Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) – №22 (871)
Из текста 12-го псалма ясно, что состояние псалмопевца Давида так же скорбно из-за обстоятельств его жизни, как и раньше. Но если в 11-м псалме видно, что он чувствовал свою уверенность в правде Божией, то о 12-м мы уже не можем так сказать. Прошло время, Давид победил Саула, воцарился, и царство его успешно. И Давид в этом успехе немного забывается. Он согрешил, взяв жену военачальника Вирсавию, после чего некие скорби посыпались на него – один из сыновей сделал своей наложницей родную сестру. Авессалом осквернил ложе отца и воцарился на его месте.
Давид понимает, что причина всей неправды – грех, который он совершил, воспользовавшись своей властью. Замыслил злобу против ближнего своего и теперь уже не может сказать Богу: «Вот Твое слово. Я Его исполняю. И я знаю, что Ты меня сохранишь». Он не рассчитывает на то великое милосердие, на ту правду, которую Господь может явить в его жизни: если Господь явит правду, то он должен быть очень сильно наказан за очень многие свои беззакония. И потому Давид находится в тяжелом состоянии.
А когда человеку нечего представить Богу – ни праведных дел, ни добродетели – тогда он начинает каяться. Давид просит у Бога прощения: помилуй меня, Господи, по велицей Твоей милости. Жить без Бога невозможно, а общаться с Богом в таком состоянии тоже нельзя. Нужно пройти очищение, нужно, чтобы Господь изменил Свое отношение к грешнику, поэтому здесь уместны покаяние и просительная молитва. Вот псалмопевец Давид и просит усердно, чтобы Господь явил Свое милосердие.
«Доколе, Господи, забудеши мя до конца? Доколе отвращаеши лице Твое от менe?». Конечно, Господь не может забыть человека, не может отвернуть от него Лица, – но когда человек творит неправду, Господь не хочет участвовать в его жизни, Он лишает его благодати. Поэтому псалмопевец Давид сравнивает человеческие отношения с теми, которые могут быть между Богом и человеком, когда тот творит неправду. Если человек согрешает против человека, то обиженный уже не хочет смотреть на обидчика, не хочет видеть его – перед его глазами встает не этот человек, а грех, омрачивший их добрые отношения. Грех выстраивает стенку в их отношениях, и чтобы не бросать косые взгляды, обиженный пытается не только не смотреть, а даже не встречаться с обидевшим его. Когда так происходит в наших отношениях с кем-то, мы подходим к собеседнику и говорим: «Сколько ты будешь обижаться и сердиться на меня? Хочу мирно жить с тобой. Прости меня».
Псалмопевец Давид говорит: и так же с Богом. И Господь не может взирать, Он же дал тебе столько всего, дал саму жизнь. А теперь Господь не хочет видеть тебя, потому что ты сделал неправду.
«Доколе положу советы в души моей, болезни в сердце моем день и нощь? Доколе вознесется враг мой на мя?». Когда мы с кем-то ссоримся, в душе полное смятение, постоянная боль в сердце: мы находимся в состоянии переживания того, что сделали неправильно, совершили неправду или грех. И этот грех не дает нам покоя: мы не находимся в состоянии мира с этими людьми. Мы ищем человека, которого обидели, чтобы с ним примириться, чтобы вернулось к нам ровное состояние, чтобы здоровье не страдало от этого.
Давид пишет, что если человек любит Бога, если Бог для него не абстракция, а действительная реальность, то он переживает: о своем грехе, о потере любви Божией – он теряет расположение Бога, о том, что в жизни все изменяется, потому что Бог лишил его благодати Своей. Такой человек находится в состоянии сердечной боли и внутреннего смятения.
«Призри, услыши мя, Господи Боже мой, просвети oчи мои, да не когда усну в смерть…». Он обращается к Богу в сердечном вопле, просит, чтобы Господь простил его, поскольку состояние, в котором он сегодня находится, – это состояние тьмы, слепоты. Очи не могут воспринимать реальность. Святые отцы пишут: когда человек находится в печали, в состоянии неровности, ему легче уснуть. Он уединяется, теряет работоспособность, ум его помрачается, он не хочет ни думать, ни применять свои знания и усилия, не хочет созидать. С одной стороны, он хочет избавиться от тьмы, хочет увидеть свет, но в то же время он говорит «да не когда усну в смерть». Известно, что человек в таком сильном переживании находится в состоянии боли сердца. Такой человек может получить инфаркт или инсульт и не проснуться. Псалмопевец Давид говорит, что больше не хочет находиться в состоянии тьмы, но хочет проснуться и увидеть Божий свет, вернуться к жизни, к созиданию, к любви.
С другой стороны, он словно говорит: если так будет продолжаться, Господи, если я не увижу Твою милость, то я просто умру. Тогда враг будет радоваться. Как мы увидим от Бога Его любовь, которую Он являет каждому из нас? Мы увидим, что начнет изменяться жизнь. Если мы прогневали Бога через свои грехи, то в нашей жизни все рушится, ничего не получается, наши близкие восстают против нас. А когда человек примирится с Богом, то гармония, как внутри, так и вне человека, возвращается к нему. Он чувствует внутри себя успокоенность, понимает, что десница Божия коснулась его сердца – и оно исцелилось, что десница Божия коснулась его души – и душа успокоилась. Он видит, что отношение близких к нему изменилось. То есть все в жизни происходит по-другому – человек почувствовал, что Господь вернул ему Свое милосердие.
«Да не когда речет враг мой, укрепихся на него… Стужающии ми возрадуются, аще подвижуся».
Человек терпит поношение не только от близких своих, но и от врага рода человеческого, который также причиняет ему немало зла. Он тоже борется с Богом, показывая свою силу через грех. Но Господь являет Свое милосердие и тем лишает всякого оружия врага рода человеческого, множество раз прощая человека через его обращение к Богу, через покаяние. Враг уже не может порадоваться, если что-то случится с человеком.
Много таких случаев в Священном Писании. Грехи бывают различные. Больше всего это грехи нашего языка, несдержанности, неправды. В Патерике есть рассказ, как два старца собрались на беседу и не заметили, как приступили ко греху осуждения братии, монашествующего начальства и, закончив беседу, они попросили друг у друга прощения и земно поклонились друг другу. Тогда им было явление – горел бес. Тогда они спросили ангела, который им явился: что произошло? Вы много говорили, много в своих словах согрешили, и тогда ангел зла – демон стал писать ваши грехи. Грехов было много, он исписал хартию и стал писать на своей груди. А когда вы попросили друг у друга прощения, то Господь огнем истребил эти грехи – сгорела хартия, и загорелась грудь врага рода человеческого. То есть Господь явил Свое милосердие, и враг рода человеческого остался посрамлен.
Не надо бегать греха, надо принести достойное покаяние. Святые отцы так и говорят: задача врага рода человеческого – ввести человека в состояние уныния и отчаяния. Святые отцы говорят: нет того греха, который Господь бы нам не простил, есть тот грех, в котором мы не приносим достойное покаяние. Когда человек кается в грехах, грех упраздняется, и Господь являет Свое милосердие.
«Аз же на милость Твою уповах, возрадуется сердце мое о спасении Твоем, воспою Господеви благодеявшему мне и пою имени Господа Вышняго». Псалмопевец Давид сначала жаловался Богу, но затем всем говорит – и ближним, и дальним, что если человек преклонит свою главу перед Господом, то Господь явит Свое милосердие. Псалмопевец говорит, что и в сердце возвращается радость, когда Господь явит Свое милосердие. Когда человек пребывает в этой радости, он должен иметь благодарность к Богу. Самый плохой человек – это человек неблагодарный. Святые отцы говорят, что неблагодарному человеку нельзя даже благодеять, потому что в нем растет гордыня, и такой человек погибнет. Неблагодарному благодеять – значит бросать драгоценности в море. Почему Господь посылает страдания и испытания, являет милость? Испытания посылает, чтобы человек совершенствовался, возвышался. Милость являет, чтобы он не унывал и чувствовал десницу Божию. Имя Бога надо и воспевать, славословить. Господь всегда должен быть в нашем сердце, в наших мыслях. Когда человек помнит о Боге, соприкасается с Богом, он приближается к Нему, получает от Него потоки Божественной благодати.
Господь в Священном Писании говорит нам, что мы должны помнить об имени Его. Имя Его имеет силу поражать всякое искушение, имеет возможность ниспослать благодать. Что дает простая молитва «Господи, Иисусе Христе, прости меня, грешного?». Она дает тепло, открывает Божественный мир. Без Божественной теплоты этот мир узкий, он не может дать человеку то удивительное духовное богатство и наслаждение, которое человек может получить только с Богом. Если в земной жизни ты открываешь мир духовный, соприкасаешься с Божией благодатью, с Самим Господом на земле, то тогда ты поймешь, что Господь может дать, и тогда померкнет свет телевизора, дивана и всех прочих страстей, которыми человек живет на земле.
Этот псалом надо читать, когда враг восстал на нас и когда нам очень необходимо испросить милость Божию. Этот псалом всегда будет приносить утешение и снимать сердечную боль, которая будет у нас от наших неправильных поступков.
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.