Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (851) → Молитвослов и наставления святителя Тихона Задонского. Молитва – царица добродетелей

Молитвослов и наставления святителя Тихона Задонского. Молитва – царица добродетелей

№2 (851) / 12 января ‘16

Книжная полка

Мы существуем в мире, который в большинстве своем относится к христианству и его ценностям враждебно, насилие, бездумное хвастовство и зависть все глубже захватывают души людей. Христиане живут как бы на «духовной передовой» и, как воины Христовы, должны быть вооружены против невидимого врага – противника нашего спасения, иметь любовь к Богу и ближним, быть милосердными и помнить о том, что любящий Создатель взирает на нас. Но где же взять нам силы, терпение, мудрость и смирение?

Конечно же, в молитве, ведь, по словам святых отцов, она – царица добродетелей и основа духовной жизни.

Итак, сегодня наш разговор посвящен молитве и одному из великих отцов нашей Церкви – святителю Тихону Задонскому. Сочинения Задонского архипастыря до сих пор пользуются особенным уважением у православного народа. Он знал природу человека не по отвлеченным рассуждениям, не по учебникам, но через изучение своего внутреннего человека, через внимательное наблюдение за самим собой. Его советы бесценны. Это касается и молитвы.

Как отмечает подвижник XIX века святитель Феофан Затворник, «...не всякое совершение молитвы, или молитвословие, есть молитва. Стать пред иконою, дома или здесь, и класть поклоны – не есть еще молитва, а принадлежность молитвы; читать молитвы на память, или по книжке, или слушать другого читающего их – еще не есть молитва, а только орудие, или способ, обнаружения и возбуждения ее».

Как часто мы, рассеянно прослушав богослужение или аудиозаписи молитвенного правила, полагаем, что уже достаточно помолились! Но, по словам святителя, совсем не в этом смысл и действие молитвы. «Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу: чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения, усердного припадания, сокрушения, покорности воле Божией и прочих», – пишет он далее. То есть цель молитвы – добиться, чтобы сердце наше возгорелось этими чувствами.

Именно поэтому, по словам издателей, мы читаем молитвы, отличающиеся как по форме, так и по содержанию: акафисты, каноны, псалмы, тропари и кондаки. Словами одних мы славословим Творца и восхваляем Его Божественный Промысл о мире, другими просим прощения грехов и помощи в наших нуждах, третьими благодарим за благодеяния и милости к нам, грешным. Чтобы пробудить нашу душу, мы молимся не только лишь словами молитвы Господней «Отче наш», а читаем различные молитвословия, зарожденные, как луч в недрах солнца, в сердцах святых людей.

Слова молитв, составленных святыми, не только учат нас, какое обращение угодно и приятно Богу, но и помогают идти путем спасения, духовного возрастания их авторов. В этом духовном саду святоотеческих песнословий и молитв есть соцветие, благоухающее прекрасным райским ароматом, – богомысленные размышления святителя Тихона Задонского.

Нелегок был путь его жизни. Родившийся в страшной нищете и рано осиротевший, он с малых лет трудился до изнеможения, чтобы прокормить себя и помочь матери с братьями и сестрами. И даже выучившись и впоследствии став архиереем, святитель Тихон не избежал назначения на одну из самых проблемных кафедр того времени – Воронежской епархии, где священники были неграмотны, но корыстны, а большинство населения вело образ жизни по своим собственным правилам и уставам, веруя более по-язычески, чем по-христиански. Это было связано с тем, что в то время большинство жителей Воронежской губернии были переселенцами, приехавшими туда либо строить флот при Петре I (тут были и каторжные люди, освобожденные по амнистии), либо сбежавшими из Малороссии от власти Речи Посполитой.

Как и чем кроткий святитель мог привлечь ко Христу и научить вере такую буйную толпу? Только проповедью любви Христовой, готовой принять всех кающихся. Его труд «Христос грешную душу к Себе призывает» печатался рекордными тиражами на листах газетной бумаги и моментально расходился – так близки душе народной были его слова. Но тяжелые болезни не давали святителю в полной мере исполнять обязанности Правящего архиерея, и тогда он удаляется на покой в Задонский монастырь, где посвящает себя всецело духовному окормлению паствы.

В писаниях святого Тихона Задонского мы находим и утешение души, наставление на путь спасения, образ молитвы и образец веры и терпения. В данном издании собраны как молитвы святого, составленные им специально на разные случаи жизни христианина, так и извлеченные из творений святителя воздыхания к Богу и Его Пречистой Матери. Издатели разместили их по разделам, чтобы читателям было удобнее найти те, что наиболее созвучны их молитвенному настрою: благодарственные, покаянные, славословные (или прославляющие).

Мы надеемся, отмечают издатели, что проникновенные слова российского Златоуста, читаемые со вниманием и сердечным расположением, растопят наледь лености и уныния в наших душах и помогут высечь в них огонь молитвы и Божественной ревности ко спасению.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс