Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (851) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Повседневная жизнь православного человека

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Повседневная жизнь православного человека

№2 (851) / 12 января ‘16

Беседы с батюшкой

Сегодня мы говорим о повседневной жизни христианина. Отец Мелхиседек, часто у людей не хватает времени для того, чтобы наполнить свою повседневную жизнь духовным содержанием. Есть ли какие-нибудь практические советы для того, чтобы этот бешеный ритм, в котором мы живем, как-то наполнить духовностью?

– Действительно, время даже не летит, а просто мчится, и самое главное, наверное, то, что мы не умеем ценить его. Кто-то из мудрых людей сказал: «Завтра – враг сегодня». Мы все время что-то хотим сделать, и все время у нас встречается слово-паразит, которое определяет нашу жизнь: «Завтра, завтра, завтра…» Помолиться – завтра, позвонить – завтра, написать – завтра, сочинить – завтра, экзамен – завтра, книга – завтра, передача – завтра, долги – завтра, обязанности по работе – завтра. Вот эти «завтра» длятся до бесконечности. Но есть конкретный практический совет из нашей повседневной жизни – этот духовный алгоритм был заложен еще в лавре, в семинариях, где мы учились, потом в монастыре, который мы представляем (Оптина пустынь). Вся духовная жизнь исходит из того, что самое лучшее, самое светлое, самое раннее отдается Богу. В Псалтири святого праведного Давида мы слышим: «Заутра услыши глас мой» (Пс. 5). То, что ты утром смог сделать для души, для себя, для вечности, для Церкви… Посему богослужение и начинается не в середине дня, не вечером, оно начинается утром. Помните еще такое название «заутреня»?

А в большие праздники (Рождество, Пасха, Крещение) вообще идут ночные службы. Что это такое? Это отголосок того раннего богослужения, которое для христиан было совершенно привычным. Было или всенощное бдение, то есть богослужение совершалось ночью или рано-рано утром, а сейчас у нас это, когда воскресный день, в 7 часов утра Литургия, потом в 10 часов утра, а на самом деле богослужение совершалось еще раньше. Получается, что своей душе и духовной жизни мы должны посвятить начало дня – до работы, потому что как показывает практика, если утром не было времени, посвященного молитве, чтению Евангелия, Псалтири или духовных книг (если у нас нет возможности быть на богослужении, то хотя бы утреннее время надо посвятить молитве), то мы в течение дня его и не найдем – это очень и очень сложно. Поэтому, если мы хотим правильно организовываться, мы должны жить в ритме Церкви – в Церкви все лучшее, сильное, свежее отдается Богу...

Оптинские старцы советовали все свое молитвенное правило совершать до работы, до завтрака, чтобы у дня был правильно заложенный фундамент: потом мы уже становимся заложниками времени и обстоятельств. Хотя на такой случай тоже есть совет от отца Иоанна (Крестьянкина). Я в Оптиной пустыни нес послушание эконома – это человек, который отвечает за стройку, за штат, за восстановление, и мне тоже очень не хватало времени, если утром вдруг проспишь богослужение... Отец Иоанн дал мне потрясающий совет, который я запомнил на всю жизнь и старался его придерживаться. Я задал ему вопрос: «Что делать, если у меня нет времени для духовной жизни?» (несмотря на то, что я находился в монастыре и был монахом – это такое суетное послушание).

Он ответил: «Есть такой торт «Наполеон»: тесто-крем-тесто-крем, а сверху пудра. Тесто – это наши постоянные труды, а крем – это наша молитва. Мы должны чередовать труды и молитву. Если у нас будут только одни труды, то есть одно тесто, то наш торт будет невкусный. Если будут только одни молитвы – один крем, то он будет приторным и мы не сможем его съесть. Поэтому каждое наше небольшое дело мы должны чередовать молитвой. Пусть она будет краткой, незаметной, маленькой, но она будет чередоваться между делами». Я у него спросил: «Батюшка, а что же такое пудра?».

Он говорит: «Пудра – это наше смирение, потому что если наши труды, послушания, наша работа не будут заканчиваться смирением и призыванием имени Божия и предания себя в Его волю, то это будет неправильное завершение нашей постоянной духовной жизни»...

Святитель Феофан говорит неожиданную вещь. Он говорит: «Посмотри, повстречались юноша с девушкой, у них возникла симпатия, привязанность. Посмотрите, как они увлечены, как они любят друг друга! Он ест – думает о ней, он пьет – думает о ней, делает уроки (в институт готовится) – думает о ней, спать ложится – думает о ней. Это чувство влюбленности не дает ему возможности забыть предмет своей любви ни при каких обстоятельствах, как бы сложна ни была его жизнь, потому что он увлечен, у него чувства, всеобщая сердечная и душевная привязанность». Святитель Феофан говорит, что если человек так же любит Бога, любит духовную жизнь, любит свою душу, то ему тоже в повседневной жизни ничего не будет мешать вздохнуть: «Господи, помоги!» «Господи, благослови мою жизнь и труды!».

Вот так мы можем понемногу растворять наши повседневные труды призыванием имени Божия. Это будет не только суета, но и духовная жизнь. Кстати, я знаю людей, которые работают в офисах, 70-80% из них работают за компьютером, и некоторые из этих людей забили себе в компьютер программу, в которой каждые десять минут на мониторе всплывает Иисусова молитва и три раза проплывает перед глазами. Он на несколько секунд прервался, прочитал молитву. В обеденный перерыв люди успевают не только пообедать, но и главу Евангелия прочитать, это занимает 5–7–10 минут, а после работы читают вечернее правило. У нас в семинарии, в Троице-Сергиевой лавре и в Оптиной пустыни была такая практика: после вечернего богослужения была общая трапеза (ужин) и сразу после ужина читались вечерние молитвы. Они назывались не ночными молитвами, а вечерними. Я многим своим прихожанам советую: «Вы пришли с работы, и Ваш ужин должен проходить вместе. Жена не должна есть без мужа, дети без отца, они должны его дождаться (если это не очень поздно). От этого будет большая польза»… Я многим людям советую: «У Вас был совместный ужин, общение о прошедшем дне. После окончания ужина прочтите главу Евангелия (это будет подготовкой к вечерним молитвам) и вечерние молитвы, а потом все занимайтесь своими делами. Потому что потом всю семью вместе не соберешь… Мы должны закончить свой день именно так, потому что если сказать: «Ладно, прочитаем молитвы перед сном», то где потом найти это время перед сном? Греческие монахи на Афоне советуют придерживаться режима, и говорят, что режим – основа духовной жизни. Должна быть организация времени, потому что мы его тратим совершенно напрасно...

Порядок должен быть во всем. На греческий язык «мир» и «порядок» переводятся как «космос», и это служит для нас примером. Земля вращается вокруг своей оси и вокруг солнца четко по времени. Солнце, Луна, звезды – все подчиняется порядку, только в нашей собственной душе царит беспорядок. «Через час помолюсь, через 15 минут помолюсь…» и люди доводят все это до ночи, потом получается, что у них голова болит и сил нет. Получается неорганизованность. Поэтому чтобы наполнить наше время (которого всем катастрофически не хватает), духовным содержанием, надо навести порядок, составить расписание для себя и своей семьи, и этого расписания придерживаться. Тогда как раз и появится время для Бога и для своей души, для общения с родными и близкими, потому что оно изначально было в расписание заложено. Придерживайся этого времени и не разменивай его на пустоделие.

Отец Мелхиседек, часто люди говорят, что они ходят в храм, ставят свечи, бывают в паломнических поездках, причащаются, исповедуются, но у них в жизни ничего не происходит, не меняется. Хотя им говорили, что у них будут какие-то позитивные изменения. Как быть?

– Вопрос непростой. Действительно, мы этим живем, мы на это надеемся, и людям, которые попали в затруднительное положение, мы говорим, что началом благоустройства внешней жизни, будет благоустройство духовной жизни. Конечно же, надо как-то наладить, регламентировать духовную жизнь, вести ее в соответствии с евангельскими заповедями, но здесь у людей возникает соблазн получить быстрый результат. Они думают, что первый приход в храм, первая свеча, первая Исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, и с неба сразу посыплется манна небесная. Многие люди на этом претыкаются: «Мне сказали, что будет вот так, а ничего не произошло»… «Мне батюшка сказал, что все наладится, а ничего не наладилось»...

Здесь должно быть духовное благородство и понимание того, что Церковь – это не бюро добрых услуг, она предназначена не для того, чтобы у нас все было хорошо. Церковь – это духовный организм, созданный Богом ради того, чтобы в нас все было хорошо. Мы не можем переменить этот миропорядок, мы не можем естественным путем сделать свои волосы белыми или черными. Если уже есть седые волосы, ничего ты не сделаешь, возраст идет по своему расписанию.

Поэтому человек изначально должен настроиться не на внешний успех – пришел в храм и вдруг у него появилось здоровье, деньги, работа, жена или муж, послушные дети…Конечно желательно, чтобы это все было, но в первую очередь должны поменяться мы. В первую очередь мы должны просить у Бога перемены нас самих и ждать от духовной жизни именно этого результата, а не внешнего благополучия. Искать внешнего благополучия, если ты стал духовным человеком – ошибка. Да, у многих духовная жизнь сопровождается внешним благополучием, а у многих нет, а у праведников иногда бывает даже еще хуже. Мы же помним праведного Иова, который был настолько предан Богу, был настолько святым человеком, но его жизнь вдруг повернулась в худшую сторону, потому что это было испытание, это был крест, это была его судьба, и он свою судьбу и свой крест принял достойно. Он знал: «Я хожу под Богом. Бог мой Отец». Как он сам сказал: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» Писание говорит: «И не дал Иов безумия Богу» – «Не сказал Иов безумных слов Богу». Надо вот так настроиться на свою жизнь. Все принимать: и сладкое, и горькое, и черное и белое, зная: «Да, это моя жизнь, это моя судьба, я буду делать все возможное, чтобы она изменилась к лучшему. Получилось – слава Богу, не получилось – опять слава Богу. Я сделал все возможное, что мог». Вспомним молитву нашего Господа в Гефсиманском саду: «Господи, да минует Меня чаша сия!» – Его человеческий вопль о своих страданиях. А заканчивает: «Но не Моя воля, но Твоя да будет»...

Мы же знаем, что самая несчастная смерть – это смерть внезапная. И такого не бывает. Так же, как младенец рождается в этот мир через страдания. Когда человек желает избежать проблем в своей жизни, он обязательно столкнется с проблемами, которые выбивают его из колеи, и человек не знает, что дальше делать и как жить. А человек, который настроился на то, что наша жизнь не место отдыха, а место подвига (как говорил старец Христофор, духовник Тульской епархии, с которым я имел счастье общаться), когда человек настроен на подвиг, он увидел его, проходит его, и это не вызывает у него никакого удивления – он к этому готов. Псалмопевец Давид так и говорит: «Уготовихся и не смутихся», а святые отцы дают нам замечательный девиз: «Будь готов ко всякой скорби и избежишь всякой скорби»… Христиан называют воинами Христовыми. Когда воин идет на задание, он не ждет от него никаких благ, но настраивается отдать свою жизнь, и если вдруг этого не случилось, он просто счастлив: «Слава Богу, что живой!». Когда христианин идет по жизни с таким настроем: «Я воин. Я готов ко всему. Случилось лучшее – слава Богу! Случилось худшее – я к этому готов». Люди, которые воспринимают Церковь не как военный институт, а как санаторий, ошибаются.

Церковь дает нам возможность стать воинами Христовыми. Когда крестят младенца, его так и называют: «Новоизбранный, новозапечатанный именем Христовым воин Христов». Даже младенцев уже называют воинами! Поэтому мы, находясь в Церкви, должны понимать, что мы воюем, и у каждого человека есть возможность записаться в воинство Христово. За этим воинством – победа и венцы. Поэтому не будьте полуфабрикатами! Мы должны быть не за белых или за красных, а за Христа. А раз за Христа, то мы воюем. Как писал Федор Михайлович Достоевский: «Тут дьявол с Богом борются, а поле битвы сердца людей»...

Не надо ставить Богу сроки и условия, как лучше сделать, а предоставить это Ему. И просить у Него самого главного – утверждения в вере, когда есть ощущение, что Бог видит, знает, слышит, и готов все повернуть в одну секунду, но пока не время, не место и не полезно это для души моей. Нет ничего надежней и тверже этого стержня и этого ощущения. Тогда человек по жизни идет очень легко – независимо от того, какие обстоятельства сложились в его жизни. У него есть стержень, фундамент, основание. Он как воин: «Нет военных действий – слава Богу. Начались – я к этому готов». Церковь создана ради того, чтобы у нас было такое настроение и такое состояние. Чтобы дать нам силы пройти и преодолеть препятствия, а не переменить эту жизнь, и не убрать эти препятствия с нашего пути. Это дорогого стоит.

Отец Мелхиседек, мы живем в мегаполисе. Я слышал, что мегаполисы часто называют Вавилоном. Как в таком «вавилоне» стараться жить по-христиански?

– Я не совсем с этим согласен. Я вспоминаю, что я когда-то задал этот вопрос отцу Иоанну (Крестьянкину): «Батюшка, сейчас Москву вторым Вавилоном называют» Это были где-то 90-е годы. А он сам был москвич, служил в храме Рождества Христова в Измайлове. Потом уже была Рязанская область, ссылка, Псковские Печоры. Он говорил: «Какой же это Вавилон! В Москве было сорок сороков храмов, и сейчас вся Москва в крестах и куполах. В монастырях чудотворные иконы Казанской Божией Матери, «Утоли моя печали», «Нечаянная Радость», «Всех скорбящих Радость» и многие другие, мощи князя Даниила, Алексия, митрополита Московского, Матроны Московской. А сколько монастырей! Новодевичий, Новоспасский, Даниловский, Зачатьевский, Рождественский, Сретенский! Я не согласен с тем, что Москва – второй Вавилон. Я бы сказал, что Москва – второй Иерусалим». Кто ищет грязи – тот ее найдет, кто ищет святыни – тот ее найдет. Посмотрите сколько возможностей в этом большом городе для христианина!.. А в деревне появились христиане, появилась некая обстановка, но до храма далеко, автобусы не ходят, своей машины нет, попробуй выберись! Так что это тоже палка о двух концах. Вроде бы нет суеты, нет этой рекламы, нет столько народу, а с другой стороны и храма нет, и ежедневного богослужения нет. Куда податься? Вроде бы есть возможность, есть время, а храма нет. В сельской местности службы устраиваются только в субботы-воскресенья.

Все зависит от внутреннего устроения человека. Иуда рядом со Христом был и погиб, Мария Египетская была в пустыне и спаслась. Здесь все зависит от внутреннего расположения, потому что Бог есть везде. Мегаполисы спасению не содействуют и не мешают, все зависит от внутреннего расположения. А соблазны везде найдутся… Оптинские старцы говорили: «Место не способствует и не мешает спасению». Все зависит от человека. Есть даже такая поговорка: «Не все в монастыре спасаются, и не все в миру погибают». Все зависит от нашего внутреннего расположения.

Отец Мелхиседек, мы сейчас живем в мире с обильным информационным потоком: интернет, телевидение, радио, газеты, журналы, и эти потоки могут увести человека куда угодно. Как в этом потоке не потеряться?

– Это большая проблема. Мне буквально все жалуются, что новости, информация, события, комментарии, «контакт», «одноклассники» просто засасывают. На это уходит столько времени! Мне говорят: «Я вспоминаю себя в советское время. Основным информационным источником была программа «Время», которая длилась полчаса. Когда-то для нас этого было достаточно для того, чтобы узнать события в мире (когда не было интернета)». А сейчас посмотрите на нашу жизнь: посмотреть патриархийные, мирские новости, один сайт, другой, а сколько времени на это уходит!

Я опять возвращаюсь к нашему разговору о том, что должен быть режим, должна быть регламентация. Человек не может есть или пить в три горла. Есть определенный – достаточный и необходимый – минимум. Мы съедаем завтрак, обед и ужин, а дальше зачем? Я вот сейчас промочил пересохшее горло и все, мы же не пьем тут по десять стаканов! А информации мы потребляем по десять стаканов. Неужели нам действительно необходимо все это знать, во все погрузиться и все комментарии перечитать? Я думаю, что это внутренняя распущенность, внутреннее нежаление бесценного времени, которое пролетает… Мало того, что это пустое безделье – это еще катастрофически разрушает здоровье. Все это сказывается на семье, на жене или на муже, на детях. Поэтому я считаю, что должен быть режим, должна быть организация: «Я трачу на новости полчаса в день и все» – сколько уложился, столько уложился, закрывай «коробочку».

Иногда трудно посоветоваться с человеком в острой ситуации. Нет времени спросить совета духовника – нужно принять сиюминутное решение. Как быть?

– У святых отцов было такое правило: на каждый поступок, на каждое слово, а желательно и мысль мы должны иметь свидетельство Священного Писания или святых отцов.

Возникла какая-то ситуация, возьмем, например, проблему новогодних корпоративов. У человека возникает дилемма. С одной стороны я нахожусь в обществе, в общей связке, а с другой стороны никто не может служить двум господам: или одного возлюбит, а другого возненавидит, или об одном будет усердствовать, а о другом нерадеть. Человек начинает думать, пойти на этот поступок или нет? Отказываться или нет? А если пойти, то как пойти? Если ему нужно дать конкретный ответ, то можно призвать имя Божие и вспомнить, что по этому поводу говорит Священное Писание. Относительно корпоративов есть такое свидетельство апостола Павла: «Не забывайте благотворения и общительности, ибо таковыми жертвами благоугождается Бог» – ты находишься в общем коллективе, ты пришел на какое-то время, отметился, а сидеть там час, другой, третий, это уже лишнее. С одной стороны, ты оказал уважение тем людям, с которыми ты работаешь, но когда все выпили и начались танцы, то можно уйти. Все красит мера. Поэтому важно иметь свидетельство Священного Писания или святых отцов о том, как поступить в конкретной ситуации...

Нужно все время призывать в свою жизнь Бога, а уж Он подскажет [как поступить]. Отец Амвросий говорил: «Отчего человек бывает плох? От того, что забывает, что над ним Бог». Если бы у нас была эта память, тогда наши мысли, слова и поступки были бы в соответствии с духовной жизнью. У людей есть выражение: «Без царя в голове». Какого царя? Царя Небесного. Царь Небесный должен быть в голове.

Расшифровка:
Анна Новикова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс