Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Батюшка, расскажите, пожалуйста, связан ли Ваш приезд в Екатеринбург с началом Царских дней и с торжествами, которые пройдут в ближайшие дни?
– Для меня это долгожданная поездка, так случилось, что именно в эти дни получилось уйти в отпуск, поэтому не было вопросов, в какую сторону поехать. Мы сели в машину и отправились на Урал, чтобы в эти дни быть в святом месте, освященном страданиями и кровью Святого Царя Мученика Николая и его венценосной Семьи.
Ранее Вы служили в храме во имя Святителя Николая в Пыжах; настоятель его и по сей день – отец Александр Шаргунов, который принял особое участие в работе над материалами, вошедшими в состав других подготовленных к канонизации Святых Царственных Страстотерпцев. Думается, эта тема Вас не обошла стороной.
– Конечно. Почитание Царственных мучеников, когда я пришел к вере (где-то в 1980 году, а в 1981 году совершилась их канонизация в Зарубежной Церкви), не прошло мимо нас уже тогда. Особое отношение к Государю, к его страданиям и смерти не могло оставить равнодушным. Тогда появились службы мученикам, мы стали им молиться, и помощь по их молитвам ощущалась.
Вы имеете в виду келейную молитву?
– Да, и келейную тоже, но поскольку служба уже была составлена, то были и тропари написаны, и уже в то время пытались обращаться к ним с молитвой. Безусловно, Святые Царственные Мученики – это особые святые для нашей Церкви: в XX веке, когда русский народ во многом обезбожился, когда русские образованные круги считали веру чем-то несерьезным, они явили настоящую, подлинную веру, близкую к вере народа, и тем стали чужими для своего окружения. Государь не воспринял тех увлечений, которые были тогда модны. Он был таким Царем, каким и должен быть русский царь – помазанник Божий, он хотел быть настоящим российским царем. Участвуя в переписи населения, он написал о себе так: «Хозяин земли Русской». Он вникал во все аспекты жизни простого русского человека, хотел общения с простыми русскими людьми. Когда ввели новую военную солдатскую форму, он, чтобы понять, что эта форма действительно удобна, прошел в ней 42 км пешком. Удивительны участие и забота этого Государя о своем народе!
Но, к сожалению, это время стало временем смуты, революции, о чем предупреждали русские святые – Иоанн Кронштадтский, Феофан Затворник и многие другие: они говорили, что такие беды произойдут на нашей земле. Судьба Государя сложилась трагично. Он оказался лишним, поскольку был рыцарем чести, христианином, а окружение хотело жить на западный манер, и такой Царь был лишним и ненужным, тем более что неудачи, какой-то рок преследовали Русь и его, Царя.
Он и родился в день праведного Иова Многострадального. И это оказало большое влияние, он считал себя связанным с его судьбой – и тот шел путем поражений. Так было и в России – неудачная русско-японская война, последовавшая революция, вторая революция...
Вот сюжет, подготовленный к 400-летию воцарения династии Романовых – в рамках этого юбилея были подготовлены небольшие сюжеты, которые дают историческую справку о представителях династии. Кстати, в сюжете рассказывается история, о которой Вы уже упоминали: как Император Николай II сам примерял нововведенную военную форму.
Голос за кадром: Император Николай II сумел превратить Россию из аграрной страны в мощную индустриальную державу. Он ввел ограничения на вывоз из страны сырой нефти – не более 12%, остальное экспортировалось в виде готового продукта. Россия вышла на первое место в мире по темпам экономического роста. Были построены Восточно-Китайская, Южно-Маньчжурская железные дороги и самая протяженная в мире – Транссибирская магистраль. Начальное обучение было бесплатным, а с 1908 года – обязательным. Ежегодно продолжали открываться более 10 000 школ.
Вика Цыганова: – Государь Император Николай II по-отечески заботился о солдатах. Во время обсуждения вопроса о перемене снаряжения пехоты он решил лично убедиться в ее пригодности. Как-то утром он потребовал себе комплект нового обмундирования и, надев его, вышел из дворца в Ливадии совершенно один. Он прошел 40 верст, что составляет 42 км, неся ранец с плотной укладкой на спине и с ружьем на плече, взяв с собой столько хлеба и воды, сколько полагалось иметь при себе солдату. Вернулся Царь уже на заходе солнца. Пройдя это расстояние за 8 часов, он нигде не почувствовал набивки плечей или спины и, признав новое снаряжение подходящим, впоследствии его утвердил. Командир полка, форму которого носил в этот день Император, испросил в виде милости зачислить Государя в первую роту и на перекличке вызывать его как рядового. Царь согласился и собственноручно заполнил послужную книгу нижнего чина. В графе для имени написал: «Николай Романов», а в сроке службы: «До гробовой доски».
Эта история – одна из немногих в жизнеописании Царя Николая II.
Вопрос телезрительницы: «Что для Вас и для нас, русского народа, подвиг Царя Николая? Какой урок мы должны из этого получить?»
– Подвиг Царя – это подвиг безусловной верности своему долгу, долгу Государя и христианина. Сейчас, в наше время, человек не способен идти до конца. Государь являет верность своему долгу до смерти. Для Государя долг христианина и долг царя неотделимы. Поэтому мы молимся ему, чтобы и нам обрести такую простую веру, веру безусловную, веру до конца.
Собственно, это явилось в его служении. Когда от него категорично потребовали отречься от престола, говоря, что только таким образом Россия может продолжать войну, он не стал держаться за престол. Он не искал ничего своего – он сказал, что если такая жертва необходима Отечеству, то без колебаний принесет ее. Мы помним из истории (есть более ранние свидетельства), что когда родился Царевич Алексий и было предсоборное совещание, предсоборное присутствие (кто-то из архиереев вспоминал), однажды туда пришел Государь и предложил высказать мнение. Тогда шла речь о введении Патриаршества. И он спросил: «Что вы скажете о моей кандидатуре, если я откажусь от престола в пользу наследника, а сам стану Патриархом?» Это был бы естественный и замечательный способ возвращения к Патриаршеству, и Государь рассматривал эту возможность.
Вопрос телезрителя: «Если Николай II, будучи Царем, отказался от престола, следовательно, он уже не царь, он уже Романов. Но почему тогда его прославляют как Царя? И как его прославили в лике святых, если святые мученики – это люди, которые пострадали за Господа, за веру? Разве он пострадал за Господа или за веру? Ему же сказали отречься от престола, а не от веры…»
– Что касается отречения, то, как я уже сказал, Государь исполнил свой долг. Он не ушел от ответственности и не решил переложить бремя принятия решений на других людей. Он до конца исполнял свой долг, долг Государя. Государь разделил судьбу своего народа до конца.
Он хотел остаться в армии, продолжать служить Отечеству, но ему не дали. Он был арестован, сослан в Тобольск, потом переведен в Екатеринбург, все время менялась охрана, потому что та клевета, которая его окружала, развеивалась, когда люди общались с ним, с его Семьей.
В чем подвиг? В том, что он оказался до конца верен своему царскому служению, он до конца был Царем. Тут можно вспомнить историю с царем Лазарем, когда ему перед сражением явился Господь и спросил: «Какой ты хочешь награды: земной или Небесной?» И он вступил в бой и достиг Небесной награды, стал святым. Есть свидетельства митрополита Макария, когда он увидел Государя перед Господом, у Которого были в руках две чаши, и Государь умолял Господа, чтобы Он дал ему, а не народу испить горькую чашу.
Верность долгу до конца привела его в екатеринбургские застенки, и он был убит именно как Государь, а не как гражданин Романов. Свердлов, который стоял за этими решениями, говорил о том, что нужно расстрелять всю великую Семью, уничтожить. Почему убили Царя? Он помазанник Божий. Господь еще целый год после отречения хранил его и его Семью, русские люди могли опомниться, покаяться. В то время, как и в 90-е годы, когда шло разрушение советской государственности, нужно было сделать так, чтобы русский народ не успел опомниться, что и сделали революционеры. Поэтому его и убили, убили как Царя, как помазанника Божия. Он принимает смерть вместе со своей Августейшей Семьей – вот в чем дело. Его убивают именно как удерживающего власть православного Царя. А он являет верность своему христианскому долгу до конца, и Бог его за это прославляет. Он не пытался уехать за границу. Он очень боялся, что станет разменной картой в переговорах с немцами. Причем его отречение было в пользу брата Михаила, а не в пользу Временного правительства.
Ряд историков полагают, что документ, который принято считать отречением Николая II от престола, сфальсифицирован, то есть фактически Царь не подписывал этот документ. Были проведены стилистические исследования, и такая информация существует.
– Действительно, была клевета на Государя, что он помеха, от него требовали отречения. Потом, уже после его кончины, враги канонизации говорили, что он отрекся и его нельзя канонизировать. Теперь с третьей стороны начинаются разговоры, что никакого отречения не было.
Да, мы хотим как бы «спрямить» историю, сказать, что все это фальсификация, но ведь Государь жил еще целый год, неужели он никому не обмолвился об этом? Тогда мы вынуждены подозревать, что Государь скрывал правду? Понятно, что это попытка отвести предыдущие аргументы, но в том-то и дело, что Государь не держался за власть. Кроме всего, здесь действует и Господь, и Государь увидел Промысл Божий, что за отступление русского народа Господь попускает то, что страшнее всего, и он принимает это со смирением и с одной молитвой, чтобы народ покаялся, а он готов испить свою чашу до дна. И, по сути, он отдает свою жизнь, и его Семья разделяет его судьбу.
Мне кажется, это неосновательные подозрения. Сам Государь никогда не отрицал этого документа. Есть свидетельства, что текст принадлежит все-таки ему.
Предлагаю вернуться к сюжетам о Царской Семье и поговорить о периоде их жизни еще до ссылки и об их непосредственном участии в милосердном служении.
(Голос за кадром: «Единый алмаз, сияющий и крепчайший, граненный деятельной любовью» – так назвал Царскую Семью один из биографов. Фото– и кинохроника того времени и свидетельства современников сохранили их для нас именно такими: любящими, исполненными царственного достоинства и одновременно с этим простыми и сердечными. «Мы – одно, – говорила Государыня Александра Феодоровна, – а это, увы, так редко в теперешнее время. Мы тесно связаны вместе: маленькая, крепко связанная семья».
Быт Царской Семьи намеренно не был роскошным. Родители опасались, что богатство и нега испортят характеры детей. Августейшие особы спали на походных кроватях без подушек, по утрам обливались холодной водой, ели самую простую пищу и всегда были заняты. Манерам, языкам и рукоделию своих пятерых детей Императрица обучала сама. По вечерам Семья часто собиралась вместе. Они музицировали и беседовали, читали и занимались рукоделием. Порой Император, до полуночи работавший с государственными бумагами, присоединялся к жене и детям и читал вслух.
Милосердие и благотворительность были частью повседневной жизни Царской Семьи. «Кроме красоты, в мире много печали», – учила дочерей Государыня, посылая их навещать больных туберкулезом. Борьба с этой неизлечимой болезнью и помощь страждущим стали целью праздника Белого цветка, который впервые прошел в России в 1911 году. В нем участвовали все слои населения, а задавала тон Царская Семья. Императрица, Наследник и Великие Княжны заблаговременно готовили поделки и сувениры ручной работы, которые сами продавали на благотворительном базаре. Собранные средства расходовались на помощь больным туберкулезом.
Первая мировая война предложила задачи еще более сложные, и «крепчайший алмаз» еще ярче засиял всеми гранями деятельной любви. Ни одного платья, кроме формы сестер милосердия, не сшила Императрица ни себе, ни своим дочерям с начала войны. Все личные деньги Их Величеств шли на благотворительность, все силы – на служение. Александра Феодоровна организовывала медицинские пункты, в дворцовых помещениях размещались госпитали. В Царскосельском лазарете для тяжелораненых Императрица вместе со старшими дочерьми служила сестрой милосердия.
Цесаревич Алексий Николаевич… Родители этого благороднейшего ребенка, из-за наследственной болезни испытавшего так много страданий, ставили воспитание и формирование характера Наследника выше его безопасности. Во время войны его место было рядом с отцом, на фронте, в Ставке. На глазах мальчика Россия уверенно шла к победе, которую сорвала измена, трусость и обман. «Когда я буду царем, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы!»… Он прожил слишком мало, чтобы исполнить свое детское обещание. В вечность он ушел тринадцатилетним. Его Царственным сестрам было от 17 до 23 лет.
«Единый алмаз, сияющий и крепчайший, граненный деятельной любовью». Эти достойнейшие люди оставили нам царский дар: столь ясный и чистый пример любви и милосердия, что не последовать ему невозможно).
Когда готовятся материалы к канонизации святых, собираются различные сведения и о почитании, и о чудесной помощи, случаях исцеления, мироточения. И одним из таких чудес, явленных еще до причисления к лику святых, стало мироточение некоторых икон, на которых изображены Царственные Страстотерпцы. Таких икон несколько, одна из них пребывает в храме Святителя Николая в Пыжах, и ее привозили на Царские дни в Екатеринбург. Она появилась уже во время Вашего служения в храме?
– Да, это было в 1998 году, ее хранитель, Олег Бельченков, благочестивый человек, принес ее к нам в храм, поскольку эта икона, подобно Иверской иконе Божией Матери, источала благоуханное миро непрестанно. Причем эта икона была простая, бумажная, в киоте. Все мироточение происходило внутри киота, то есть миро стекало по внутренней стороне стекла. Первый раз эта икона появилась на праздник Торжества Православия. И это было истинное торжество Православия, милость Божия, когда икона с благодатным миром была принесена в храм, она преображала богослужение. Люди испытывали необычайный духовный подъем.
И сейчас это мироточение продолжается – может быть, в меньшей степени. И это явное свидетельство. Это было еще до канонизации, чудо происходит на наших глазах. Потом в храме отец Александр много потрудился для состоявшейся канонизации. Особенность ее в том, что она происходила по инициативе церковного народа, то есть именно так, как и должна происходить подлинная канонизация. Что нужно для канонизации? Свидетельства о почитании и чудесах. Об этих чудесах, происходивших в разных концах света, приходило огромное количество писем как из России, так и из других стран. Причем чудеса касаются жизненных событий, когда, например, врачи ставят безнадежный диагноз, а человек помолился Царственным мученикам, и на следующем обследовании врачи удивляются, что болезнь неожиданным образом прошла. Таких свидетельств масса, это два больших тома, и они изданы – «Чудеса Святых Царственных мучеников».
Недавно отец Александр написал книгу, которая называется «Царь», в ней тоже приводятся примеры чудес, старые и новые. Если говорить о том, что почитать об их чудесах, то вот эти книги, которые собирались для подготовки к канонизации, – самое лучшее чтение.
Вопрос телезрителя: «Я слушаю эту передачу и думаю, что те, кто говорит, что Царь от престола отказался, не правы: Царь венчается на престол, и даже если он напишет тысячу документов об отречении, все равно над ним должен совершаться церковный обряд развенчивания. Только после этого он может быть не-царем. Поэтому все равно перед Богом остается Царем. Получается, что не Царь виноват, что он отказался от престола, а народ от него отошел, и Царь спасает народ от греха: народ давал клятву верности Царю. Значит, грех лежит на русском народе, который предал его? Может, нам надо покаяться в этом?»
– Да, с одной стороны, вина лежит, конечно, на русском народе, который оказался недостойным. Ведь не только окружение Царя его предало. Если вспомнить свидетельства людей, живших в те годы, то отречение Государя в Петербурге вызвало радость – все шампанское было выпито: люди обрели свободу. А в XXI веке русский человек обретает свободу от Бога. Бог не нужен, потому что Его заповеди лишают человека свободы, поэтому от Него надо отказаться. По сути, это ступени одного и того же пути – в бездну: разрушение христианской государственности, разрушение семьи – то, что мы сейчас и видим.
Семья Государя – это икона семьи, образец подлинной, глубокой, преданной любви. Сначала отречение от государственности, от семьи – и человек уже не человек, что и происходит сейчас на наших глазах.
Вопрос телезрительницы: «Какие книги можно почитать по этой теме?»
– Много книг написано на эту тему. Например, книга С.С. Ольденбурга «Царствование императора Николая II», книга В. Кобылина «Анатомия измены», книга Соколова, где подробно исследуется екатеринбургская трагедия. Я рекомендовал бы книги отца Александра Шаргунова, который написал семь книг на эту тему, тем более что они максимально обращены к современному человеку, к тем проблемам, которые сейчас стоят перед современным обществом.
От себя могу добавить, что очень подробная информация собрана на сайте www.pravoslavie.ru, там есть и статьи, и жизнеописание, и различные исторические факты – очень большая база информации о Святой Царской Семье.
– А у отца Александра есть сайт www.moral.ru, там тоже есть интересная информация.
Вопрос телезрителя: «Я читал в «Добротолюбии» о том, что если кто-нибудь отвергает хотя бы одного из малых святых (а сейчас разговор идет о Царе), то и Бог его не примет. Но сейчас сплошь и рядом слышится от многих людей, что Царь предал. Осипов говорит, что Царь предал, он просто смеется над ним, издевается над ним в интернете. Вроде бы он уважаемый человек, но он не почитает Царя и насмехается над Царственными мучениками. Как это возможно?»
Возможно, те статьи А. Осипова, которые Вы читали, датированы не сегодняшним числом, то есть не сейчас он об этом говорит. Это его позиция как богослова в те времена, когда рассматривались вопросы о возможном принятии решения о канонизации Святой Царской Семьи, и сейчас, вполне возможно, он свое мнение изменил.
– В Церкви, безусловно, существуют противники Государя: и сейчас отвергают его святость – он неудобен неразделенностью своей веры, тем, что он верен до конца. Люди с теплохладной верой этого принять не хотят. Это обличение их совести, и лучше не будем говорить о персоналиях.
Напомню, что в Царские дни в Екатеринбурге особо торжественные мероприятия проход в ночь с 16 на 17 июля – день принятия мученической кончины Святой Царской Семьей. Около Храма-на-Крови в Екатеринбурге совершается ночная Божественная литургия, которую планируется транслировать в прямом эфире телеканала «Союз»; после Литургии начинается крестный ход от Храма-на-Крови на месте, где была расстреляна Царская Семья, – до монастыря Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме – это место, куда были увезены их тела.
Расшифровка:
Светлана Козловская
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.