Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (861) → Священник Андрей Алексеев: Церковная десятина

Священник Андрей Алексеев: Церковная десятина

№12 (861) / 22 марта ‘16

Беседы с батюшкой

Сегодня мы поговорим о церковной десятине. Этот вопрос волнует не только церковных людей, но и тех, кто пока только собирается попасть на корабль Святой Церкви. Из Священного Писания мы знаем, что самая главная жертва Богу – «дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно» (Ср.: Пс. 50). Но известно, что в ветхозаветные времена было особое сословие левитов, совершавших жертвоприношения. Как изначально относились к этому вопросу? Откуда взялось это понятие?

– Разговор о десятине вызывает немало споров в современном мире. Более того, у людей, которые не очень знакомы с этим понятием, возникает порой недоумение (я с этим не раз сталкивался): «А зачем вообще это нужно и кто придумал? С какой стати?».

Первое упоминание о церковной десятине мы находим еще в Книге Бытие, когда удивительному царю Салима Мелхиседеку праотец Авраам жертвует десятую часть того, что у него было. Причем важно отметить, что он приносит в жертву самую лучшую часть. Можно вспомнить, к примеру, что правитель Содома не жертвует ничего.

Сам вопрос об установлении жертвоприношения имеет отношение к Богу. Зная человека, Небесный Отец дает тем самым назидание каждому из нас, а именно: мы с вами должны свершать это, чтобы извлечь из этого пользу. Может возникнуть вопрос: «Как же так? Я отдаю и вместе с тем получаю?» Да, так и есть. И те установления, которые мы находим в Книгах Ветхого Завета (Левит, Числа, Второзаконие), говорят о важности приношения жертвы для тех, кто находится в храме. Да и не только для них, ведь, по сути, эта жертва тратится и на содержание вдов и сирот, а если это понятие мы переведем в современную плоскость, то и на благоукрашение храма.

Есть ли свидетельства о десятине в Новом Завете? Хотелось бы рассмотреть Евангельские сюжеты: первый – когда Господь Иисус Христос изгоняет из храма торговцев; и второй – когда бедная вдовица вносит две лепты как жертву Богу.

– Прежде всего, нужно осознать, что наш Небесный Отец никогда не благословляет того, что было бы неполезно Его чадам. И если Господь устанавливает человеку определенную жертву, то нужно понять, для чего Он это делает. И тогда возникает вопрос: кто дал человеку все, что он имеет? Бог. И Бог, обращаясь к человеку, предлагает ему начать делать некоторое движение к Нему.

Поймите, мы коснулись сейчас очень важной темы, как это было исторически установлено в Ветхом Завете, и если сейчас не разберемся в этом, то не подойдем и к сути того, что такое десятина. Разве это только десятая часть, которая должна быть принесена от начатков, от того, что мне принадлежит? Нет! Это некий первоначальный этап постепенного развития в человеке готовности жертвовать, добровольно отдавать то, что, по большому счету, ему и не принадлежит. Когда человек умирает, он с собой ничего не может взять. Почему я завел об этом разговор? Да потому, что, рассуждая о десятине, мы должны понять: это некий инструмент, чтобы человек, отдавая малое, пришел к большему.

Обратимся к изгнанию торговцев из храма. Речь идет о нарушении нормы церковной жизни, о преступлении Божия Закона. Совершенно ясно, чтό вызвало праведный гнев Господа.

А вот лепта бедной вдовицы... Мы должны понять, что речь идет о внешнем действии, сопряженном, в первую очередь, с необходимостью человека войти в особое состояние. Все мы с вами, родившись на свет, должны прийти добровольно к пониманию значения работы над собой, осознанию важной цели, к которой мы призваны, – достижения Царствия Небесного. Мы должны обожиться, начать меняться и уже в земной жизни вступить в реальное общение с Богом.

Есть инструменты, средства, с помощью которых человек может начать это поступательное изменение, развитие самого себя. Подобно тому, как человек, который в первый раз пришел в школу, не приступает сразу же к изучению интегралов, сложных схем и теорем, а начинает с прописи крючков и палочек, с простых примеров, точно так же и человек, решивший начать духовную жизнь, начинает с малого. Затронув сегодня такую важную тему, мы говорим, что Господь призывает человека учиться быть жертвенным, способным отдавать то, что вернется ему в большей степени. И это правда!

В течение церковного года неоднократно за Божественной литургией мы читаем рассказ об одном юноше, пришедшем к Спасителю и спросившем у Него: «Что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?». А когда Господь сказал ему: «Соблюди заповеди», то он ответил, что все заповеди соблюдал от юности. Спаситель порадовался ответу юноши (мы читаем об этом у двух евангелистов – Матфея и Луки) и продолжил: «Одного недостает тебе: иди тогда раздай имение свое нищим, следуй за Мною и будешь иметь сокровище вечное». Юноша отошел от Христа, опечалившись, потому что имел большое имение.

Здесь говорится о том, насколько важно человеку осознать, что он ничего в этой жизни не имеет. Все его имение дано ему Богом на время, и человек должен научиться отдавать.

Поймите, мы не говорим, что он пришел и все сразу отдал; необходимо, чтобы человек постепенно научился осознавать, что у него ничего нет, чтобы он сделал для себя вывод: «Я не хозяин того, что есть у меня». И вот, чтобы войти в Царствие Небесное, Господь учит нас делиться тем, что нам принадлежит. Хотя тут же возникает вопрос: а принадлежит ли? Это дано нам только на время! И когда мы начинаем постепенно овладевать очень непростым искусством жертвенности, то уподобляемся в этом Богу, становимся похожими на Него: как Он жертвует Собой, так и мы, начав отдавать малое, потихоньку приходим к большему – к готовности стать похожими на Христа.

Изначально в Ветхом Завете жертва была обязательной, правильно? Это уже потом она становится добровольной?

– Да, это очень важный момент. Мы с вами должны понимать, что Господь поступательно воспитывает Своих детей. Мы начинаем воспитывать своих детей с раннего возраста, и когда они чего-то не понимают, то порой мы с них достаточно строго взыскиваем, но, несмотря на это, их любим. На первоначальном этапе мы понуждаем своих детей что-то делать, но потом к ним уже приходит осознание. Хочу у вас спросить: а вам часто приходилось в детстве слышать: «Сережа, имей же совесть!».

Много раз.

– И мне тоже. Меня призывали вспомнить, что у меня есть совесть. Или спрашивали так: «Ты что, совсем бессовестный?». Так взрослый человек заставлял юного человека начинать думать, мыслить, делая все, чтобы у него заработало сердце. Это очень важно!

А будет ли милостыней Богу, когда мы, допустим, занимаемся благотворительностью?

– Безусловно. Святой праведный Иоанн Кронштадтский прекрасно сказал, что ты можешь жертвовать Богу не только от материальных благ, но и своим добрым словом, действием, участием в жизни другого человека, готовностью помочь ему. Но очень важно иметь в виду, что мы живем в мире, где большое значение имеет материальная составляющая, и потому необходимо помогать тем людям, которые обеспечивают работу института Церкви. Мне хочется, чтобы люди, приходящие в Церковь, понимали, что они – ее часть.

Я скажу, как настоятель, что люди, только-только пришедшие в храм, сразу чувствуют заботу о себе. Они видят тех, кто близок к священнослужителю, кто старается ему помочь в развитии христианской общины. Когда новоначальные понимают, что ради них идут на материальные и нематериальные траты, участвуют в их жизни, они стараются быть полезными, проникаются пониманием значимости своего участия в общем деле. Хотя порой некоторым из новоначальных и приходится об этом напоминать, потому что, увы, дух потребительства бывает очень силен. Вот почему важно жить христианской общиной, так совершается постепенно духовная терапия, и связанное с десятиной, – это составляющая процесса.

Часто люди говорят, что «достаточно иметь Бога в душе и в Церковь ходить не обязательно»: многие считают, что здесь только и делают, что собирают с верующих людей деньги. Они не понимают, наверное, что храм не может просто так существовать – нужно платить за свет, отопление, убирать, поддерживать порядок. Люди, возможно, просто не понимают процессов, которые происходят в Церкви. А иначе откуда такое отношение возникает в обществе?

– Дело в том, что всякое нарушение гармонии сопряжено с нарушенной природой человека. Когда он был в раю, у него было постоянное общение с Богом и он не имел тех проблем, которые есть у него сегодня. Если мы с вами пойдем по этой цепочке несовершенства, то придем к следующему выводу: есть та сила, которая противостоит Богу, есть дьявол, не равный Ему – хочу подчеркнуть это особо. Ведь часто люди считают, что это две равнозначные силы, а это неверно. Дьявол – дух, ангел, отпавший от Бога. Это творение Божие, которое решило однажды восстать против своего Создателя. Обманув человека, он наблюдал за его падением, видел, как он изменился, когда ушел от Бога. Сам человек не мог вернуться к Богу, и потому нужно было, чтобы пришел Христос и поднял человека от земли к Небу, освободив его от греха, смерти, власти дьявола.

Здесь очень важно знать, что в каждом из нас есть несовершенство; оно проявляется в разных ситуациях, и это связано с нашим внутренним состоянием, нуждающимся в обновлении.

Порой люди, приходящие в Церковь, не верят в искренность священнослужителей, людей, которые находятся за ящиком – продают свечи и принимают записки, старост, тех, кто приближен к священникам.

– Нужно, во-первых, признать, что часто сами люди дают повод. И дело тут не в том, что свечница – это какая-то одиозная фигура, вовсе нет. Просто мы все несовершенны.

Однажды, много лет назад, я стал свидетелем случая, когда одна женщина достаточно резко ответила человеку в день святого Крещения. Эта ситуация была сопряжена с личным душевным горем сотрудницы – ее сына в лифте ударили ножом. И несмотря на трагедию в семье, она пришла раздавать воду людям. А когда ее спросили, почему она не улыбается, женщина не грубо, просто резковато ответила прихожанке, которая подошла ко мне и попросила объяснить, что происходит. Когда я рассказал о том, что случилось у нашей сотрудницы, женщина перестала гневаться и оттаяла.

Не будем забывать: любой из нас несовершенен, и мы должны учиться доброте, открывать для себя, как писал святитель Феофан Затворник, возможность улыбаться тем, кто нас окружает, стараясь делать всем добро, начиная с малого, принуждая себя к этому, чтобы это стало частью нашей жизни...

Здесь необходимо уточнить: люди всегда чувствуют отношение к себе. Как-то мой духовник сказал: «Мы все в жизни оступаемся, совершаем ошибки. Люди видят это, потому что ты живешь среди них, но они готовы простить тебе твои недостатки, если знают, что ты неравнодушен, готов послужить им и потрудиться ради Христа». Это работает потрясающе – люди ощущают потребность найти место, куда можно вкладывать усилия и видеть результат.

У премудрого Соломона есть прекрасные слова, которые меня потрясли. Я был еще студентом университета, когда впервые прочитал их. Царь Соломон пишет: «Не всякому человеку дано наслаждаться делом рук своих», то есть это счастье, когда ты можешь наблюдать за тем, как все происходит. Я уже не раз говорил об этом, повторю еще: мы живем в уникальное время, в стране, где Господь дал возможность Церкви столько всего совершать! И я признаюсь честно, мне очень радостно за этих людей. Я наблюдаю за недавно пришедшими в храм людьми и вижу, как мирское, обыденное восприятие жизни они меняют на другое, когда подходят ко мне и говорят: «Слушайте, я хочу еще помочь!.. Могу ли я съездить и купить продукты?..»; «А можно я починю этот фонтанчик для детей?»; «А могу ли я вот тут подкрутить шурупы? Здесь лесенка разболталась. Или, может, новую купить?».

Когда сталкиваешься с таким отношением, то понимаешь, какая огромная ответственность лежит на священнике, находящемся рядом с этими людьми. Это, с одной стороны, очень вдохновляет, а с другой – призывает трезвиться: перед тобой открывается лучшая сторона в душе человека, та, в которой он становится похож на Христа. В нем пробуждается тот лучший, новый человек, желающий потрудиться, и здесь уже нет необходимости говорить ему: «Где твоя десятина?» – человек идет, чтобы отдать больше. Почему так? Мы читаем у многих святых отцов, в частности, у преподобного Амвросия Оптинского, что твое только то, что ты отдал, и если отдаешь больше, то больше получишь. И воистину это так работает.

Давайте вспомним, что первый храм, поставленный на Руси князем Владимиром, – это Десятинная церковь, построенная на месте подвига наших первых мучеников – боярина Феодора и его сына Иоанна. Мы знаем, что впоследствии десятую часть своих доходов князь жертвовал на содержание церкви и клира. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом историческом событии и о том, как все происходило в истории нашей Церкви.

– Если мы сейчас окинем взором нашу страну, то увидим огромное количество храмов, построенных на средства людей, которые сделали это добровольно, движимые желанием отдать. И строительство князем первого храма, и его участие в жизнедеятельности храма – все это говорит о внутреннем желании и душевной потребности построить дом Божий. Хорошо, что ты построил дом, но ведь его же еще нужно содержать. Бывает, что и полы прохудились, и с крыши капает, еще что-то надо сделать, а на все нужны средства, да и, опять же, в Божием доме кто-то служит, и этот кто-то должен есть, семью содержать. Я хочу сказать, что это целый процесс, за который кто-то должен отвечать.

Можно проследить, как передается из поколения в поколение эта традиция, сколько людей приходили и приносили свои сердца, да и сейчас приносят. Ведь чтобы принести копеечку, нужно, чтобы сердце всколыхнулось в человеке: это же мое участие, желание, моя готовность пожертвовать...

Так всегда было с каждым, кто вкусил состояние, которое святые называют священным безумием. Я читал об этом у Паисия Святогорца. Понимаете, что такое священное безумие? Ты становишься готовым отдавать силы, деньги, средства, ощущая от этого огромную радость. Ты заражаешься сам и заражаешь этим других – они готовы идти трудиться и испытывать радость от того, что они отдают.

Мы с Вами говорили о позитивных моментах, связанных с десятиной, а ведь встречается и негатив. Сейчас и в СМИ, и в блогах, и в комментариях под каким-нибудь видео достаточно часто можно увидеть только отрицательные отзывы. Многие люди негативно относятся к тому, что касается пожертвований и десятины, высказывают замечания, что требы очень дорогие. Как здесь нужно подходить?

– Если по-хорошему подходить к этому вопросу, то должно быть так: человек пришел в храм, и, пожалуйста, – все для него. Но почему сейчас не совсем так? Смотрите (я подчеркиваю это!), что указано в прейскуранте, это условно, и, если человек не имеет возможности заплатить, он все может сделать бесплатно – у нас, по крайней мере, так. Ты хочешь покреститься, но у тебя нет возможности внести лепту – мы тебя покрестим; не можешь заплатить за Венчание – пожалуйста, мы обвенчаем тебя без какой-либо платы; хочешь заниматься в какой-нибудь секции, но нет денег платить – приходи и занимайся бесплатно...

Вопрос в другом. Когда мы рассуждаем о наших детях, видя, что они чего-то не знают, то разве мы не призываем их поучаствовать в этом, чтобы они разобрались? Будучи взрослыми, опекающими своих неразумных чад, мы привлекаем их к участию в наших делах. Ведь когда человек умрет, то ему предстоит ответить Господу на вопрос: «Ты хоть что-то принес для других людей, чтобы можно было их накормить, напоить, одеть кого-то? Или ты этого не сделал?».

Мы подвигаем людей, чтобы они хотя бы что-то положили от себя. Если у них это не срабатывает, если их не воспитали в этом отношении, то мы предлагаем им возможность как-то поучаствовать в благотворительности. Тот, кто пришел и начинает вести серьезную церковную жизнь, понимает, что все эти рекомендуемые числа в прейскуранте очень условны, по сути, их нет, это лишь некий призыв войти в большее. Это вот то самое, что было предложено в начале ветхому человеку: внеси десятину, чтобы потом заработало твое сердце, а после уже и не смотри туда.

Когда мы открывали наш храм, я хотел, чтобы в нем пел мужской хор. Хочу вас спросить: вы поете в известном мужском хоре, так если разобраться с точки зрения церковной жизни, то дорогое ли это удовольствие – мужской хор?

Да, труд человека должен оплачиваться, и если сравнивать с оплатой девушкам, то им платят немного меньше, чем молодым людям. Люди учатся этому, и их труд оплачивается по достоинству.

– Я скажу, что в нашем храме есть люди, которые специально жертвуют, чтобы помогать оплачивать мужской хор. Это невозможно – просто так вот взять и достать откуда-то средства. Это очень приличные деньги!

Всякая красота требует определенного вложения: и иконостас, и писаные иконы, и утварь.

Каин собрал и принес что под руку попало, а Авель пожертвовал Богу то лучшее, что было у него. И вот это лучшее и было угодно Ему. Если взять, к примеру, какую-нибудь нашу работу – полы помыть, суп приготовить, сочинение написать, то можно сделать ее кое-как, а можно приложить максимум усилий, чтобы выполнить хорошо. Человек испытывает потом состояние радости от того, что он, участвуя в этом, соединился с Богом, Который помог ему в этом ощущении. Чем лучше ты что-то делаешь, тем больше радости доставляешь и себе, и тому, кто наблюдает за твоей работой.

А с гордыней, которая есть в каждом человеке, нужно вести борьбу, но если мы с вами не будем заниматься той работой, которую обязаны делать, то не сможем достичь результатов. Каждый христианин должен не избегать сложностей, а учиться преодолевать их.

Вера в Бога предполагает, что человек полностью доверяет Ему и хочет, чтобы Бог был у него в душе, а для этого нужно соблюсти Божии заповеди, в противном случае все превратится в иллюзию.

Вы привели очень удачный пример с Каином и Авелем – они ведь оба приносили жертвы Богу, а принята была только одна из них. Это говорит, что можно принести жертву, но важнее всего искренность.

– Нужно хотеть подсказать: если ты хочешь это сделать, то Господь пошлет человека, которому это нужно. И наоборот: если кто-то нуждается, чтобы ему подсказали, то Бог направит к нему человека, кто ему об этом скажет. Надо искать Бога и иметь желание измениться. Есть еще один очень важный момент. Я вспоминаю, что с братьями из той духовной школы, где вы учились, я встречался в том числе и на футбольном поле. Да, это часть миссионерской работы Церкви. Мы проводим ряд спортивных мероприятий, одно из которых – Международный футбольный турнир на кубок Святого Князя Димитрия Донского.

Но одно дело – семинаристы, составляющие «закваску» этого турнира, а есть молодые люди, которые просто приходят поиграть. Вот пришел юноша в команду, в которой люди уже не один год занимаются футболом, ему дают футболку, а на ней кресты. Он только что пришел со двора, хорошо играет в футбол, но привычки у него все рядышком. Парень вышел на улицу в этой футболке, взял сигарету, стоит и курит, а люди, проходящие мимо, идут и говорят: «Вот это да! Если этот курит, что уж тут о другом говорить!». Вы знаете, как ловко порой лукавый подлавливает человека: «А вы посмотрите, что у вас там творится!». Друзья мои, давайте на себя смотреть! У нас-то что в сердце происходит?! Каковы мы с вами?!

Начиная со времен князя Владимира, показавшего пример, мы видим, как меценаты, купцы, деятели возводили церкви, храмы, монастыри. Любое значимое событие в нашей стране, знаковая победа или даже просто какое-нибудь благодеяние Господа к частным людям приводило к постройке храма. Конечно, в советское время Церковь была, к сожалению, лишена всего, но в 1943 году к советским людям обратился митрополит Сергий Старогородский, будущий Патриарх. Что сделала Церковь? Она собрала с людей пожертвования и организовала танковую колонну имени Святого Димитрия Донского. И сколько таких примеров в нашей истории, когда Церковь приходила на помощь людям!

– Очень важно ответить на вопрос: кто обращается к человеку с призывом о жертве? Сам Бог! Он обращается к нам со словами: «Имей готовность, имей желание потрудиться! Будь похожим на Меня!». И если мы не слышим этого, то значит не слышим Бога. Давайте будем с вами помнить об этом призыве, обращенном к каждому из нас. Когда мы уйдем отсюда, там у нас может быть очень много всего, потому что, как сказал святой Паисий Святогорец: «В том банке вклады не сгорают».

Расшифровка:
Евгения Осипцова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс