Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (873) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 13

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 13

№24 (873) / 28 июня ‘16

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) – №23 (872)

– Псалмы имеют разное знание, открывают перспективу духовной жизни – как мы должны поступать, что должны делать, что не должны.

13-й псалом имеет двойной смысл. Если брать святоотеческое толкование, то будет больше говориться о духовном смысле этого псалма, он будет привязан к нашей духовной жизни, к нашему пониманию прихода в мир Спасителя. Другие толкователи говорят, что он имеет некое значение для Ветхого Завета. Псалтирь имеет не только буквальное значение, таинственный смысл заложен в каждой фразе, в каждом слове: Псалтирь – это Священное Писание, и псалмопевец Давид – это не только царь, который обладал красивым слогом, он – пророк, и он нам возвещает Божественную истину в каждом своем псалме.

Здесь открывается тайна прихода Христа Спасителя в этот мир и окончание жизни человека, который не живет со Христом. Многие толкователи говорят, что в 13-м псалме псалмопевец Давид рассуждает о тех безумцах, которые нападали на Израиль, Иерусалим, хотели унизить народ, имевший своим Покровителем Бога. Они не веровали в Бога и решили посмеяться – в итоге были поражены лишь только потому, что посмеялись над Ним. А Господь никогда не оставляет Свой народ.

В этом псалме Давид говорит о сирийцах, которые напали на Израиль и причинили очень много вреда. В то же время заложен очень глубокий духовный смысл в таких словах: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих, несть творяй благостыню». Умный человек никогда не скажет, что нет Бога: весь этот мир ярко свидетельствует, что Бог есть, и человек, обладающий разумом, имеет и дар рассуждения, который приводит к тому, что он обретает Бога в Его творениях. Внутри человека есть безумие, хотя внешне он не производит впечатление лишенного разума. Наоборот, человек имеет пытливый ум, но ум его развращен. Когда Бог лишает человека разума, это крайняя степень наказания. Человек имеет пытливый ум, но жизнь его растлеша и омерзишася в начинаниих, несть творяй благостыню, то есть растлевающий себя грехом становится мерзким человеком, и нет ничего доброго в его делах. Его недоброта, его злость распространяются не только на людей, они даже доходят до Бога. Тот, кто уходит от Бога, становится злым и неприятным. Он делает такие дела, в которых утверждает, что сам творец, сам – бог. Такой человек забывает, что у него время должно остаться на Бога, на молитву, и посвящает все своему земному существованию, как будто земля становится вечным местом его жизни. Неверующий умирает страшно, ведь он привязан к этой земле: здесь сердце его, здесь богатство его, он привязан к земным удовольствиям и не оставил места для Бога в своем разуме, в своем сердце.

А не оставить места для Бога – значит, не оставить места для вечности. Будучи человеком опытным и разумным, открывающим какие-то процессы, проходящие здесь, на земле, совершая политический или творческий переворот в сознании других людей, он живет без Бога, и дела его растлевающие, мерзкие пред Богом, ведь он меньше творит добра. Почему эти слова правильные? Мы видим, что человечество становится богаче, более комфортно живет, но доброта уходит из этого общества. Действительно, человек, отходящий от Бога, теряет рассудок. Священное Писание предупреждает, что происходит падение человека, отходящего от Бога, и что с ним далее ничего хорошего не случится.

«Господь с Небесе приниче на сыны человечeския, видети, аще eсть разумеваяй или взыскаяй Бога». Псалмопевец Давид говорит, что Господь с Неба наблюдает за человеком: Господь вездесущ, от Него человеку некуда спрятаться, Он знает даже то, что мы помышляем в сердце своем (для каждого христианина важно бороться с плохими мыслями, потому что они зарождают дело).

«Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до eдинаго». До прихода Спасителя на землю мир утопал в грехе и разврате: «будем есть, будем пить, будем веселиться, чтобы завтра умереть», ведь нет вечности. Человечество изживало самое себя и без какого-то изменения не могло вылечиться, исцелиться без того дуновения, которое Господь Сам вдохнул в человечество Своим Пришествием на землю, Своими чудесами, Своим Учением, Своим Крестным страданием – той великой благодатью, которая изменила человека и человечество, преобразила его, вновь его присоединила к святости через подвиг, понесенный верующими в этом мире.

Сейчас пришли времена, когда на нашу землю можно посмотреть и сказать: несть человека праведного. В свое время свт. праведный Иоанн Кронштадский сказал, что настали времена, как во время Пришествия Христа Спасителя на землю, – вновь человечество уклоняется от дел, которые заключены в исполнении заповедей Божиих. Пока есть святые, праведные – земля существует. А сейчас мы видим, как человечество уходит от Бога.

Россия – православный мир, имеет истинную благодать, а она дает человеку возможность бороться с грехом, противостоять ему и достигать определенных пределов святости.

Далее псалмопевец Давид говорит: «Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша». Неужели не понимают, что творят? Каждый человек, отошедший от Бога, начинает презирать другого, может творить неправду и делать ее с легкостью. Это становится нормой его жизни.

«Тамо убояшася страха, идеже не бе страх, яко Господь в роде праведных». Надо бояться не людей, а Бога. Человек может быть сильным и противостоять злу лишь только потому, что он рядом с Богом. Всякая сила, всякое добро – от Бога.

«Совет нищаго посрамисте, Господь же упование eго eсть». Нищий обладает силой, если он с Богом, если упование его в Господе. Нищий в нашей жизни – это человек кроткий, идущий за Богом. Нищие обладают огромнейшей силой, их сила – в Господе, в том смирении, которое показывает, что они живут с Богом и что Господь живет с ними.

«Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Господь пленение людей Своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль». Речь идет о Пришествии Спасителя. От плена нас избавляет Сам Господь – кто познал Бога, тот свободен от греха, страсти. Радость приходит к человеку, когда он понимает, что нет у него греховных привязанностей и никто и ничто не может посрамить его в этой жизни, если он постоянно с Богом.

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс