Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №41 (842) – №42 (843)
Вернемся к семейной тематике. Вы написали книгу о семейном счастье – можете дать короткий рецепт?
– Мне кажется, из нашего лексикона выпало слово «доброжелательность». Хорошо, если все друг к другу относятся доброжелательно и следят за этим. Ясно, что все люди женятся по любви, и слова о любви – это дежурные фразы. Но как любовь проявлять? Если ты доброжелательно относишься к своим близким, значит ты действительно любишь и бережно (тоже хорошее слово) относишься к окружающим. А мы порой позволяем себе относиться небрежно, это характерно для нашего широкого общения. Когда мы вернулись из ЗАГСа, старший брат матушки Марии (мы расписывались в том городке, где они жили, там было быстрее) включил замечательную советскую песню:
Не обижайте любимых упреками,
Бойтесь казаться
любимым жестокими.
Очень ранимые,
очень ранимые
Наши любимые.
Он в самую точку попал. Мне кажется, когда бережно относишься к своим близким, это создает мирную, спокойную, устойчивую атмосферу. Могут быть какие-то конфликты, но все-таки они благополучно разрешаются.
Как сохранить доброжелательность в большой семье?
– Это даже гораздо проще. Когда люди замкнуты друг на друге, это их, конечно, утомляет; это известный недостаток маленькой семьи. А когда у тебя, наоборот, все время водоворот, новые впечатления, когда ты не замкнут все время на одном человеке, не превращаешься в зануду – это очень помогает. Старшие дети становятся прекрасными воспитателями для младших. Конечно, их надо контролировать, явление дедовщины вполне может быть в большой семье, и нам тоже приходилось с ним бороться, может быть, не самым лучшим образом. У каждого явления есть свои трудности, но в большой семье незаметно решается масса проблем, которые остро встают в маленькой семье.
Вы подробно и интересно рассказали о своей семье. Основываясь на собственном опыте семейной жизни, Вы написали целую книгу, посвященную тому, как создавать и сохранять семейное счастье.
Насколько необходимо наших детей и современную молодежь учить в школе основам семейной жизни? В разных регионах существуют целые предметы под названием «Семьеведение» или «Основы семейной жизни», но на федеральном уровне это пока не принимается.
– Мне кажется, нужно постараться уберечь детей от перегрузок. Ведь сейчас дети с младших классов чуть ли не целый рабочий день проводят в школе. Недавно прочитал, что главная задача школы – научить детей учиться, а не отбить охоту. У нас сейчас мало слышно про «филиппков», которые рвались бы в школу получить образование. Наоборот, если кто-то вспоминает о своей жизни, то рассказывает, как он гонял в футбол или студентом бегал в пивную, вместо того чтобы слушать лекции.
У нас изменилось отношение к образованию – в том числе потому, что оно стало насыщенным массой ненужных или даже несогласованных предметов. Говорить о нормальной семейной жизни, конечно, нужно, но это можно делать на уроках истории, литературы, русского языка, других гуманитарных предметов, а может быть, и на каждом предмете, надо только подумать, как это гармонично включить. Наверняка среди великих ученых были люди, создавшие прекрасные семьи. Например, я знаю, что Менделеев был 17-м ребенком – это достаточно упомянуть, чтобы детям такой факт запомнился на всю жизнь. Бетховен был из большой семьи. Если об этом говорить, то это уже очень много.
Что касается литературы, здесь масса глубочайших наблюдений, как человек должен себя вести. Например, в «Гамлете», написанном в средневековье, когда семейные устои были очень прочными, Шекспир со свойственной ему гениальностью вкладывает в уста отца и брата Офелии слова, как должна вести себя девушка, как относиться к ухаживаниям молодого человека. Они просто на все времена!
У нас в школе почему-то до сих пор изучают пьесу Островского «Гроза», в которой жена изменяет мужу, причем она живет благополучно, совсем не бедная, не голодная, просто ей делать нечего; молодая сильная женщина начинает вести себя ненормально. На негативном примере никого ничему не научишь.
У того же Островского есть прекрасные пьесы, например «Сердце не камень». Там ситуация обратная: муж, богатый купец, который старше жены, ведет себя безобразно, непонятно, любит он жену или не любит. Ее пытаются спровоцировать и соблазнить, а она хранит верность этому совершенно несимпатичному мужу. Он видит красоту ее характера и понимает, как он был жесток, какой замечательный человек перед ним. Нужно учить на позитивных примерах – ведь это тоже о семье! Для чего какой-то специальный предмет? Это просто смешно.
Образ семьи формируется в том числе средствами массовой информации. Вы говорите о литературе, но сейчас молодежь больше смотрит телевизор, а еще больше сидит в интернете. Какой образ семьи, на Ваш взгляд, формируется в этих пространствах?
– Я думаю, что он уже сформирован и его можно выразить одной циничной фразой, которая стала широко распространенной: брак любви не помеха. Считается, что каждый мужчина имеет право иметь жену и ходить «налево». Это мнение создает наша система образования, телевидение, псевдокультура, СМИ. Заметьте, фраза очень зависит от контекста, в котором она произносится. Вот я произношу эту фразу, естественно, с негативным отношением, а там, где она произносится с позитивом, все воспринимают ее на «ура».
С чем было связано Ваше решение и решение Ваших прихожан о создании сайта «Православие и мир»? Вы были одним из инициаторов, вдохновителем и до сих пор являетесь руководителем этого проекта.
– Мои прихожане Анатолий Данилов и Анечка Любимова познакомились в интернете, обсуждая какие-то интересные идеи. У Анны очень сильный характер, она совершенно незаурядный человек. Анатолий пришел в храм, стал исповедоваться. Он всю жизнь занимался информационными технологиями, имел небольшую фирму, и у него возникла идея создать приходской сайт.
Стали думать, как его назвать. Я предложил назвать его «Православие и мир», чтобы говорить обо всем с православной точки зрения. Должна быть широта подхода – когда сосредоточиваются только на узко православных, конфессиональных вопросах, это резко сокращает аудиторию.
Самое главное, мне кажется, с людьми разговаривать по-людски. Если я получаю доступ к средствам массовой информации, это не значит, что я лучше и могу «выпендриваться» перед своей аудиторией, говорить на каком-то профессиональном жаргоне, которого никто, кроме меня, не понимает. Я должен обращаться к людям так, чтобы донести до них то, что я считаю важным. И действительно, нужно стараться отбирать это важное. (Продолжение следует)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.