Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (872) → Александр Щипков, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ: Русский мир – это образ мыслей

Александр Щипков, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ: Русский мир – это образ мыслей

№23 (872) / 21 июня ‘16

Плод веры

Продолжение. Начало в №20 (869) – 22 (871)

Вы говорите о традициях, основах, которые сплачивают общество. Этому Вы посвятили много и собственных выступлений, и сборники статей (уже третий, как я понимаю, готовится к изданию). После долгих размышлений Вы пришли к пониманию, в чем сейчас та сплачивающая идея или тот базис, который цементирует наше общество, и как это может быть выражено?

– Вы говорите о том, что принято называть национальной идеей.

Может быть.

– Об этом модно говорить. Что такое национальная идея? Мы должны понять, что нет и не может быть какой-то одной формулировки. Нельзя национальную идею сформулировать одним словом или одним предложением. Это невозможно. Потому что национальная идея – это комплекс идей и комплекс чувств. Идеи и чувства невозможно оторвать друг от друга. Это мысль и ощущение своей принадлежности к народу. И поэтому национальная идея, я бы так сказал, это образ жизни. Вот что такое национальная идея. Поэтому, когда Владимир Путин сказал, что национальная идея – это патриотизм, он сказал абсолютно точно. Но не только патриотизм. Патриотизм – одна из очень важных составляющих национальной идеи. А чтобы разобраться вообще в этой проблеме или в этом феномене, не знаю, какое слово лучше подобрать, нужно словосочетание «национальная идея» отложить в сторону и поговорить о традиции. О наших корнях. Поговорить о нашей идентичности, попробовать разобраться в этом комплексе идей.

Что такое традиция? Что такое идентичность? Как она формируется? Сейчас довольно много текстов, посвященных этой проблематике. Я считаю, что традиция – это не приверженность к какой-то определенной эпохе или определенному стилю. Традиция – это передача образа мыслей и образа чувств от одного поколения к другому. Не передача конкретных, материальных вещей – покрой одежды, зодчества, музыка. Это все очень важно, но не это главное, не в этом существо традиции. Традиция – это то, что находится внутри человека и передается от одного поколения к другому. Для людей нецерковных, это, наверное, будет довольно сложное сравнение, а церковные люди меня поймут. Есть понятие апостольской преемственности при хиротонии епископской. Так вот, эта апостольская преемственность, вот эта мистическая составляющая, и есть традиция. Ее нельзя потрогать. Но это фантастическая традиция, которая тысячу лет позволяет Церкви сохраняться. За счет, казалось бы, для человека неверующего, эфемерного понятия. Апостольская преемственность – что это такое? Вот эта глубинная вещь, которая соединяет Церковь от Христа до сегодняшнего дня. Так вот, когда мы говорим о традиции народной, то это тоже какая-то невидимая вещь. Поэтому я говорю: это образ мыслей и образ чувств. Это и есть традиция, передающаяся от поколения к поколению. Мы ее получили, мы ее передаем своим детям, своим внукам и дальше в бесконечность. Вот что такое традиция.

Идентичность – более подвижное понятие. Оно касается более эмоциональных вещей, тут очень много зависит от культуры, языка и так далее. Ну, например, то, что на поверхности. Мы и украинцы. Сложная сегодня проблема политическая, культурная. У нас одна традиция, а идентичности уже разные. В смысле традиции мы – один народ, хотели бы этого русские или не хотели бы, хотели бы этого украинцы или не хотели бы. Никуда не деться. Выражение «киевская купель – мать городов русских» относится вот к той невидимой традиции, о которой я говорю. А, скажем, народная музыка – это уже элемент идентичности. Она разнится довольно сильно. Хотя, удивительным образом, украинцы, даже те, которые сейчас очень-очень не любят русских и воюют с Россией где-то в глубине своей души, с удовольствием говорят по-русски, и даже не просто говорят, думают по-русски. А русские, которые скептически относятся сейчас к украинцам, выпьют рюмочку и начинают украинские песни петь, потому что это настолько близко, что разорвать...

Тем не менее, это разнится. Это вопрос идентичности. Они разнятся. И проблема русских и украинцев сегодня в том, чтобы не дать развязать войну между этими идентичностями. Дать им свободно развиваться, не уничтожать их взаимно, памятуя, что традиция у нас одна. И мы не сможем разорвать традицию. А нам предлагают сейчас политтехнологи западные, нам – в смысле нам, русским и украинцам, предлагают развязать войну за традицию. Говорят: а вы давайте, поубивайте друг друга, и если одна из сторон победит, полностью уничтожив другую, тогда эта традиция к вам и отойдет. Ну, не будет конкурента. Вот что нам предлагают. И если мы это понимаем, сможем понять и почувствовать в какой-то момент, я имею в виду, и русские, и украинцы, скажем: «Стоп, ребята. Все, хватит нами манипулировать»… Пока, к сожалению, мы еще не дошли до этого момента, но, надеюсь, придем к нему. (Продолжение следует)

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс