Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (851) → Иерей Андрей Алексеев: Старый Новый год

Иерей Андрей Алексеев: Старый Новый год

№2 (851) / 12 января ‘16

Беседы с батюшкой

Здравствуйте, отец Андрей!

– Здравствуйте, добрый вечер, дорогие братья и сестры! Сердечно вас приветствую, рад вас видеть.

Тема нашей передачи сегодня – Старый Новый год.

Отец Андрей, существует разное отношение к празднику Нового года, к празднику Старого Нового года: от таких категоричных мнений, что его не стоит праздновать до мнения, что его обязательно следует праздновать. Какое, на Ваш взгляд, существует здравое отношение к этому празднику?

– Вы знаете, я признаюсь вам честно, вот столько лет служу, а уже скоро будет 15 лет служения у Престола Божиего (так получилось, что принимал священный сан я в 30 лет), и все эти годы, буквально вскоре после принятия священного сана, начались вопросы о Новом годе. И это были вопросы, порой даже такие, знаете, едва ли не распри между людьми, особенно в семьях, где одни люди так к этому относятся, а другие иначе. Одни празднуют, другие не празднуют.

Вы знаете, что очень интересно: я открывал поучения людей святой жизни о новолетии и меня поражали слова святителя Филарета Московского, его поздравительные письма различным особам в эти дни. Есть замечательнейшие поучения у покойного митрополита Антония Сурожского. На что обращают внимание в связи с этим событием? Если мы возьмем дальше, можно найти у людей святой жизни, у преподобных, у старцев, каково их отношение к Новому году, что они пишут? По сути своей, каждый из них на это внимание обращает. Вот еще один шаг, который я сделал в вечность.

Это еще один шаг, который приближает меня к смерти, к моменту перехода отсюда в тот мир, как я подготовлюсь к этому событию. Конечно, можно, достигнув некоей высоты, отнестись к некоторым внешним торжествам, которые, увы, что греха таить, мы живем в современном мире, бывают зачастую через край. Когда человек не знает меры. Но разве только о Новом годе речь? Разве только в эти дни нужно иметь разумное воздержание? Или, допустим, если мы откроем церковный устав и там «благословение на вся», то есть, все можно, это что значит, что нужно без меры есть, пить? Нет, конечно. Дело в том, что необходима рассудительность в этом вопросе. Более того, я обратил внимание, особенно в последнее время, что это событие в нашем сегодняшнем восприятии – возможность совершать миссионерское служение.

Я считаю, что Новый год для православного человека – это возможность уловлять в сети свои, но они не его личные, конечно, а Христовы, людей, которые открыты в эти дни, чтобы что-то услышать. Потому что, давайте к чему будем очень внимательны и осторожны, особенно когда речь заходит о периоде до Рождества, когда совершается основное празднование того понятия Нового года, которое вмещает большинство живущих сегодня, в частности, у нас в стране. Люди преимущественно празднуют это событие, и в эти дни они стараются что-то пожелать друг другу. Причем заметьте, в советское время это был единственный неполитизированный праздник, и так сложилось, что в эти дни все желают друг другу и счастья, и здоровья, и радости, и семейного благополучия. Вы знаете, по существу, если проанализировать с позиции даже богословской, то это праздник, где, безусловно, преобладает понятие добра, мира, радости, и если всему этому, я подчеркиваю, дать верное направление, то какую-то рыбу в эти сети можно поймать весьма и весьма.

Поэтому, дорогие друзья, давайте будем аккуратными. Я знаю, знаком и уважаю очень достойных людей, которые пришли в своей жизни к тому, что они никак к этому событию не относятся. Либо тех, которые говорят: «Я живу своей духовной жизнью, для меня всякий день – это радость и благодарение Богу, что я его прожил». Дошел человек до такого состояния – слава Богу. Но в большинстве случаев сегодня – это возможность как-то о чем-то поговорить, собраться. А если среди тех людей, которые собираются, будет хотя бы один, который их организует, программу подготовит. Они привыкли что-то смотреть. Хорошо. Какой-нибудь диск подготовит или на флешке фильм запишет, хороший, добрый, нравственный – и прокомментирует все это. Или, допустим, расскажет, что есть такой телеканал «Союз», передачи интересные показывает. «Да ты что! Мы первый раз в жизни слышим о таком телеканале. Что это такое?» Покопается, найдет передачу, и вечер может пройти совершенно по-другому. Чем наполнить все это, чем наполнить? Поэтому, дорогие друзья, тот, кто пришел в своей жизни, что много праздников, много событий, а это событие, как бы так сказать, недуховное; и вот тут тоже возникает некий вопрос.

Человек состоит из духа, души и тела, есть высшие сферы, есть наиболее низкие. Но ведь, дорогие друзья, давайте иметь в виду: мы же все умываемся с вами, кушаем и ухаживаем за нашим телом. Мы должны беспокоиться о нашей душе, но ведь постепенно начинается путь от чего-то к чему-то более высокому. И вот тут очень важно использовать очень важные средства. Если в эти дни людям, которые собираются праздновать, мы делаем предложение, как это наполнить добрым, хорошим, чистым, радостным, то у нас есть основание полагать, что завтра эти люди, которые сегодня, может быть, даже никак к Церкви не относятся, могут вернуться сюда.

Я скажу честно: на новогоднем молебне, который был у нас совсем недавно в дни поста, я говорил о мире, о любви, о радости. Мы служили в нашем храме, как и, я знаю, немало храмов эту традицию сейчас поддерживают, праздничную Литургию. Знаете, что интересно: полный храм людей. А потом – доброе слово. И эти люди, во многом еще только начинающие свой путь в Церкви, ушли в радости, а потом вернулись, чтобы помогать готовиться к Рождеству, понимая, какой впереди главный праздник. На этом этапе церковной жизни будут помогать изготавливать вертеп, елками украшать храм, наряжать елку на улице в преддверии Сочельника, помогать нам в организации рождественских гуляний.

Приходили с вопросами: «Чем еще можем помочь?» Нам нужно детскую площадку почистить возле храма – «можно мы это сделаем?» А вот получилась у нас оказия: снега нет, а у нас рождественские гуляния. «Может, чем-то помочь в отношении детских мероприятий? Если на улице нельзя, может, в зале провести? Может, чем-то можем помочь: помыть, почистить, убрать?» Вот тут как использовать это время? Можно поставить себя в положение: «я не хочу, никого не знаю, я достиг некоей высоты». Вы знаете, что часто бывает? Такие люди нередко отталкивают подобным поведением и от себя, и от храма многих приходящих, таких вот захожан, которые должны стать потенциальными прихожанами. Как их отталкивать? Их нужно встретить, принять, пообщаться, чтобы потихонечку от внешних торжеств привести их к большему. Ведь когда отшумели эти основные новогодние праздники, еще, конечно, будут, и сегодня будут звучать и фанфары, и бокалы, и взрывы. Но куда направить все это? Можно только говорить об одном отрицательном, можно клеймить, причем без основания, клеймить какие-то пороки. Это неправильно.

Дорогие мои, мы должны понимать, что за всем этим живые люди. Если понести, потерпеть на них, направить их стремление празднования в должное русло (я не беру, конечно, тех, кто уже без меры выпил, с теми уже о чем разговор-то вести сейчас, пусть они отдохнут вначале, выспятся), а с теми, кто хочет чувство радости, мира, счастья как-то с кем-то разделить, его нужно направить в нужное русло и тогда, я свидетельствую об этом, этого человека можно вести в храм, и он готов в этом храме потрудиться, применить свои таланты, по крайней мере, у нас в храме так, я это замечаю, делюсь с вами.

Вопрос телезрителя: Есть такое слово «седмица». Что это такое, как понять? Как человек относится в этой самой седмице?

– Дорогие мои, часто в нашей жизни бывает так: слышим красивое слово, и, бывает так, это слово вводит нас в какое-то заблуждение. Ведь очищается человек не чем-то странным, своеобразным, не имеющим отношения к его сердцу и душе, машинально. Нет, нет, нет, дорогие мои. Речь совсем о другом идет. Более того, вы сейчас взяли некоторое слово, но вынули его из контекста. О чем речь идет в том песнопении и в том чтении, где повествуется о том, о чем вы говорите? Там речь идет о том, что человек должен постоянно, в течение каждого дня седмицы, то есть недели, и последующих дней за этим стремиться к правде и жизни по Божиим заповедям, по Божиему закону.

Не само по себе очищает некое слово или некий предмет, а человек, который каждый день должен помнить о Боге, звать Его в помощь, молиться, в том числе и на Новый год, и в другие дни. Обращаясь к Богу, он должен призывать Его всякий раз: и в понедельник, и во вторник, и в среду, и в январе, и в феврале, и в последующие месяцы, и каждый год своей жизни. Готовясь к вечности, он должен проходить то самое очищение, которое предполагает совокупность нескольких средств: пост, молитва, покаяние, чтение Евангелия, жизнь по Божиему закону – в целом, мы называем это верой. Это жизнь по Божиим заповедям, и здесь есть определенные правила, Богом установленные.

Очищает не конкретное слово, а действие, помноженное на внутреннюю готовность человека. Счастье в том, что Господь указал этому человеку. Потому что как бывает иной раз? Иной раз человек услышит некоторое слово из церковного обихода и не совсем понимает его смысл. И ему может показаться, что сейчас он это слово произнесет, и само по себе оно может его очистить. Нет, друзья мои. Но только наше желание очиститься и еще движение Богом в заданном направлении. Вот оно приводит человека во внутренний мир Церкви, открывает перед ним ту красоту духовной жизни, которую невозможно освоить вдруг, не начав с малого. Поэтому здесь, в этом тексте, который вы услышали, предлагается человеку каждый день жизни помнить о Боге и учиться искусству спасения души, чтобы здесь, с Богом встретившись, и если мы говорим с вами в Святки, святые дни, о необходимости зачать Христа в своем сердце, родить Его и потом пойти с Ним по жизни. Это призыв к каждому человеку: нужно учиться делу спасения своей души, приходя в Церковь, вопрошая, как правильно, в том числе, слушая и просматривая программы телеканала «Союз».

Отец Андрей, святочное время связано с гаданием. Почему Церковь не одобряет гадания?

– Это нарушение первой Божией заповеди. Являясь преподавателем Духовной семинарии, а я преподаю предмет «Основное богословие», это введение в курс общебогословских наук. Увы, сегодня увлечения этими гаданиями столь сильны. Я делюсь с вами как преподаватель. Приезжают с каникул и рассказывают: «Батюшка, опять вот там кто-то из знакомых...» Есть из семей духовного сословия, будем так говорить, а есть ребята, которые шли к вере постепенно, сами, даже порой неверующие родители, так тоже бывает. Это одноклассники из прежней жизни.

Жил-жил человек, пришел к Богу – слава Богу, прозрел. И вопрос это очень насущный. Сегодня многие увлекаются подобными страшными вещами. Подобные действия были запрещены еще в ветхозаветное время, и мы читаем в книгах Второзаконие, Исход, Левит, у пророков Исаии, Иезекииля, Иеремии, мы читаем во многих местах Священного Писания о наложении запрета на подобные действия. Это область, где действуют падшие духи и нет божественной благодати и, входя в которую человек начинает быть уязвимым для нечистой силы, он начинает доверять ей. Некоторые совпадения – это только приманка на крючке. Бесы не знают полноты, они знают только часть чего-то, связанного с тем, как творил Бог этот мир им было что-то открыто отчасти, не в полноте своей, как ангелам. Ангелам было открыто, потом они отпали от Бога и утратили представление о том, что они имели, и исказили его. Но какие-то части этого искаженного остались.

Если сравнивать с чем-то в этом мире, это как отравленная пища. Можно ей голод утолить, но умрешь. Вот поэтому запрещено всем этим интересоваться и заниматься, и всякий, кто входит в эту область, реально соединяется с темной силой. Есть те, кто занимается этим профессионально. Он реально ощущает этого беса возле себя, который нашептывает, рассказывает. Иной раз сам человек, совершая подобные действия, если речь идет о профессиональном служении, увы, увлекает многих за собой. Это страшный грех, смертный грех.

Отец Андрей, со Святками связана еще такая вещь как колядование. Как Церковь к этому относится?

– Давайте будем аккуратными, давайте будем помнить, что существовало время, когда христианство только пришло к нам на Русь, здесь было язычество. И мудрость Церкви и христианской традиции заключалась в том, чтобы определенные обрядовые особенности, те или иные элементы, которые сложились в народной среде, направить в нужное русло, как с Новым годом. Ведь сегодня мы об этом говорим: направить в нужное русло, уйти от уродливого, уйти от греховного, направить в нечто более высокое. Вот почему определенные моменты и элементы связаны с тем, что имеет отношение к язычеству и понятию «коляда». Посмотрите, что это означает? Что это за такой идол, как это все происходило? Это можно посмотреть в словарях, в источниках. В интернете набери и увидишь: всплывает целая лесенка возможностей для того, чтобы распознать, что это такое. Но в церковной традиции это наполнено содержанием иным.

Потребность людей, чтобы совершить некоторые действия, была направлена Церковью в глубину, связанную с тем, чтобы разделить с близкими торжество, в частности Рождества Христова. Вот так появились христославы. И те самые колядки наполнились содержанием, имеющим прямое отношение к Рождению Богомладенца Христа. Вот почему христославы поют сегодня рождественские колядки, ходят по домам, сегодня и по квартирам ходят, я знаю, в Москве.

У нас вчера был детский праздник, и мы с корзинками прошли. Туда столько всего набросали! И мы принесли все это в школу. Замечательные люди, школа №1174. Директор школы Назарова Ольга Владимировна пустила нас в то место, где нам предоставили все условия для наших детей. И вот мы славили Христа и набрали несколько корзин всякой снеди, и сегодня подарили этой школе, детям, которые пришли на занятия, от детей наших. Мы – одна семья. Мы подчеркиваем эту принадлежность к радости, добру, миру. Но давайте будем осторожны. Потому что если сегодня мы увлечемся не внешней стороной, тогда можно какие-то древние языческие обряды реанимировать, наполнив их содержанием неверным, заразиться всем этим. Будем аккуратны.

Поэтому, когда я готовлю детское или молодежное мероприятие, я всегда просматриваю сценарий: в каком контексте, с каким пояснением, комментарием идет понятие колядок, колядования. Нужно направить в то русло, которое есть священные церковные традиции, это очень важно. Не увлечься в другую сторону, не уйти от того, что созидательно, постепенно приближая человека к чему-то большему. Это очень важно. Кстати, у нас много событий в рождественский период. И мы специально одно из мероприятий перенесли, уже несколько лет мы его проводим в феврале, это Рождественский фестиваль творчества духовных школ г. Москвы. Дорогие друзья, явление это уникально. Фестивали бывают разными, но представьте себе, я об этом и в прежние годы говорил, когда на сцене Государственного Академического Детского Театра имени Натальи Ильиничны Сац, это на проспекте Вернадского в Москве, появляются люди, будущие священники. Они ведь не только поют песнопения, а это студенты Московских Духовных школ. Есть песнопения, которые специально готовятся к этому дню, и сейчас хор Сретенской семинарии готовит песнопение специально к этому празднику. Студенты Московской Духовной Академии готовят небольшой детский спектакль.

Формат мероприятия – однодневное мероприятие. Оно длится примерно около трех часов с антрактом. Студенты Московской Духовной Академии, как я сказал, готовят детский спектакль. Студенты семинарии, где я преподаю, готовят спектакль, я писал к нему сценарий в стихах. Это такая сценическая аллегория «Иван Васильевич меняет конфессию» или курсовая работа по предмету «Основное богословие» студентов Духовной семинарии. Вы знаете, это на актуальную тему размышления о насущном. Да, там есть реальные персонажи, но как есть в курсе основного богословия разделы о религии, о бытии Бога, как есть рассуждения в христианской культуре, науке о проблемах эсхатологических, как есть связь у предмета «Основное богословие» с догматикой, со сравнительным богословием, все это присутствует на сцене, представлено студентами. Как – не буду говорить, мы провели недавно репетицию, а показали его впервые на святочном вечере 8 января и готовимся показать на сцене этого театра, представить сегодня людям то, что должно их встряхнуть, как мы живем, кто мы такие: христиане или...

Знаете, в этот день всегда аншлаг. 24 февраля тоже будет полный зал, приглашаем всех желающих прийти в этот день. Что касается билетов, – они есть. И если кого-то заинтересует возможность прийти в этот день, обещаю, что мы всех вас пустим. Приезжают из разных стран, из разных городов посмотреть. Будущий священник пропускает через себя то, что, показывая себя там, на сцене, он использует это место для проповеди, вот в такой форме сегодня, которая доступна для человека, рассуждающего о смысле жизни. Мне очень понравилось, когда нас несколько раз посещал архиепископ Арсений, он был вдохновителем этого начинания когда-то. Он сказал: «В далекие когда-то годы святитель Димитрий Ростовский при семинарии устроил театр, где ставились пьесы на нравственные и библейские темы. Так сегодня студенты идут в мир и несут Слово Божие миру». Так вот, тот, кто хочет прийти к нам, мы вас всех пустим, а в отношении билетов это несложно. Можно обратиться, в частности, и в тот храм, где я несу послушание настоятеля. Это храм Святого Благоверного Великого Князя Димитрия Донского в Северном Бутово, можно приехать и мы вам подарим эти билеты. Можно выйти на сайт voskresnayaskola.ru, это сайт Комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ при епархии г. Москвы.

Я являюсь председателем, несу послушание по благословению Святейшего Патриарха, этой комиссии. И вот там есть информация об этом фестивале. Можно по электронной почте заказать эти билеты, вам расскажут, как и что. Допустим всех желающих, зал огромный, мы сознательно идем, чтобы был аншлаг, люди сидят в проходах, чтобы посмотреть, это очень интересно. Занимаюсь этим мероприятием уже четвертый год, с начала его, и признаюсь честно: завершается оно, и ощущение – как жаль, хочется еще продолжать, есть о чем сказать, есть над чем задуматься. Это замечательно.

Отец Андрей, я знаю, что у Вас есть стихи о Новом годе, о Рождестве. Я бы хотел попросить Вас, чтобы Вы их прочитали.

– Есть, вы знаете, есть. Мы сегодня говорили о духовном значении и смысле этого события. Есть такое стихотворение, оно звучит вот так:

В нашей жизни скоротечной,
В блеске внешней суеты
Важно не забыть:
для вечной жизни кто мы, Я и ты?
С кем мы в жизни той пребудем?
Что успеем, с чем придем?
Если Бога не забудем,
Если верим, любим, ждем.
Ценим каждое мгновенье
Как Его великий дар.
И в духовном пробужденье,
Угасив страстей пожар,
Поминаем Слово Божье
С благодарностью к Нему,
То сражаясь с дерзкой ложью,
Из сердец изгоним тьму.
Новый день пришел с восходом,
Тьма повержена в борьбе.
С новым счастьем!
С Новым годом!
С новым миром на земле!

Спасибо Вам большое. В конце программы прошу Вас – благословите наших телезрителей.

– Помощи Божией всем нам, братья и сестры, и в наступившее лето, и в грядущие дни послерождественские. А пожелание, которое Господь дает нам в эти дни – стараться идти за Ним, и вновь и вновь рождая Христа в своем сердце, следовать в этом направлении. Рождество Христово – это праздник радости и света. Бог пришел, чтоб нас спасти и на Небо вознести. С праздниками вас!

Расшифровка:
Наталья Локтева.

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс