Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (851) → Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан: Двигателем является вера

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан: Двигателем является вера

№2 (851) / 12 января ‘16

Архипастырь

Для меня большая честь быть сегодня вместе с вами, и я благодарю руководство досточтимого собрания за приглашение.

Многие годы я провел за рубежом, в разных странах. Наблюдая, как люди сохраняют свою идентичность, обратил внимание на отдельные общины – греческую, еврейскую и армянскую. Они наиболее организованы, будь то в далеком Буэнос-Айресе, в Сан-Паоло или Рио-де-Жанейро. Их жизнь объединяется вокруг культурного центра, внутри которого – обязательно религия.

Это не попытка желаемое выдать за действительное – это факт. Возможно, стоит познакомиться и вам, русскому национальному представительству в Татарстане, как в далеких странах национальные сообщества живут, сохраняя свой язык, свою веру и свою культуру.

Приятно было слышать, что здесь очень много проводится мероприятий, которые помогают сохранять русскую национальную культуру. Я хочу сказать, о чем должен сказать, как ответственный за духовное состояние, – о вере своего народа.

Я смотрю в зал и вижу, что многие из присутствующих вышли из Советского Союза, из того периода, когда религиозная составляющая, мягко говоря, не приветствовалась. Нация, потерявшая свою духовную идентичность, как правило, растворяется. И я скажу сейчас нечто, может быть, новое для вас. Советский Союз потерпел системное поражение не только по экономическим и политическим причинам, но потому что были подорваны изнутри духовные корни.

Задайте себе вопрос: почему с такой жестокостью, с такой неприязнью велась борьба с религией, в основном, с Православием? Потому что те, кто стоял у истоков разрушения великой России, понимал – надо рушить фундамент, тогда и все остальное как карточный домик будет распадаться, несмотря на временные успехи. Расшатана была система национальных духовных ценностей и потому рушилась семья. Прививалось некое «коллективное» чувство в жизни народа без личной, персональной ответственности. И мы пришли к тому, к чему пришли.

Многие годы я жил, работал в странах Ближнего Востока и сейчас тоже вернулся из тех краев. Я был поражен: 15–20 лет назад невозможно было представить, что мирные и спокойные Египет или Сирия станут подобием ада. Это схоже с тем, что было у нас после или в период гражданской войны. На какой основе все это произошло? Религиозный фактор был использован и используется для того, чтобы уничтожить то или иное государство. Мы видим, как это случилось с Ливией, что стремятся сделать с Сирией, что происходило в Египте, Ираке и многих других странах.

Мне вспоминается моя поездка в Багдад. Перед войной я был там спецрейсом за несколько часов до начала бомбардировок. Решил пройтись, своими глазами посмотреть, как люди живут. Средства массовой информации говорили: там голодают, там народ бунтует, в общем, все плохо, надо свергнуть тех, кто там правит. Я пошел по магазинам, благо общаться мог по-арабски и по-английски.

Вижу, семья строит дом. Наверное, человек 15 – ясно было, что одна семья. Увидел старика, который руководил, и спросил у него: «Что вы делаете?» А он говорит: «Разве не видите? Дом строим». Я немножко смущаюсь: «Дом? Но на пороге война, начнут бомбить и дом разрушат. Может, не стоит пока?» – «Нет, мы будем строить». «А это кто?» – «Это мои сыновья и внуки» – «Вдруг их тоже убьют, как же тогда? Дом для кого?» И у меня в ушах до сих пор ответ этого старика: «Убьют, разрушат? Мы новых нарожаем детей, мы новый дом построим. Но мы свою веру и страну сохраним».

Какая твердость! И я хотел бы обратиться к вам. Вера нашего народа отнюдь не в череде фольклорных мероприятий, не в ином творчестве. Они нужны, но двигателем является вера. Посмотрите на храмы – что вдохновляло великих зодчих, таких, как у нас в Казани? Вера. А потом и культура развивалась. Так вот, сохранение веры – это сохранение идентичности народа.

Повторюсь: мы, старшее поколение, не виноваты, что далеки от веры были. Мы только родились, а нам уже показывали портрет, который в каждой школе обязательно висел: «Это твой дедушка, который говорил, что никакой религии нет, все это опиум»...

Обращаюсь к Вам, Василий Иванович (Носов, председатель Русского национально-культурного объединения Республики Татарстан. – Ред.) и Вам, Ирина Алексеевна (Александровская, заместитель председателя Совета Ассамблеи народов Татарстана. – Ред.). Давайте вместе подумаем, как нам наладить более тесную работу, не противопоставляя себя собратьям иной веры, но сохраняя веру наших отцов. Укорененность в нашей духовной культуре поможет нам быть более стойкими и крепкими.

Приведу конкретный пример и озвучу предложение. Приближается Рождество Христово. В других регионах, где я работал, в том числе, на Кавказе, мы всегда проводили большой детский праздник – Рождественскую елку. Рождественская елка и в Большом Кремлевском дворце проходит. Когда я спросил, мне сказали, что здесь это не принято. Считаю, что надо возрождать добрые традиции – в большом зале организовать Рождественскую елку, с символикой Рождества, хорошими хореографическими коллективами – для детей. В первую очередь, детей из малообеспеченных семей, из детских домов. И обязательно с подарками. Не знаю, успеем ли мы к этому Рождеству, но думаю, что можно успеть. Это и социальная программа, и культурная, и духовная.

Также предлагаю провести фестиваль духовной музыки, ведь у нас есть замечательные коллективы. Мы можем организовать это на уровне республики и шире – пригласить коллективы, которые будут исполнять духовные песнопения. Подобный фестиваль может быть грандиозным, красивым, достойным. Я думаю, что это тоже надо делать.

Надо также подумать, чтобы как можно больше в наших рядах – я говорю о «наших рядах», потому что я тоже ваш соработник – было инициативной молодежи.

И еще одно предложение – постоянно действующий литературный клуб, где бы мы встречались. Сегодня – творчество Достоевского, Пушкина, Лермонтова. Встречались и делали доклады, читали, может быть, произведения инсценировали какие-то. Важно, чтобы это был постоянно действующий клуб, а не просто провести раз в год мероприятие.

Идей много – времени мало. Не забывайте, что за Новым годом Рождество Христово. Мне симпатично, когда я каждую пятницу вижу, что в главную мечеть в Кремль идут мужчины для того, чтобы исполнить религиозный свой ритуал. Мы же не привыкли молиться Богу, а без этого никуда.

Конечно же, мир и согласие, которые есть в республике, мы хранить должны. Как не сказать доброе слово в адрес властей? Решение Президента о восстановлении собора в честь Казанской Иконы Божией Матери – благородное дело; (также и) Святодуховский храм, который восстанавливается. Я нахожу взаимопонимание с руководством. Надеюсь, так мы вместе и будем идти, другого выбора у нас нет. Это выбор великой сильной России с сильными регионами.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс