Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (872) → Протоиерей Владимир Волгин: Это праздник, это жизнеутверждение

Протоиерей Владимир Волгин: Это праздник, это жизнеутверждение

№23 (872) / 21 июня ‘16

Таинства Церкви

Продолжение. Начало в №21 (870) – №22 (871)

Божественная Евхаристия – таинство таинств. Это настолько тонкая, глубокая тема, что человеческий язык не в состоянии передать весь мистический спектр Божественной литургии, о которой, как мне кажется, очень трудно сказать правильное, глубокое слово.

У нас есть четыре особенно чтимых праздника. Все двенадцать праздников почитаемы, но самый главный из них – Пасха Христова. На втором месте в нашей Православной Церкви стоит Рождество Христово. Потом Троица, когда мы украшаем храм зеленью, березками, цветами: день, когда совершилось не только схождение Святого Духа на учеников и апостолов, но и явление Святой Троицы. Этот праздник назван также днем рождения Церкви: именно с этого времени Божественная литургия стала совершаться повсеместно. И четвертый из самых почитаемых – светлый праздник Богоявления, Крещение Господне.

Евхаристия – тоже Богоявление в прямом смысле слова, то есть вхождение в тайну и таинство Пресвятой Троицы. В храме, где я являюсь настоятелем, иконостас немножко укорочен: чтобы люди, народ Божий, полноценно участвовали в Божественной литургии, чтобы была связь народа со священником-предстоятелем или со священниками, окружающими престол. Когда люди видят священнослужителей, им легче участвовать в молитве. Когда врата заграждают священство и тех, кто прислуживает в алтаре, народу становится непонятно, что же там происходит. А для нас, священников, которые тоже поражены человеческими немощами, возникает соблазн побеседовать во время богослужения, что неправильно. При низких Царских вратах особенно не побеседуешь – неудобно перед народом Божиим, так что волей или неволей сосредотачиваешься на молитве.

Единение народа Божия со священником подчеркивается и, как мне кажется, должно быть подчеркнуто в церкви. Святейший Патриарх Кирилл говорил о народном пении во время Божественной литургии. Дело не просто в том, чтобы ответить на нужды людей, желающих участвовать в богослужении, но в понимании Святейшим Патриархом, что каждый член Церкви должен по возможности участвовать в богослужении.

Прихожане должны петь вместе с хором или только то, что обычно, – Символ веры, «Отче наш»?

– Петь все, что поет хор, начиная с ектении «Господи, помилуй», «Аминь» и так далее, и все песнопения, которые совершаются во время богослужения. Божественная литургия мало изменяема, мало нового может быть в ней, кроме тропарей, кондаков и еще каких-то нюансов. Божественная литургия канонична, текст ее многие знают наизусть и могут участвовать в ней как хор.

Святейший Патриарх, понимая, что все должны участвовать в богослужении, призывал нас к созданию народных хоров, обучению народ песнопениям, которые совершаются во время Божественной литургии. Все это делается, чтобы богослужение стало понятнее. Кто-то из известных современных греческих богословов написал книгу «Вхождение». Вхождение – куда? В богослужение, в храм, в тайну Пресвятой Троицы, в брак с Ней. Чувствуете, до какого уровня поднимает нас с вами Божественная литургия?

С чего начинается Евхаристия? «Евхаристия» – значит «благодарение». Хочу остановиться на этом термине. Апостол говорит: «Всегда радуйтесь в Господе». Господь Иисус Христос совершил подвиг искупления первородного человеческого греха и открыл для нас врата в Царствие Божие – это же большая радость. Кто-то из богословов сказал: «На Небе Христос заколается Богом Отцом, а на земле это торжество». Агнец Божий заколается ради нашего спасения, поэтому благодарением названо таинство Евхаристии. Это праздник, это торжество Иисуса Христа здесь, на земле, это жизнеутверждение.

Во время Евхаристии часто можно видеть плачущих людей. Если это слезы от радости или от осознания того, что немощный, греховный человек прощен Богом и милости у Господа нет числа, – это одно состояние. А если уныние от грехов – неправильное состояние. Некоторые доходят до духовного безумия, думая, что есть какие-то грехи, которые Господь не может простить. Это не так. Надо идти на Исповедь, надо покаяться, сказать: «Боже, милостив будь ко мне, грешному, я совершил такой-то и такой-то грех».

Каждая кафизма в Псалтири заканчивается молитвой к Богу, и в одной из них перечисляются разные страшные грехи. Но в этих молитвах чувствуется и надежда, что Господь прощает грехи. Нам нужно помнить, что первым гражданином Царствия Божия стал благоразумный разбойник. Несколько раз во время Великого поста прославляем Марию Египетскую, блудницу: она – пример покаяния и раскаяния, и этот подвиг покаяния прославляется Церковью. Нет такого греха, который не мог бы быть прощен Богом.

Можно плакать от радости, от благодарности Богу за то, что Он имеет такое бесконечное милосердие. Мы даже не можем осмыслить его во всей полноте. Представьте: я был бы приговорен и осужден на пожизненное заключение, а некто приходит и освобождает меня от тюрьмы и каторги. Неужели бы я не был благодарен ему? Господь пришел освободить нас от плена ада, от плена греха.

Святое Причащение – краеугольный камень жизни каждого христианина. Когда мы рассуждали, что во времена советской власти многих священников упрекали в сотрудничестве, Вы сказали, что все это покрывается возможностью Церкви причащать людей.

– Каждый будет отвечать за свои грехи и деяния, которые остаются на его совести, но Священноначалие Русской Православной Церкви, многие священнослужители старались всеми возможными способами, иногда переступая через какие-то границы, сохранить Церковь и Божественную литургию, чтобы народ Божий имел возможность причащаться Святых Христовых Таин. Этот самоотверженный труд священников должны оценить историки и богословы Церкви, рассудив, кто был прав, кто виноват. Иногда мы слишком преувеличиваем полномочия, но такова сущность человека, его духовное и душевное несовершенство. Даже у святых отцов бывали некоторые расхождения во мнениях, но это никоим образом не умаляет их святости.

Столько веков совершается Божественная литургия, и люди причащаются. На протяжении всего этого времени мнения о Причастии менялись. Некоторые священники говорят, что причащаться надо редко. В XVIII в. обязательным условием было причащаться раз в год в Великий пост, что фиксировалось в специальных книгах. Сейчас тоже встречаются священники, которые говорят, что причащаться надо не очень часто, необходимо тщательно готовиться, долго говеть. Есть другие священники (к числу которых относитесь и Вы), которые полагают, что причащаться надо часто. Что думают об этом в современной Церкви? Ведь люди не знают, как правильно поступать, какому совету следовать. Сейчас Церковь пришла к какому-то общему знаменателю, или нужно причащаться так, как советуют наши духовные наставники?

– Я благодарю Бога за то, что мы живем в такое время, когда в Церкви происходят серьезные, положительные, на мой взгляд, изменения в отношении взглядов на некоторые вопросы и проблемы. В частности, Причастия. Сейчас Священноначалие вместе с архиереями стараются эту традицию выровнять, приблизив к традиции Древней Церкви и пониманию того, что такое Причастие и Евхаристия, при этом не мешая пастырям в их духовничестве. Мы получили документ Предсоборного присутствия Церкви, связанный с вопросом Причащения Святых Христовых Таин, в котором написано, насколько часто может причащаться христианин.

По большому счету, кто из нас достоин Причастия? Никто. Даже святые, отмеченные Богом, всегда считали себя недостойными принимать Святые Христовы Таины. Тем более мы, обмирщенные люди. Но Евхаристия и принятие Святых Христовых Таин – это наша жизнь. Как мы принимаем пищу для поддержания жизнедеятельности своего организма, так же Причастие поддерживает те животворные душевные и духовные силы, которые необходимы для борьбы с нашими страстями, похотями, обмирщением. Я глубоко убежден, что, если бы по праву священнослужения у меня не было дара часто причащаться, то я давно находился бы в пропасти, валялся в грязи. Само Причастие удерживает меня от головокружительного грехопадения. Я это ощущаю всеми клеточками своей души.

Понимание серьезности этого вопроса, безусловно, было в Древней Церкви, жившей в языческом мире. Слава Богу, что современная Церковь, живя в неоязыческую эпоху, возвращается к древнему осознанию того, что такое Причастие в нашей жизни. Наше Священноначалие старается сделать жизнь литургичной, благословляя частое Причащение. Церковь видит, что в этом есть сила, которую дает Господь на противостояние современному языческому миру. Благодаря этому благословению Священноначалия, мы из сектантов стали добрыми православными христианами и пастырями. Некоторые, кто придерживался традиции редкого Причащения, перестанут нас считать сектантами, когда все придет к единообразию.

Преподобный Серафим Саровский, живший как раз в XVIII веке, на вопрос, как часто надо причащаться, ответил: «Чем чаще, тем лучше». Но, безусловно, решение этого вопроса остается на усмотрение духовника, ведь мы совершаем разные неблаговидные поступки, за которые Древняя Церковь отлучала от Причастия на много лет. Согласно традиции старцев (архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и других), которой я придерживаюсь, если человек совершил смертный грех, то мы отлучаем его от Причастия не на десять или пятнадцать лет, а лишь на сорок дней с чтением покаянных канонов, и после этого срока причащаем, если он воцерковлен. Невоцерковленного человека мы сразу допускаем до Причастия, ведь ему будет очень трудно выдержать даже такую легкую епитимию. Он может больше не прийти в храм и умереть без Причастия, а ответственность за это ложится на священников. Вне зависимости от того, как человек относится к Причастию, оно дает ему жизненную энергию, ожидает он того или нет. Безусловно, если человек будет причащаться в полной нераскаянности, то Причастие послужит ему в суд и в осуждение. Я рекомендую людям, которые редко причащаются Святых Христовых Таин, с истинным раскаянием в своих грехах подходить к Чаше Господней.

Недавно в интернете читала дискуссию священников и людей, имеющих отношение к издательской работе в Церкви, о подготовке к Причастию. Речь шла о посте – поститься или не поститься. Один священник написал, что благословляет не поститься в субботу и вкушать мясо. Пост – это главное при подготовке к Причастию?

– Преподобный Серафим Саровский незадолго до своей кончины говорил, что очень многие беды совершаются в России потому, что русский народ перестает поститься. Пост – это Божественное установление, которое передано нам через святых отцов. Но в Церкви есть такие понятия, как акривия и икономия. Акривия – это строгое следование канонам. Если мы пойдем по этому пути, то станем законниками. Поэтому, учитывая состояние сегодняшнего мира, старцы говорили, что мы должны поститься три дня. Я ссылаюсь на светлую память старцев-архимандритов – Иоанна (Крестьянкина), Серафима (Тяпочкина), Тавриона (Батозского). Отец Иоанн говорил, что в три дня поста входит среда и пятница, а в субботу человек, который желает причаститься Святых Христовых Таин, не должен вкушать мясной пищи. Примерно до 6 часов вечера можно вкушать молочную и яичную пищу, а с 6 часов нужно поститься. Вот так отец Иоанн и другие старцы предлагали поститься человеку перед Причастием. Конечно, нужно выполнять молитвенное правило перед Причастием.

Архимандрит Тихон (Шевкунов) в книге «Несвятые святые» описал один интересный случай из своей жизни. Однажды он то ли не прочитал молитвы перед Причастием, то ли едва прочитал. К нему подошел митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава и стал рассказывать, как важно читать молитвы перед Причастием и что бывает с теми, кто не читает, обнаружив, таким образом, свою прозорливость. Поэтому важно подготавливать себя молитвенным трудом к Причастию.

Если мы часто причащаемся, то часто постимся, соблюдаем правило – не станет ли наш поход к Причастию и чтение молитв механическим?

– Все зависит от того, как человек относится к молитве. Если он понимает, что молиться нужно с усердием, стараясь не потерять внимания и сосредоточенности, такая молитва не превратится в механичное вычитывание. А для человека, который, как фарисей или законник, пытается исполнить правило ради правила, не углубляясь в смысл произносимых слов, молитва станет формальной и не будет приносить духовной пользы.

Для младенцев и детей, причащающихся во время Великого поста, есть какие-то особые правила перед Причастием?

– Мы не рекомендуем причащать младенцев, которые не вкушают твердую пищу, в среду и пятницу Великого поста, поскольку в эти дни причащают Преждеосвященными Дарами. Вино, в которое мы опускаем Тело и Кровь Господню, не становится Кровью. Оно освящено Телом и Кровью Христовой, но это не Кровь. А младенцев нужно причащать Кровью Христовой. Великим постом их можно приносить к Причастию в субботу, воскресенье и в праздники. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Лилит Мазикина,
Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi35;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi39

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс