Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №20 (869) – 23 (872)
Александр Владимирович, поясните мне, пожалуйста, я немножко запутался с традициями. Я читаю в Вашем предисловии к сборнику «Перелом» такую фразу: «Трагическая особенность нашей истории – это многократный разрыв с традициями. Разрыв, который сам по себе стал традицией». Мне сама по себе эта фраза понятна, потому что те периоды российской истории, которые, по сути, перечеркивают предыдущие, очевидны. Но здесь у меня наступает противоречие со сказанными ранее Вами словами о традициях, которые переходят из поколения в поколение. Как здесь разобраться?
– Никакого противоречия тут нет. Я просто обращаю внимание читателя на то, что не первый раз пытаются некие силы или деятели, исторические персонажи прервать традицию. Ножницами – раз! – и ленточку перерезать. И каждый раз не получается. Но каждый раз наносит огромный урон. Вот посмотрите, Петр I – это очевидная попытка поломать, прервать традицию ради каких-то целей. 1917 год, большевики. Скажем, Петр – ради индустриализации страны, большевики – ради идеи справедливости, устроения справедливого общества прерывают традицию. В 1991 году либералы, ради понятия демократии, прерывают традицию. Уже советскую традицию. И так далее. У нас постоянно идут вот эти купирования. А народ, который на своем хребту переносит все эти ужасные эксперименты, каждый раз с невероятным усилием пытается это как-то уврачевать с помощью возвращения к традиции. Это единственный ресурс. Я бы так сказал: традиция – это наш неприкосновенный запас, который мы должны охранять. Потому что это единственный источник, который позволяет дальше развиваться нашей стране.
Я знаю, что для Вас большое значение имеет понятие справедливости традиции. Как эти понятия соотносятся и является ли это соотнесение в Вашем понимание выходом из какой-то идеологической конструкции?
– Я считаю, что для русского человека справедливость и традиция занимают доминирующее положение. Отношение к традиции, к корням и обостренное чувство справедливости. Поэтому неразумно это не учитывать. И я предлагаю в своих текстах просто опираться на эти две тенденции, если так можно сказать, внутри каждого из нас. Что касается перевода этого на политический язык, то, может быть, проще понять справедливость. Обычно это тема, которой занимаются левые партии, социалистические, социал-демократические. Большевики взяли именно эту тему. А тема традиций более близка партиям консервативным, поэтому они больше опираются на разговоры о традициях, на традицилогию. А я говорю, что нужно то и другое попробовать соединить: и то, и то есть внутри каждого русского человека, так что мы будем изобретать велосипед? Нам просто нужно что-то взять от левых, я о политике говорю, а что-то взять из консервативных партий и попробовать это соединить. Вот и все. Потому что это органично русскому человеку, органично христианину. Мне кажется, здесь нет ничего сложного.
Были ли такие прецеденты в других странах?
– В России была попытка в начале 90-х годов создать христианские партии, но она, к сожалению, не увенчалась успехом, потому что совершенно не было опыта партстроительства, с одной стороны, с другой – Церковь не была готова это воспринять. Это довольно было опасно: партийная деятельность, мягко говоря, не совместима с церковной и религиозной деятельностью. Но, тем не менее, Церковь высказывалась на социально-политические темы в 90-е годы, и к 2000 году был создан очень важный документ. Это Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Этот документ как раз показывает, как Церковь относится к социально-политическим событиям, явлениям, как она видит этот процесс. Очень любопытный документ, советую прочитать.
Александр Владимирович, в завершение нашей программы хочу обратиться к теме, с которой мы начинали – Церковь и общество. Вы говорили, что Церковь и общество неразделимы. Что Вы могли бы сказать и с чем обратиться к нашим телезрителям как к членам Церкви? Насколько нужно быть активными в социальной сфере? Какие действия нужно предпринимать в обществе членам Русской Православной Церкви?
– Честно говоря, я вообще бы не хотел обращаться ни с какими словами. Потому что сегодня активность мирян в Русской Церкви колоссальна. И не надо никого никуда призывать, чему-то учить, заниматься ненужными назиданиями. Об этом не очень много пишут, не очень много говорят, но просто в моей повседневной жизни, а мне приходится довольно много ездить по разным городам России, я вижу, что колоссальная активность. И волонтерская, и благотворительная, и социальная, и идеологическая. Масса организаций, которых интересуют идеологические вопросы. Они собираются, проводят «круглые столы», пишут книги и так далее. То есть общественная и, я бы даже сказал, общественно-политическая деятельность, очень активная, она свойственна вообще христианину. Потому что, когда я говорю, что Церковь не должна заниматься политикой, я говорю, в первую очередь, конечно, о духовенстве. Совершенно не нужно духовенству заниматься политикой. Но миряне имеют полное право на это, если у них есть какая-то расположенность заниматься политикой, ведь они – граждане государства, они имеют конституционные права, в том числе и заниматься политикой. Только, занимаясь политикой, не следует забывать о том, что ты еще христианин, не разделять эти две составляющие внутри себя, и все тогда с Божией помощью получится.
Правильно ли я понимаю, что Вы в качестве первого заместителя руководителя Синодального отдела будете всячески помогать подобным инициативам мирян?
– Политическим – нет. Они должны заниматься этим самостоятельно. Социальным – безусловно, да.
Записала
Маргарита Попова
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.