Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Алексей Ильич, в одном из интервью Вы назвали себя скептиком. Что Вы подразумевали под этим?
– В данном случае я шутил, но шутка моя носила такой характер: что я не глотаю сразу информацию, не считаю ее сразу действительной, точной и правильной, а отношусь к этому достаточно осторожно, чтобы избежать тех ошибок, которые мы часто совершаем. Поверишь кому-то, а оно оказывается, что все и не так. Но этот мой скептицизм никакого отношения не имеет к вопросу о религии, Православию, бытию основных христианских истин.
Мы находимся на конференции «Наука. Философия. Религия». Когда она задумывалась, не было ли у Вас того самого скептицизма по отношению к возможности разговора между богословами, философами, учеными-физиками-ядерщиками?
– Относительно скептицизма я не могу сказать, что именно он присутствовал в моем сознании, но т.к. конференция началась в 90-х годах, то после длительного периода отсутствия каких-либо контактов между этими тремя сферами, можно было ожидать большого непонимания. И требовался период, когда мы могли и понять друг друга и вступить в надлежащий диалог. Тем более вопросы затрагивались самые различные, по которым точки зрения у многих и философов, и ученых, воспитанных на традициях атеизма, могла принципиально отличаться от православной оценки. Ситуация была таковой: скептицизма, как отрицания, не было. Был определенный интерес и желание поделиться, выяснить ответы на те самые важные вопросы, которые для человека являются наиболее существенными в его жизни.
На этой конференции обсуждался вопрос: что первично: материя или дух? Насколько удается находить какие-то компромиссы в конкретных вопросах, если люди занимают порой диаметральные позиции?
– Наша конференция проходит в другом ключе. Мы не ищем какого-то окончательного ответа на все возникающие вопросы. Очень жалко, что мы не договариваем, мы высказываем какие-то свои соображения, аргументы, свое понимание, но не договариваем до конца. В каком отношении? Фактически очень мало отвечаем друг другу, потому что большинство из тех вопросов, которые рассматриваются на конференции, они требуют внимательного и достаточно подробного обсуждения. Этого, к сожалению, нет. Все заканчивается 1-3 вопросами, несколькими репликами. Нет попытки сделать выводы. Как смотрит наука? Как смотрит философия? Как смотрит религия? – выразить точную точку зрения на поставленные вопросы. В большинстве случаев вокруг да около, бывают очень интересные мысли, факты, идеи. Но окончательных выводов не делается. Выводов каких? Не в том смысле, чтобы прийти к окончательному согласию всех трех ветвей знаний по данному вопросу – нет. Хотя бы, чтобы одна ветвь сказала свое мнение.
Одна из тем, которую Вы предложили обсуждать – это проблема машинизации сознания. В чем опасность?
– Она сейчас очевидна. Человек все более воспринимается ни как, с точки зрения богословия, творение Божие, ни как высший продукт эволюции, а он все больше воспринимается только как винтик общественной государственной машине. И оценивается исключительно только с точки зрения решения этим человеком каких-то конкретных прагматических вопросов, неважно в какой сфере. Нет ценности человека, как человека. В современном общественном менталитете человек потерял свою ценность, тенденция эта есть в значительной степени. Ценность не в человеке, а ценность в том, что может сделать человек. А поскольку, действительно, современный научно-технический прогресс показывает нам потрясающие образцы того, когда он заменяет очень многие человеческие способности, то, естественно, происходит замена (подмена) приоритетов: уже не человек на первом месте, а машина, а человек отступает куда-то дальше. И эта тенденция грозит нам очень большими неприятностями. Когда техника станет господином человека. Этот процесс уже идет: ПК, человекообразные киборги, которые будут самовоспроизводиться, решать проблемы, рождать, создавать другие машины. То, в конце концов, человек станет не только слугой, но рабом этих киборгов; мы к этому буквально идем. Это будут самоорганизующиеся машины. Это будет полная катастрофа.
Можно сказать, что человек сам сделал подобный выбор, когда мы говорим про секуляризацию общества, и тот интерес, который мы видим здесь и сейчас.
– Здесь произошло какое-то трагическое недомыслие. Когда мы развивали науку и технику, то думали, что она будет нам служить, что мы будем нажимать только кнопочки, и нам будут класть в рот соловьиные язычки, и мы будем ничего не делать, будем господами. Мы познаем законы природы, мы покорим ее. Идея была именно такая – человек будет господином всего. Но в силу того, что НТП пошел совсем не по тому пути, который соответствовал бы человеческому достоинству, мы приходим к прямо противоположному результату.
По социологическим опросам в нашей стране 80% православных граждан. Но к Причастию подходит менее 5%. Кто в этой связи может называть себя православным христианином и где наши ценности, наше сердце?
– Забыли о том, что такое Церковь. Церковь – это не организация, не общество – это внешняя сторона. Святая Единая Апостольская Церковь – совокупность тех людей, которые твердо решились жить по заповедям Евангелия. Поэтому с внешней стороны, может быть, и 80%, а с внутренней стороны – мы, конечно, никто не знаем. Для многих Православие – это чистая форма, забыли суть христианской религии, что это суть, изменение моего внутреннего состояния, очищение моей души, стремление к исполнению заповедей, а не просто внешние формы – ходить в Церковь, помечтать, поставить свечку, осудить всех направо и налево и пойти домой. Православными становятся не по убеждению; или по Крещению, или по обычаю. Вы спросите у православных: почему православный, почему не буддист, не мусульманин? И человек часто теряется, не знает, что ответить. Я спрашиваю у студентов: только потому, что родился в православной среде? Ладно, для необразованных, простых людей, когда они душой и сердцем тянулись, а здесь – получаешь образование, и он не знает, почему он православный. Вот поэтому у нас огромный процент числящихся в Церкви и ничтожный процент тех, которые действительно хотят быть православными по жизни, а не по названию.
Часто возникают вопросы: как реагировать на международные вызовы по отношению к нашей стране? Как реагировать на конкретную ситуацию в своем городе к иным этническим группам? Это требует определенных шагов, в том числе и физических, или это требует определенных уступок, христианского смирения? Если отстаивать свои устои, то как не перейти черту, которая ведет нас очень далеко от христианства?
– Мы часто оперируем общими категориями. Например, я – машинист поезда и вдруг вижу, что кого-то убивают. Что мне делать? Остановить поезд? Реакция каждого человека должна быть обусловлена и теми внешними обстоятельствами, в которых он находится. Например, политик должен заниматься политическими вопросами и стремиться, чтобы они решались насколько это возможно в соответствии с православными требованиями этики. Совсем другое, когда продавцы на рынке говорят о политике: это надо так, это – так. Что вы говорите? Вы ничего не знаете, и начинаете об этих вещах говорить. Здесь «каждый сверчок должен знать свой шесток». Реакция человека должна быть в соответствии с его социальными положением, занимаемой должностью и его образовательного уровня, а не просто так – болтология, когда мы говорим о политике, экономике международных отношений. Это понимают люди, находящиеся наверху и которые могут менять это. От того, что мы сейчас с вами поговорим – мы ничего изменить не сможем. Будем ли мы ругать, осуждать, призывать, молчать – от нас ничего не зависит.
С точки зрения Православия человек поступает по воле Божией только тогда, когда он поступает, во-первых, разумно (я – дипломат и в этой области я должен работать; если я тракторист – будет смешно, если я займусь вопросами дипломатии), во-вторых – по совести. Разумность и совесть – вот что должно определять характер моего поведения. Но при этом есть общий принцип отцов, которые говорят: без рассуждения нет добродетели, т.е. нет добра – нет правильности.
Кто на что поставлен – тот этим и должен заниматься. Это общий принцип. В жизни бывает много ситуаций, когда мы должны как-то реагировать. И здесь я не вижу другого критерия, как только рассудительность и совесть. Вот два принципа, которыми мы должны руководствоваться.
Одна из тем конференции – это творчество. И Вы обозначили один из вопросов – границы свободы творчества. Как в современном секуляризированном государстве обозначить те границы творчества и как не допустить возможности не переходить эти границы?
– Это очень сложный вопрос по многим причинам. Мы часто говорим о государстве, об институтах управления государственными институтами, но надо подумать вот о чем: например, начинаются выборы, и кто туда проходит? – Тот, о ком говорит пресса. Будь вы семи пядей во лбу, но если вас не покажут по телевидению 10–100 раз, если не напишет пресса, то вы так и останетесь с семью пядями во лбу. А другой какой-нибудь крикун вылезет. Сейчас мы видим власть СМИ. Вот где подлинная власть, кого угодно могут уничтожить и любую пустышку поднять. Например, как в микрофон кричит безголосая «великая певица», а роскошный голос – в тени. Один из сильнейших жизненных факторов, в частности развитие творчества, является то, о чем мы почти не говорим. Человек с талантами молчит, ему не дают возможности действовать.
Так свобода чего существует у нас? – Больше всего это свобода СМИ. Это не только у нас, так происходит во всем «цивилизованном» мире. Пресса может сделать с человеком все что угодно. Это очень мощный фактор жизни. Речь о свободе творчества идет и в другом плане. Талантливого человека можно погубить даже внешними условиями жизни, социальной средой.
Когда я учился в школе в старшем классе, у нас был один парень, обладающий удивительной способностью – стоит ему сделать чуть-чуть гримасу улыбки – все покатывались. Преподаватели не знали что делать, но жил в ужасных условиях, в которых не мог учиться совершенно. И он ничего не учил. Были одни двойки, но артистический талант – потрясающий. Но так и пропал человек...
Когда я говорил о свободе, то говорил о важнейшем элементе понимания этой категории. С христианской точки зрения, делающий грех есть раб греха. Страсти (наркомания, пьянство) могут погубить человека и всю его творческую энергию, потенциал. Таких примеров множество.
Есть и другие достаточно скрытые в человеке страсти – гордыня, тщеславие, самомнение, жажда похвал. Как часто это искажает образ этого человека. Как он меняется… Не даром говорят: был человек, подняли на одну ступеньку – он стал скотиной. Страсти, о которых говорит Евангелие и которые великолепно показаны в искушении Христа и которые четко обозначены Иоанном Богословом, что все, что в мире похоть плоти, похоть очей (жажда, богатство) и гордость житейская (жажда власти, славы) – посмотрите как калечат человека эти вещи изнутри. Талантливый человек может постоянно искажаться этими вещами и вместо пользы, которую должен был бы приносить его талант, он начинает заражать вирусом этих страстей и других людей. И в результате обеспложивается его талант, зарывается не в землю, а в навоз.
Чтобы Вы пожелали каждому в реализации их творческого потенциала?
– Никому не думать о том, что он обладает чем-то уникальным, творческим потенциалом; чем больше человек думает о том, что он что-то имеет, тем меньше на самом деле, он не только имеет, но и погубит то, что имеет. Это один из законов духовной жизни. Мнение о себе, то есть самомнение – оно отнимает даже то, что имеет человек. Поэтому очень нужно наблюдать за собой, ни в коем случае не поддаваться этому мнению, а всегда надо стараться насколько это возможно, быть скромнее и смиреннее.
Расшифровка:
Ирина Еремина
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.