Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (851) → Священник Михаил Легеев: Богословие Богоявления

Священник Михаил Легеев: Богословие Богоявления

№2 (851) / 12 января ‘16

Беседы с батюшкой

Богоявление, наверное, самый богословский из всех праздников – как Вы считаете?

– В каждом из церковных праздников заключен особенный богословский смысл.

В одной из ваших работ центральной мыслью было, что богословие – это Откровение Бога человеку. Не этому ли посвящен праздник Богоявления?

– Можно сказать и так. В каком-то смысле не только праздник Богоявления связан с Откровением Бога человеку, но и вся жизнь Церкви и вся ее история. С этим Откровением так или иначе все праздники связаны, но праздник Богоявления имеет особое место в ряду этих праздников и священных исторических событий, связанных со Спасителем. Ведь именно с этого момента, с крещения Господня, начинается общественное служение Христа Спасителя, когда Он открывает Себя народу и начинает Свою проповедь.

Почему у нас сочетаются эти два события: Богоявление и Крещение?

– Отвечая на этот вопрос, нужно понять, в чем смысл крещения Христа Спасителя, и тогда будет ясен смысл Богоявления, поскольку одно вытекает из другого. Как вы считаете, в чем смысл урещения Христа именно с богословской точки зрения?

Думаю, это Промысл Божий. Иоанн Креститель подготовил людей к Пришествию Спасителя, и с момента крещения Христос берет на Себя служение. Мне кажется, в этом суть.

– Отношения Бога с миром и с человеком историчны. Жизнь же Святой Троицы сверхисторична, внеисторична. Присутствуют иерархические отношения, но вне времени: Сын Божий Рождается от Отца, Святой Дух исходит от Отца. Человек призван стать таким, как Бог, и в человеческом сообществе призван стать подобным Святой Троице. Но человек тварен, он создан в процессе истории, поэтому в человеке все протекает в некоей протяженности. Адаму и Еве в раю Богом было заповедано определенное вызревание их природы, их личности, можно так сказать, которое должно было быть историчным, поскольку человек не вне истории. Человек должен был пройти, по замыслу Божию, определенный путь служения Богу в рамках этого вызревания, который был путем к обожению. Это не значит, что человек был вне Бога, он был безгрешен и был с Богом изначально, но изначальное состояние Адама, пусть даже и безгрешное, пусть даже связанное с Богом и с Божественными энергиями, требовало определенного вызревания. Адам не исполнил этого замысла Божия, пал. И в истории начинается медленный процесс исполнения этого замысла, но уже другим путем.

Христос Спаситель в Своей земной жизни, в отрезке жизни, который мы называем Его общественным служением, – от крещения, выхода на проповедь и до Его смерти, Воскресения и Вознесения, являет человеку путь, когда-то не пройденный Адамом. Не таким образом (тут есть важное отличие), что Его Человечество в процессе этого пути соединяется с Богом, восходит к Богу, нет (Он всегда был Бог и человек), но самим этим служением Христос Спаситель изображает для нас в земной реальности путь, который должен пройти каждый из нас, уже восходя к Богу. Крещение Христа Спасителя есть прежде всего прообраз того Крещения, которое совершается с каждым христианином при его вступлении в Церковь.

В событии Богоявления всех очень интересует именно таинственный момент, когда Бог Отец свидетельствует о Сыне. Как Вы считаете, кому предназначалось это Откровение?

– Конечно же, оно предназначалось человеку, так же, как и все в жизни Христа Спасителя предназначается человеку.

Тут важно помнить, что Христос при Боговоплощении принимает на Себя падшую человеческую природу, но принимает совершенно добровольно. Он не принимает на Себя греховной испорченности нашей природы, только ее следствия: телесное страдание, возможность умереть, то, что называется в богословии «непорочные страсти» – Он алкал, жаждал, плакал, хотел спать и т. д. Высшей точкой этих непорочных страстей была Его добровольная смерть.

Христос Спаситель принимает непорочные страсти, но остается совершенным Богом и совершенным Человеком, причем во всех смыслах. Совершенный Человек Он не только потому, что в Нем присутствовали дух, душа и тело, как в каждом из нас, – весь состав человеческой природы, – но в том смысле, что эта природа была чужда какой-либо нечистоты. Поэтому все, что делает Христос Спаситель, нужно не Ему, а нам. Иногда даже среди некоторых богословов можно встретить мнение, что Христос Спаситель принимает испорченную природу человека, чтобы исцелить ее в Самом Себе. Если бы это было так, это означало бы нужду и Самого Христа Спасителя в исцелении, – но это не так.

Христос Спаситель, выходя на крещение, прообразует Крещение каждого из членов Церкви. А Богоявление – это глас Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих, Того послушайте» и сошествие Святого Духа в образе голубя.

Тут мы можем обратиться к примеру практической жизни, к нашему собственному Крещению. Когда человек крестится, входит в Церковь, он читает Символ веры, где исповедует веру в Отца, Сына и Святого Духа, содержащийся в последовании Крещения. Само Крещение совершается во имя Святой Троицы, в образ смерти и Воскресения Спасителя. Явление Бога Троицы в жизни отдельного человека совершилось при крещении Христа Спасителя: это свидетельствует о видении Святой Троицы человеком, теми людьми, которые стояли вокруг Христа в тот момент. Но это видение есть образ будущего обожения, будущего теснейшего соединения человека с Богом, со Христом Спасителем и со всей Святой Троицей.

Крещение отдельного человека (неслучайно я все время перехожу на эту параллель, чтобы был ясен смысл) вводит человека в мир Церкви, но ему еще предстоит пройти долгий путь, который заканчивается теснейшим соединением с Богом, обожением. Святитель Григорий Палама в XIV веке изображает этот путь как путь от образа к реальности, или от веры к знанию. Мы исповедуем Символ веры; Крещение есть вообще таинство веры во Святую Троицу, но вера есть образ невидимой реальности, а знание больше, чем вера.

Знание, согласно святым отцам, есть теснейшее соединение с предметом знания. Знание – это не книжку святых отцов прочитать. Знание (в данном случае богопознание) – это теснейшее единение с Богом всем составом человеческой природы – духом, душой и телом, которые пока еще разрознены в человеке. Это теснейшее единение человека с Богом будет прообразовано и таинственно явлено нам в Самом Христе Спасителе через Его смерть и Воскресение. Он-то всегда был Бог, но для нас Он передает (если можно так выразиться, не только являет, но и реально передает) Свое Богочеловечество, вручает нам, Церкви через смерть и Воскресение. И через это каждый из нас, пребывая в Церкви, участвуя в таинстве Евхаристии, восходит к Богу и соединяется со Святой Троицей, со Христом Спасителем. Осуществляется познание Богочеловека, или обожение (это грани одной и той же реальности). А Крещение прообразует эту будущую реальность, оно есть образ реальности. И в этом смысле мы можем одинаково говорить и о Крещении отдельного человека, и о крещении Христа Спасителя, помня, что Его крещение прообразует реальность будущего богообщения для нас. Им все совершается для нас, ничего не совершается для Себя Самого...

Что происходит вообще в Крещении человека? Можно сказать, смена хозяина. Был такой период в истории Церкви, сейчас ученые его называют период «мужей апостольских». Мужи апостольские были непосредственными учениками апостолов, трудились в конце I – начале II веков. В этот период особенно употребительно было выражение о двух путях: жизни и смерти – именно в этот период особенно значимой темой богословия была тема Крещения; период был катехизический. Задача мужей апостольских была привести человека в Церковь, которая только начинала расширяться, и была задача привести в нее тех, кто к ней обращался...

Действительно, в Крещении происходит такая вещь: человеческий дух разворачивается от мира, от диавола и поворачивается ко Христу. До этого он по касательной смотрел, а сейчас он смотрит в глаза Христу. Это символически подтверждается в Крещении, когда человек в самом чинопоследовании таинства отрицается сатаны, поворачивается на 180 градусов и сочетается Христу. Это то, что происходит с его духом, или умом (чаще всего это синонимы у святых отцов) – метанойя: изменение ума, изменение духа, человек становится учеником Христовым; до этого он им не был. В момент Крещения он погружается в совершенно иную реальность, он становится членом Церкви, что есть тоже абсолютно конкретная реальность… Можно, кстати, вспомнить ветхозаветные прообразы – например, самые известные, связанные с именами Ноя и Авраама. Ной спасается на ковчеге, и это является прообразом Крещения: бушующее море, поглотившее всю землю. Авраам становится отцом всех верующих, опять же – момент веры. Крещение есть таинство веры, оно связано с ней. Это затравка, именно из веры начинает вызревать нечто...

Опять же, можно сравнить с образом зерна, и Сам Господь такие образы приводит. Оно может лежать где-нибудь на полочке в спичечном коробке 1000 лет, потом его в землю посадят, и оно начнет расти – принципиально иная реальность для этого семени. Это тоже образ Крещения: начинается умирание и через него возрастание чего-то нового.

Безусловно, нет ни абсолютных праведников, ни абсолютных грешников. В каждом человеке, даже в злодее, преступнике, есть что-то хорошее, какой-то контакт с Богом. И Бог всегда его призывает к тому, чтобы он вошел в Церковь, но человек не всегда отвечает, но что-то хорошее он в себе сохраняет.

В первых веках Богоявлением считалось не только Крещение, но и само Рождество. Это был единый праздник: Рождество, Крещение и Богоявления. В чем принципиальное отличие? Почему Крещение отделилось от Рождества?

– Действительно, есть нечто общее у этих двух праздников, а именно – явление Бога миру. В одном случае – Рождение, в другом – выход на проповедь, общественное служение. Но в них есть и принципиальное отличие. Первые века характерны сжатостью богословия, и в жизни практической это выражалось сжатостью. Вспомним образ зерна, которое вызревает, или человека, который растет, оставаясь тем же и при этом меняясь. Так же и богословие: во Христе Спасителе, как в микроскопическом атоме, все содержится, полнота всего, хотя она почти не видна, постепенно начинает разворачиваться, вызревать. То же самое произошло с этими праздниками.

Но принципиальное отличие в том, что с Крещения начинается тот путь Христов, который Он передаст падшему человеку в Церкви, а этот путь может быть изображен, как лествица. Мы знаем, что впервые этот образ появляется еще в Ветхом Завете, когда Иакову снится чудесная лествица. Святые отцы толкуют ее как образ Пресвятой Богородицы, Которая вобрала в Себя все поколения предшествующих праведников и явила путь человека к Богу, который позволил Родиться Христу. Человек в Лице Пресвятой Богородицы прошел этот путь, с Божией помощью сделал все, что можно от человека, а дальше уже действует Бог. Этот же самый путь являет в Себе Сам Христос, уже как путь совершенства. Идея лествицы применима к каждому из членов Церкви.

После крещения и искушений Христос Спаситель начинает творить добрые дела: исцеляет человека, помогает страждущему. Есть известная богословская тема: вера и дела. «Вера без дел мертва»… С них начинается путь каждого человека в Церкви. Одушевляемый верою поворачивается от диавола ко Христу, меняет свой вектор, происходит метанойя. Тело человека начинает трудиться, руководимое тем же самым духом посредством сил души.

Дух человека – это высшее начало, часть человеческой природы, которая водительствуема благодатью Божией. Дух взирает на Бога и нисходит к пределам своей природы, начинает потихонечку выстраивать себя через труд. Это то, что было изначально заповедано Адаму в раю и чего он не сделал. Он захотел сразу на третью ступень запрыгнуть и стать Богом. В этом была трагическая ошибка человека. Христос Спаситель в Самом Себе изображает этот путь. Ему это не нужно, Он всегда совершенен. Он это делает добровольно и только ради того, чтобы этот путь передать нам, вживить в Церковь...

Хотелось бы поговорить о Преображении: очень много параллелей можно провести между этим праздником и Богоявлением. Снова глас, снова свидетельство о Сыне. Как Вы считаете, насколько эти параллели уместны?

– Параллели уместны. Как мы сказали, Крещение есть образ Богоявления, образ будущей реальности. Для человека, который взирает на Христа, который стоял рядом с Ним в момент крещения и видел Его, это было образом Святой Троицы, он не имел еще в самом себе обожения, он стоял извне Христа.

Так же, когда мы входим в Церковь, совершается таинство Покаяния, и мы стоим извне Христа Спасителя, подобно какому-то человеку, который стоял рядом с Ним в момент Крещения. Но при этом нечто принципиально важное в этот момент совершается. Когда все обустроится, не будет этого «извне»; тогда мы войдем в теснейшее соединение со Христом Спасителем.

Преображение есть тоже образ. Оно открывает человеку то, что Христос Спаситель есть всегда Бог и всегда Человек. Можно сказать даже, что Преображение открывает человеку то, что Христу Спасителю не нужно все это совершать, что Он совершает все это ради человека. И одновременно Преображение, так же, как и Крещение, приоткрывает ту реальность, в которую надлежит войти человеку.

Хотелось бы задать вопрос о ветхозаветных богоявлениях. Если в акте Крещения нам, казалось бы, все ясно: Бог Отец свидетельствует о Сыне, Дух Святой сходит в виде голубя, то через какое Лицо Святой Троицы происходили ветхозаветные богоявления?

– Начнем с того, что любое богоявление и вообще любое отношение Бога с человеком, любой акт синергии, любая мельчайшая точка соприкосновения Бога с человеком не происходит вне какого-либо из Лиц Святой Троицы. Любое отношение Бога с человеком, в том числе ветхозаветное богоявление, совершается при участии Отца, Сына и Святого Духа. С другой стороны, святые отцы говорят об определенной последовательности откровения Лиц Святой Троицы: Отец открывает Себя через Сына, а Сын – через Святого Духа. Но богословие антиномично: оно наполнено противоречиями, которые свидетельствует лишь об ограниченности нашего логического мышления. Человек в принципе ограничен, безграничные вещи мы можем выразить адекватно лишь с помощью логических несообразностей.

Ветхозаветные богоявления совершались при участии всех Лиц Святой Троицы. Даже более того, каждое из Лиц Святой Троицы имеет определенную функцию, если говорить языком не богословским, более понятным для людей; если говорить языком богословским, то образ действия, или образ откровения, когда Бог являет Свою благодать, а Он являет ее так или иначе в какой-то связке с чем-то тварным, то особое место в этом явлении благодати принадлежит Отцу, и это место сокровенное. Отец прикровенно Себя являет.

Особое место принадлежит Сыну Божию, Который являет Себя уже не прикровенно, но явно. Христос Спаситель говорит: «Се стою и стучу». Именно Он стучит в двери сердца человека, и стучит одновременно как Бог и человек. А до того, как Христос воплотился, Сын Божий тоже являл Себя человеку как Бог через людей, через естественные Откровения, сверхъестественные Откровения, через что-либо, принадлежащее нашему тварному миру, например, через природу. Святой II века Ириней Лионский назвал Сына и Духа двумя руками Отца. Это очень выразительное сравнение, которое показывает прикровенный образ действия Отца и более открытый образ действия Сына и Святого Духа. Любое Откровение всегда связано с Сыном Божиим, до Его Воплощения в том числе. А любое вселение благодати в сердце человека, соединение человека с предметом Откровения связано с образом действия Святого Духа, даже если это было до Боговоплощения и до сошествия Святого Духа на апостолов.

Вы использовали термин «образ Откровения». В чем отличие именно Богоявления в традиционном понимании? Это явление Бога в материальном мире? А Откровение Бога человеку в уме – допустим, как Откровение Иоанна Богослова, это же было что-то нематериальное?

– Когда мы говорим о Богоявлении, мы говорим о реальном событии, о Воплощении Сына Божия, облечении Им сразу в человеческую природу и явлении Себя миру как Богочеловека. Это совершенно конкретное событие. Оно принципиально отличается в том числе от Откровения апостола Иоанна Богослова или от каких-то ветхозаветных Откровений, от прозорливости святых.

В чем принципиальнейшее отличие? В Ипостаси Сына Божия, Который содержит в Себе все. Все остальное, как говорит святой Максим Исповедник, привязано к этому событию: и прошлое, и будущее. Христос есть сердцевина мира, истории; в Нем вся полнота того, что Он Сам назвал путем, истиной и жизнью, и вся полнота всяческого Откровения. До того, как Он Воплотился, не было полноты, было приуготовление к этой полноте, было Откровение, которое Им же совершалось, через Его же образ действия, но это было приготовление. После этого события, Его Рождения, смерти, Воскресения, Его подвига эта же полнота разворачивается в истории (образ семени, про который мы говорили) – это не какая-то другая полнота, у человека не вырастает третий, четвертый глаз или ухо. Человек – это образ Церкви, богословия, истины. Это та же самая абсолютная полнота, которую содержит в Себе Христос Спаситель, но эта полнота имеет парадоксальную способность вызревать, развиваться и расти. Как может полнота расти? Тем не менее – может. Выразить смысл того, о чем я сейчас сказал, нам позволяет догматическая терминология, а именно обычные термины, элементарные и основополагающие догматические категории – сущность, или ипостась. По сущности, или по природе, Христос содержит в Себе все: всего Бога и всего человека. Он совершенный Бог и совершенный Человек. И нет ничего такого в человеческой природе, что не содержалось бы в Нем. Это есть полнота Откровения, явление всецелой природы человека, который обожен, как говорят святые отцы. Эта природа всецела, и она обожена. Он являет всего Бога через всего Человека. Про Церковь мы так можем сказать, но именно потому, что в ней Христос, а Церковь – это соборно-ипостасный образ бытия. Раньше не было этого – не было всего человека и не было всего Бога, а это взаимосвязанные вещи в историческом контексте. Эта же полнота сохраняется в Церкви, поскольку Христос живет в Церкви и является ее Главой и Основанием. Именно поэтому в Церкви Христовой заключены вся полнота Бога и человека.

Но помимо этого природного аспекта переходим к догматическому богословию. Есть не менее важный ипостасный аспект. Отвлечемся от Божественного откровения, от Христа Спасителя, от Церкви и перенесемся мыслью к Святой Троице, насколько для нас это возможно. Бог Отец – совершенный Бог, Он содержит в Себе всю полноту Божества, но, тем не менее, Он рождает Сына и низводит Святого Духа. И эта всецелая полнота, которая содержится в Отце, разворачивается в чудесную картину в Святой Троице. Бог желает, чтобы то же самое совершилось и в нашем мире с человеком: чтобы всесовершенная полнота, Божественная и Человеческая, которая есть во Христе и всегда была в Нем, расцвела древом Церкви и вобрала всех нас.

Расшифровка:
Наталья Маслова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Олег Стеняев: Крещение Господне

 
Церковная жизнь

Агиасма

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс