Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (851) → Протоиерей Олег Стеняев: Крещение Господне

Протоиерей Олег Стеняев: Крещение Господне

№2 (851) / 12 января ‘16

Беседы с батюшкой

Тема нашей беседы – Крещение Господне. Скажите, отец Олег, почему Иоанн Креститель проповедовал не в городе, не еще где-либо, а именно в пустыне?

– Иоанн Креститель хотел таким образом напомнить евреям их предысторию. Как нация они сформировались во время Исхода, когда ходили по пустыне сорок лет, идя из Египта в Землю обетованную. Он как бы возвращал их к временам Моисея, когда в пустыне Бог давал им святые заповеди.

С другой стороны, сам Иоанн Креститель вел очень строгий, аскетический образ жизни. Пребывая в пустыне, он питался медом и акридами. Акриды – это вид кузнечиков, которых сушили и, по Закону Божию, разрешали есть в то время. И дикий мед он собирал. Он не мог не напоминать всем другого пророка, будучи одет в одежду из верблюжьего волоса и кожаным поясом подпоясан. Таким был пророк Божий Илия, который задолго до Иоанна Крестителя свидетельствовал, в том числе и в пустыне.

Христос даже однажды сказал: «Он есть как Илия». По свидетельству святых отцов, он хотел показать, что народ оказался в состоянии духовного вакуума – пустыня нравственная и моральная проникла в общество. И когда люди выходили из Иерусалима, из Десятиградия, из Иудеи, из разных городов и сел к нему в пустыню, они осознавали свою некую несостоятельность и нуждались в обновлении тех обетов, которые они приносили Богу на горе Синай, когда сказали: «мы исполним и выслушаем, то, что Бог нам даст».

Чем отличается Иоанново крещение от христианского традиционного?

– То, что совершал Иоанн Креститель, подробно описано в Книге Левит. Там сказано: если человек прикоснется к чему-то нечистому или осквернится, то он должен омыться, совершить обряд, который называется в еврейской традиции «микве». В Книге Левит сказано: «Когда солнце зайдет, тогда очистится». Иоанн Креститель был Предтеча Христа, так что этим обрядом он указывал на захождение солнца, которое произошло, когда Христос умер на Кресте. Он умер – солнце зашло, и мир очистился. Обряд был известен со времен Моисея, но обычно люди сами погружались в воду, а Иоанн Креститель сам совершает его над ними.

Именно Предтеча приготовлял людей ко встрече с Иисусом Христом. Он во множестве собрал их в пустыне – они не вышли бы, если бы не видели его равноангельского образа жизни. Он совершает обряд крещения ветхозаветного, указывая на крещение будущее, когда говорил: «Я крещу вас в воде, но Тот, который идет за мною, Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». То есть вся его миссия – это миссия Предтечи.

То есть крещение Иоанново – это как бы предтеча христианского Крещения?

– Да. Поразительно, что Предтеча совершает этот обряд над жителями Иерусалима – иудеями. Он как бы им говорит – вы стали хуже, чем язычники, вас надо (говоря христианском языком) перекрестить заново. Обряд «микве» считается совершенным, когда человек полностью погружается в воду. Это аллегория умирания для скверны, и потом он выходит из этих вод как бы воскресший.

Вопрос из Подмосковья: «Не противоречит ли омывание святой водой после вечерней службы накануне праздника Крещения елеопомазанию, полученному ранее? Можно ли окунаться в иордань после елеопомазания?»

– Думаю, в этой ситуации получается благодать на благодать. Вы получили помазание освященным елеем и потом погружаетесь в иордань, дважды испытав радость соприкосновения со святым.

Иоанн Креститель назван величайшим ветхозаветным пророком. Неужели он остается в Ветхом Завете – за порогом Нового Завета?

– Да, это действительно так. Он остался за порогом Нового Завета, но он – величайший из всех пророков. Так сказал Христос, и тут же Христос добавил: «Но меньший в Царствии Божием больше его». Он не пережил христианского Крещения – во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Он не пережил Пятидесятницу – нисхождение Духа Святого – то, что каждый крещеный православный человек переживает в таинстве святого Миропомазания. Он выполнил свою миссию, он – как бы такое славное завершение Ветхого Завета.

Собственно говоря, Иисус Христос начинает проповедовать только тогда, когда Иоанна Крестителя по приказу Ирода заключили в темницу в крепости Масада. Здесь как бы уже начало новозаветной проповеди. Заключением Иоанна Крестителя в темницу как бы пленение всех ветхозаветных усилий произошло выстроить правильные отношения с Богом. И здесь уже Сам Богочеловек начинает свидетельствовать о Евангелии. Как сказано: «Закон произошел через Моисея, а благодать и истина – через Иисуса Христа».

Крещение младенцев связано с библейским крещением?

– В ветхозаветные времена ребенок входил в общину Израиля в восьмидневном возрасте, когда над ним совершалось обрезание. Причем ребенок, который обрезан, будучи младенцем, мог вкушать от пасхальной трапезы. А эта трапеза собой прообразовывала Евхаристию. Как апостол Павел говорит: «Наша Пасха – Христос, закланный за нас».

Получается, что в ветхозаветные времена восьмидневный младенец мог войти в народ Божий, мог участвовать в трапезе. Неужели с приходом Иисуса Христа положение детей стало хуже? Это было бы странно – такое допустить. В Писании есть тексты, где говорится прямо, что обрезание преобразовывало собою Крещение. В Послании к Колоссянам апостола Павла (вторая глава,11–12 стихи) сказано: «В Нем (во Христе) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым быв погребены с Ним в Крещении». То есть это Крещение. И люди, отвергающие где-то Крещение, обычно возражают, что Христос сказал: «Идите, научите и крестите». Но представьте, что апостолы входили бы в дома, ничего не объясняя родителям, брали бы младенцев и крестили бы их.

Никто бы не разрешил им прикоснуться к младенцам. Они сначала учили родителей, а потом только – «крестился такой-то и дом его» (мы часто в Новом Завете встречаем такое выражение – например, «сотник римский крестился и дом его»: «дом» в тогдашнем понимании – это все домочадцы, это рабы, это их дети, это младенцы, подростки, то есть люди разного возраста). Почему каждый должен креститься? Потому что и взрослые, и младенцы во грехе. Поэтому Петр говорит: «Да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите Дар Святаго Духа». А далее: «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим» – обетование, что после Крещения, когда люди очистятся в водах Крещения, они смогут получить Дар Духа Святого.

Некоторые говорят, что в Писании сказано, что Крещение есть обещание Богу доброй совести. Тот, кто крестится, должен веровать. Но в христианской практике «за младенца» верует его крестный родитель. И крестный родитель дает обе-щание от его лица – когда отрекается от сатаны, от ангелов его, от служения гордыне его от лица младенца. Кто-то спросит: «А как один человек может веровать за другого?». В Евангелии много таких случаев. Вспомните сотника, который пришел и сказал: «Отрок мой, слуга, жестоко страдает» – и Христос, видя веру его, говорит сотнику: «Иди, твой слуга здоров». То есть мы видим, как по вере одних людей другие получали исцеление чудесное, когда благодать Божия касалась их. И в Церкви эта практика установилась – не можем подвергать опасности младенцев, у нас нет абсолютной гарантии, что они доживут до такого возраста, когда смогут самостоятельно принять это решение.

Через Крещение происходит ли прощение грехов?

– Если говорить о крещении Иоанновом, то нет. Это было крещение в покаянии. Там погружение в воду было символическим моментом очищения тела. А о христианском Крещении в Писании говорится, что «...крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа». Когда человек взрослый крестится, он дает обещание Богу, что принимает заповеди Евангелия и будет им следовать.

То есть только обещание, не прощение?

– Прощение совершается, когда таинство Крещения происходит. Сказано: «Пойди и омой свои грехи». В христианском Крещении, которое совершается во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, заслугами Христа, Его крестной смертью, Духом Святым усвояются нам эти заслуги, и совершается искупление человека. И человек после Крещения так же чист, как младенец.

В христианской практике человек никогда не исповедует грехи, которые были до Крещения. Это возможность начать жизнь заново, с чистого листа. Поэтому многие древние христиане отодвигали момент Крещения. Известно, что равноапостольный император Константин Великий крестился на смертном одре. Он очень хотел, чтобы встреча с Господом произошла в тот момент, когда он после Крещения абсолютно чист.

Давайте зададимся вопросом – почему этот праздник называется не только днем Крещения Господня, но еще и днем Богоявления. Почему? Смотрите, что написано в Священном Писании. Первое Послание к Тимофею (гл. 3, ст. 16): «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам». Почему о Боговоплощении Христа Иисуса сказано, что Он проповедал в народе, явился во плоти, показал Себя ангелам? Ангелы не могли постичь Бога до Его Боговоплощения на земле. А когда происходит тайна Боговоплощения, Бог являет Себя как Триединый Бог.

Иоанн Креститель был первым человеком, который явственно, почти осязаемо созерцал эту Тайну. Он видел Сына Божия – второе Лицо Святой Троицы, Который стоял в струях Иордана особо. Он видел Духа Святого, Который «в виде голубином» особо парил над головой Сына Божия. И он слышал голос Бога Отца, который звучал из осеняющего облака с Неба. То есть Иоанн Креститель созерцал Богоявление, когда присутствовала вся Троица. «И Дух Божий носился над водами». Что нам это напоминает? Сотворение мира! Сказано о сотворении мира: Создал Господь Бог небо и землю, и Дух Божий носился над водою. И учитель Церкви Тертуллиан говорил, что в день Богоявления, когда было крещение Господне, Христос начинает творить новый мир – мир Нового Завета. Потому что это крещение преобразовывало христианское Крещение. Предтеча указывал на Христа Спасителя – увидев его на Иордани, он сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира». И для нас тут очень важно понять, что во Христе мы имеем доступ к Духу Святому, во Христе мы получаем познание о Боге Отце.

Иисус Христос Своим Боговоплощением раскрыл намерения Бога Отца относительно всего рода человеческого, и уже в христианском, евангельском формате мы знаем, что Бог – Отец это есть Любовь. Ибо сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел бы жизнь вечную».

Ветхозаветные люди до конца не понимали характер Бога. А дьявол всегда клевещет на Него, хочет обвинить Бога в жестокости. Евангелие же показывает нам другого Бога: христианский Бог – это любящий Отец. И когда ученики Христовы однажды подошли к Нему и попросили: «Иоанн Креститель научил своих учеников молиться, и Ты научи нас молиться», Он дает им молитву, которая начинается словами «Отче наш». Это очень важная молитва, в ней мы осознаем, что Бог – Создатель мира, Отец Небесный – наш Отец. То есть в Иисусе Христе, по благодати, мы усыновляемся Богу Отцу. И поэтому этот день называется днем Богоявления, так как никто кроме Иоанна Крестителя до этого так явственно и осязаемо не созерцал эту тайну. Ведь когда Иоанн Креститель крестил Сына Божия, он прикоснулся вверху головы Его. Это был момент такого познания о Боге, которого никто не переживал до этого. В христианской традиции, в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на апостолов, мы верим, они обреклись в познание о Боге, и теперь могли свидетельствовать в Духе Святом с силой и с дерзновением. Потому что о Духе Святом Христос говорил: «Он научит и наставит вас на всякую правду».

Что может принести святая вода в дома верующих?

– Главная мысль молебна на Богоявление, когда совершается освящение воды, в том, что после освящения эта вода становится той самой водой, в которой стоял Сын Божий, над которой парил Дух Святой «в виде голубином», и над которой прозвучал глас Бога – Отца. Она называется «вода, скачущая в жизнь вечную» и очищает человека от страстности, от любой скверны. И когда мы приносим богоявленскую воду в дом, то окропляем этой водой все, чтобы везде было благословение Иордана.

А благословение Богоявления – это благословение всей Троицы. Это поистине святая вода, и мы должны бережно относиться к этой воде. Она должна не просто где-то стоять – она должна стоять рядом с иконами, со святыми книгами. Эта вода – запасите ее на год до следующего Богоявления – мощное средство против злых духов.

То есть весь год вода держит эту силу?

– Да, благодать этой воды сохраняется, и мы оберегаем эту воду. Ее надо пить натощак. На Руси был обычай (вспоминаю свое детство: я рос в городе Орехово-Зуево Московской области), и когда я был маленьким мальчиком, утром всегда мне бабушка мыла лицо «во имя Отца, во имя Сына, во имя Духа Святого» этой водой, чтобы не только моя плоть пробуждалась ото сна плотского, а чтобы душа моя детская встрепенулась.

Поэтому подружите с этой водой своих детей, сделайте ее благословением для всех своих домашних и для себя.

Вы можете в течение месяца-двух приходить в храм. В церквах эта вода сохраняется в течение года.

Иисус Христос – это воплощенный Бог, безгрешный. Зачем же Ему понадобилось крещение?

– Чтобы научить и наставить нас на всякую правду – так он сказал Иоанну Крестителю: «Мне надлежит совершить всякую правду». Христос крестится, чтобы освятить таинство Крещения – имеется в виду уже христианское Крещение на будущие поколения. И если человек будет стоять перед дилеммой – креститься или нет, пример Христа научит его, что необходимо это делать.

С другой стороны, Христос сказал, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить. А по закону Божию, люди совершали этот обряд с древнейших времен. И Христос не уклоняется от обряда, чтобы поддержать тех людей, которые тоже пришли на Иордан к Иоанну Крестителю. Чтобы засвидетельствовать властно о том, что то, что Он там делает, оно угодно Богу...

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс