна одежда, чтобы не промокнуть. Случается, что, не подумав об обуви, люди останавливаются, снимают ее с ног, избитых в кровь, и в глазах у них не слезы боли, а слезы от того, что у них нет возможности завершить начатое дело. Поэтому важно подумать о такой обуви, в которой можно будет пройти такой путь.

Надо сказать о порядке крестного хода, который является продолжением богослужения. Мы должны понимать, что впереди всего хода шествует крест, иконы, хоругви. Возглавляет крестный ход архиерей, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Как у человека есть голова, так есть и голова у крестного хода. К сожалению, люди считают, что надо обогнать, и получается, что впереди креста, иконы Царственных мучеников, духовенства бегут какие-то люди. Это абсолютно неправильно с точки зрения, как благочестия, так и с духовной: самость, самостийность. Если вы начинаете крестный ход не с начала, а присоединяетесь на каком-то его этапе, надо дождаться креста, иконы Царственных мучеников, духовенства, пропустить их и затем лишь присоединиться к общему делу, в котором мы являемся лишь соучастниками.

Неправильно разговаривать во время крестного хода о жизни, каких-то обстоятельствах. К сожалению, приходится наблюдать, что люди забываются и ведут себя так, словно они на прогулке. Крестный ход – это молитва, надо внимательно слушать, кто, что поет. Люди, которые находятся ближе к началу крестного хода, могут слышать, что и как поется. Те, кто за километр сзади, конечно, не слышат этих песнопений. Очень хорошо, если общими усилиями поется Иисусова молитва или какие-то другие известные песнопения. Пусть каждый смотрит внутрь себя, где он находится. Человек, который будет внимателен на протяжении этого крестного хода, получит для себя пользу. Перед крестным ходом в Храме-на-Крови будет раздаваться памятка, которую получит каждый, и где будут прописаны все эти пожелания и наставления.

Не забывайте и о том, что придя в монастырь Святых Царственных Страстотерпцев, надо позаботиться о том, как оттуда вернуться домой. Это будет 7–8 часов утра, автомобильное движение будет перекрыто, припарковать машину не будет возможности. Из монастыря будут ходить автобусы по маршрутам до станции «Шувакиш».

Вопрос телезрителя из Рыбинского района Ярославской области: Почему Царя Николая II называют последним царем, если он отрекся в пользу своего брата Михаила. Разве в таком случае последним царем должен называться не Михаил?

– Попытаюсь ответить вам на понятном примере нашей современной истории. У нас сейчас правитель – президент. Сначала он именуется кандидатом в президенты, затем совершаются выборы, на которых избирается президент. Даже после того, как произведен подсчет голосов, он именуется избранным в президенты, но еще не президент. И только после чина поставления, когда человек получает право принятия решений, право подписи, «ядерный чемоданчик», он становится полновластным президентом. Это не выдуманный порядок, но образец его взят из византийской и древнерусской царской традиций. И царем человек становится, когда совершается чин помазания на царство. Как известно, над государем Николаем Александровичем чин миропомазания на царство был совершен. В этом церковном чине на человека снисходит благодать Духа Святого, соделывая его царем. Но над теми, кто должен был принять от Царя Николая царствование, этот чин, к сожалению, не был совершен.

Давайте не будем формалистами, ведь в полной мере в духовном и гражданском смысле Государь Николай II был последним Царем. После него царских решений не принималось. Недаром 15 марта каждого года мы вспоминаем память Державной иконы Божией матери, при этом радуемся тому, что Божия Матерь приняла атрибуты царской власти: скипетр и державу из рук Императора Николая Александровича. Поэтому последним земным Царем России является и остается Государь-Император Николай Александрович.

Божия Матерь держит сейчас в Своих руках власть над Россией, и, конечно, мы уповаем на милость Божию, что если Богу будет угодно, если русский народ окажется способным воспринять благое иго царской власти, тогда Божия Матерь передаст эту власть царю.

Мы остановились на том, что крестный ход приходит в монастырь Святых Царственных Мучеников на Ганиной Яме. Что происходит после этого?

– 17 июля – день кончины Государя-Императора Николая Александровича, а 18 июля не только память преподобного Сергия Радонежского, но и день кончины святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, произошедшей в г. Алапаевске нынешней Свердловской области. Соответственно там и будут происходить дальнейшие мероприятия.

Вечером 17 июля в Алапаевском монастыре будет совершаться всенощное бдение, и уже традиционно около сохранившейся по сей день шахты, куда живыми были сброшены Великая княгиня с инокиней Варварой и князьями, в небольшом храме рядом с ней будет совершена Божественная литургия.

Во время Литургии, когда поется Херувимская песнь и совершается перенесение Святых Даров с жертвенника на престол, все внимание переносится к этой шахте. Священнослужители исходят к ней из храма, и Херувимская песнь поется там. Вспоминаем, что когда Великую княгиню сбросили в шахту, длительное время она оставалась жива, перевязывала там раны искалеченным великим князьям, и длительное время из шахты слышалась Херувимская песня. Это совершенно переворачивающая душу Херувимская песнь, которая совершается во время Божественной литургии 18 июля в Алапаевске.

Там, конечно, уже не 50 тысяч паломников, но не одна тысяча человек находит время, силы и средства, чтобы прийти и на этой Голгофе, обращенной в лоно нашей земли, помолиться и поклониться подвигу, который был там совершен.

Вопрос телезрителя из Белгородской области: Когда у Нектария Оптинского спрашивали о том, будет ли еще в России царь, он трижды повторил: «Следующий – антихрист, антихрист и антихрист». Сейчас много монархических партий, движений за возврат царской власти, но, наверное, людям надо просто забыть об этом и никогда уже к этому вопросу не возвращаться. Как Вы считаете?

– Преподобный Амвросий Оптинский так в свое время излагал мысль многих святых отцов: обращаясь с вопросом к святому человеку, внутренне будь готов исполнить то, что он скажет, то есть вопрос не может быть праздным. Задашь вопрос о том, жениться ли тебе или в монастырь идти, будь прежде готов исполнить то или иное. Если не готов, не задавай такой вопрос.

Если мы говорим о том, будет у нас царь или нет, надо задаться вопросом о том, готовы ли мы принять царскую власть. Если Господь пошлет нам царя, не повторится ли история, которая была со Христом в израильском народе. Израильскому народу своя воля и своя жизнь были гораздо слаще и приятнее, нежели слышать даже волю Божию. Господь не дает нам сейчас царя, помазанника Божия потому, что мы не готовы быть послушниками, царскими подданными. Мы обмельчали. Если Господь какими-то скорбями и подвигами приведет нас к тому, что мы будем готовы быть слугами царевыми, нет сомнения, что Бог пошлет нам царя. Об этом говорит Сам Христос, показывая народу на камни: если вы, народ, будете безгласны, то камни будут вопить. Бог силен из камней сотворить народ Божий. Господь силен послать нам царя, если это будет нам полезно, а просто для статуса, то это не божественный и не имперский масштаб. Нам надо готовиться к этому: взрослеть и каяться.

Практический вопрос: если во время крестного хода какому-то человеку потребуется помощь, будут ли какие-то помощники, добровольцы, к кому обращаться, если вдруг что-то произойдет?

– Конечно, будут, и их будет нетрудно узнать, поскольку епархиальная екатеринбургская Служба милосердия, известная во всей стране, собирает всех своих волонтеров, которые будут участвовать в течение всего шествия крестного хода. У них будут специальные платки с красными крестами, бейджики, чтобы можно было их сразу узнать. Их задачей будет как раз помогать людям во время движения крестного хода: ответить на вопросы, показать, где можно взять воду или решить санитарные вопросы, оказание первичной медицинской помощи, приглашение медперсонала, который будет сопровождать крестный ход.

Люди, которые ранее принимали участие в крестных ходах, знают правила и условия крестного хода. Но каждый год приходят люди, которые никогда не ходили пешком именно в составе крестного хода, все же искушения подстерегают людей. С какими мыслями и с каким настроем должны вступать люди на этот путь?

– Это вопрос, подобный вопросу о том, с какими мыслями и настроем должен приходить человек в храм в праздник Крещения Господня. Мы стоим перед некой тайной, которая в полной мере для нас непостижима. В январе это тайна Богоявления и чуда крещенской воды, здесь мы предстоим перед тайной нашего соприкосновения с крестным путем святых Царственных мучеников. Мы можем о нем читать, думать, рассуждать, а здесь у нас есть возможность пройти этот путь своими ногами и, конечно же, обратиться к ним с молитвой. Одно дело прочитать книгу и другое дело – пройти этот путь. Конечно, надо помолиться, каждый человек может попросить Бога по молитвам Царственных мучеников дать нам разума разобраться и повопрошать Бога о тех проблемах, которые сейчас тяготят его лично, идя этим путем, таинственным, молитвенным образом побеседовать с Царственными мучениками. Мы входим в жизнь их реалий, идя путем, которые шли они, и Царственные мученики отвечают нам тем же, входя в нашу жизнь.

Некоторые люди выходят на крестный ход в инвалидных колясках, некоторые идут с детьми, понятно, что ни один шаг не делается впустую, и все эти труды, которые люди принимают на себя, возмерятся ответом Божиим. Конечно, это не магия и не мистика: если я прошел, мне что-то зачтется или простится. Но если человек подходит к этой великой тайне с надеждой, что милостивый Господь услышит и откроет, то Господь в своей мере и в свое время и услышит, и откроет.

Вопрос телезрителя из Екатеринбурга: У меня небольшое пожелание: я бы хотел обратить внимание екатеринбуржцев и гостей на культуру крестного хода. В прошлые годы люди выходили со службы и рвались вперед, распихивая друг друга локтями, это было, скорее, похоже на какой-то марафонский забег.

– К сожалению, такие бесчиния, действительно, бывали. Возвращаясь к примеру с праздником Богоявления, вспомним, как люди, находясь рядом с великой святыней агиасмы, начинают распихивать друг друга локтями. И отнюдь не чудо крещенской воды получают они в этих бутылочках, но еще один грех на свою душу. Так же и крестный ход: что посеешь, то пожнешь. Посеешь желание совершить забег, показать окружающим свою «одухотворенность», тогда пожнешь суетное и земное. Попытаешься прислушаться и услышать, прежде всего, свое собственное сердце, а потом то, что будет происходить вокруг – и пожнешь ответ Божий на твое вопрошание.

Во время крестного хода представьте, что вы находитесь в храме. Будет ли кто-то кричать и толкаться в храме. Наверное, все-таки, нет. Мы находимся на улице, идем в лесу, но при этом все мы составляем Церковь, и надо соблюдать благообразие.

Я благодарен нашему телезрителю за это замечание, потому что порой наступает смятение. С одной стороны, умиление, когда видишь глаза людей, детей, спящих в своих колясочках, инвалидов, вращающих колеса своих колясок, а с другой стороны, наступает душевный ужас при видении наших церковных прихожанок, которые начинают поучать, кричать или забегать туда, куда не следует. Все должно быть по чину, благообразно, и тогда будет соответствующее воздействие на наши души.

Мы не должны быть поводом для попреков окружающих людей, тем более что будет вестись трансляция крестного хода телеканалом «Союз». Представьте себе, что какой-то человек слышал, как православные любят крестные ходы, включает телеканал и видит порой таких безумных людей, которые безобразно ведут себя. Мы тем самым отвратим от себя людей, никто не захочет войти в это ненормальное собрание. Давайте приложим все усилия, чтобы это дело крестного хода было на пользу и нам, и тем, кто рядом с нами, и тем, кто будет смотреть на нас со стороны и принимать решение о возможности своего участия в крестном ходе.

Расшифровка:
Юлия Подзолова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс