Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (861) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Домашнее задание

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Домашнее задание

№12 (861) / 22 марта ‘16

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) – 11 (860)

Сегодня затронем тему «домашнее задание». Как правильно делать дома уроки?

– Очень правильная тема: уроки – это ситуация, которая будет сопровождать семью и ребенка на протяжении всего его обучения и в школе, и в каких-то других образовательных заведениях. И от того, как сейчас родители и школа научат ребенка подходить к обучению, и в том числе к самостоятельному, будет зависеть, будет ли у него это умение и в том числе, сможет ли он продолжить самообучение и самообразование. Обычно детям в первых классах не задают уроки, а дают небольшие задания, которые нужно выполнить (чаще всего – вместе с родителями). Дети все – абсолютно разные, некоторые уже до школы ходили на подготовительные курсы, или в детских садах была программа, которая подразумевала самостоятельную работу в тетрадях, или какие-то задания, которые нужно было выполнить дома и потом отчитаться в детском саду или в школе развития. Таким детям проще: они уже приобрели умение выполнять домашнее задание и наверняка им будет гораздо легче воспринимать эту ситуацию в школе… Детям, которые не умели учить уроки и никогда с этим не сталкивались, конечно, нужна поддержка родителей.

Как правильно учить уроки? Время, которое нужно выделить для учения должно быть связано с предварительным отдыхом, ребенок должен быть в меру сыт, не быть в состоянии сонливости от того, что он переел. Нужно выбрать время, когда ребенок обладает необходимой активностью.

Нужно дать ребенку возможность, если он читает, прочитать задание самому, а после прочитать родителю, чтобы он уже осмыслил и понял, как делать, спросить, как он собирается выполнять задание. И либо сидеть рядом, либо оставить ребенка выполнять задание. Когда ребенок задание выполнил, нужно проконтролировать качество выполнения, обязательно внести какие-то комментарии, желательно положительные: «Молодец, ты стараешься. У тебя неплохо получилось, у тебя отлично получилось». Обязательно давать оценку – в любом случае кто-то ее будет давать, например, педагог. Если ребенок демонстрирует явную усталость после выполнения заданий, не нужно напрягать, есть смысл сделать переменку, можно так это и назвать: «Сейчас у тебя перемена, можно отдохнуть 10 минут». Время на перемену регламентируйте и соблюдайте его, через 10 минут ребенок должен снова приступить к учению уроков.

Время на учение уроков лучше не растягивать – 2, максимум 3 часа. И, конечно, в эти 2–3 часа должны входить 4–5 переменок. Если ребенок испытывает затруднения в выполнении каких-то заданий, это делается при помощи взрослых. Может быть, какие-то письменные тексты или буквы поможет вначале выполнить родитель, держа руку ребенка. Если родитель не умеет это сделать, можно обратиться к педагогу, спросить совета, как можно ребенка чему-то научить. Если мы говорим о последующем выполнении уроков, то наша основная задача – чтобы самостоятельное задание ребенок выполнял сам. Соответственно, ребенок либо выполняет уроки, когда родитель дома и советуется, как он это будет делать, либо есть такие дети, которым нравится это делать на черновике, а потом переписывать. Есть и дети, которые категорически против черновиков, не хотят по два раза переписывать, есть дети, которым это нравится. Тогда время на выполнение уроков увеличивается.

Домашних заданий у первоклассников не так много, у них достаточно свободного времени. И вот здесь возникает вопрос: как его правильно использовать, на что его можно и нужно тратить?

– На самом деле свободного времени у детей мало, большинство детей в первом классе уже начинают посещать какие-то секции, кружки, они занимают достаточно много времени и отнимают много сил у ребенка. Иногда школа предлагает много мероприятий, дополнительных занятий, которые проводятся прямо в школе, и ребенок приходит домой часов около 5–6 вечера: оставшегося времени как раз хватает, чтобы переключится, отдохнуть и спокойно пойти уже спать.

Мы будем говорить, наверное, о свободном времени, которое действительно у ребенка свободное, – время, которое он проводит в школе, в кружках, это время насыщенное, оно отнимает много физической, психологической, интеллектуальной энергии, и это все нужно учитывать при обсуждении вопроса свободного времени. Если ребенок очень долго в течение дня занимался, то оставшееся у него время должно быть предоставлено ему самому, и здесь нужно родителю понимать: что-то свое у ребенка в течение дня должно быть – это значит разрешить ему поиграть со своими игрушками, ведь он нуждается в каком-то привычном для себя времяпровождении, это его расслабляет: так он отдыхает, переключается.

Иногда, бывает, ребенок настолько заигрывается, что пора ложиться спать, а он еще в игре. Тогда родителю нужно мягко подойти к тому, чтобы помочь ему завершить игру и перейти уже к засыпанию, к подготовке ко сну. Тогда мы видим, что ребенку не хватило свободного времени, чтобы действительно как-то отдохнуть. Во время игры он проигрывает и переживает все свои эмоции, и поэтому очень важно ему предоставлять свободное время.

Сон и отдых – это все-таки разные категории и понятия?

– Да, конечно. У ребенка, который не посещает никаких мероприятий, кроме школы, времени чуть больше, и оно будет делиться на время, которое он проводит именно дома со своими игрушками, занимаясь какими-то своими делами, и время прогулки. Правильнее это время спланировать так, что после школы ребенок кушает и гуляет, чтобы он немножко переключился, может быть, даже побегал на улице, а потом уже играет дома и плавно переходит ко сну. Можно дополнять это свободное время какими-то мероприятиями, которые позволяют ребенку отдохнуть: походами в гости, в театр, в зоопарк. Это те же события, к которым он привык в дошкольном возрасте. Постарайтесь избежать каких-то новых неожиданных моментов, потому что они будут выбивать его из школьной программы. Что я отношу к таким новым моментам? Например, стопроцентно выбьет ребенка из колеи, если родители отправятся в какое-то путешествие. Даже если это выходные. Если родители ездили с первоклассником на выходные куда-то на отдых, и это была насыщенная программа, то чаще всего понедельник проходит для ребенка тяжело. Ребенок не может усвоить школьной программы, ему приходится понедельник потратить на то, чтобы отдохнуть и восстановиться. Поэтому лучше всего избегать каких-то очень насыщенных мероприятий, чтобы ребенку не пришлось отдыхать в школе.

То есть все-таки время отдыха отличается в учебные дни и на выходных?

– Обязательно. Нужно, чтобы, с одной стороны, выходные позволили ребенку отдохнуть и, с другой стороны, его не перегружали.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс