Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (838) → Иеромонах Макарий (Маркиш): Внутренняя молитва должна быть для человека нормой жизни

Иеромонах Макарий (Маркиш): Внутренняя молитва должна быть для человека нормой жизни

№37 (838) / 6 октября ‘15

Беседы с батюшкой

Сегодня мы отвечаем на вопросы телезрителей с форума. «Я работаю в коллективе неверующих людей. Не знаю, как правильно себя вести, когда начинаются заочные обсуждения других людей – грубо говоря, сплетни. Промолчать – не будет ли это потворством? Заявить о своей позиции – не будет ли это превозношением над другими?»

– Очень хороший вопрос. Первое, что цепляет и, может быть, будет служить ключиком к ответу: «Я работаю в коллективе неверующих людей», значит я – ого-го, а они – «отбросы эволюции». Не надо так думать, надо себя поправлять, корректировать… Человек говорит о нарушениях, когда люди слишком распускают язык, – они не пьют, не воруют, развратом не занимаются, они распускают язык. А разве в коллективе верующих этого не бывает?

Я расскажу кратко историю, которая мне врезалась в память. Много лет назад верующие люди из нашего прихода (я был в их числе) пришли в гости к одной женщине, которая не принадлежала Православной Церкви. За столом пошли разговоры о том, о другом. Хозяйка чувствовала себя «не в своей тарелке», потому что ее окружали люди другого мировоззрения. Разговор шел самый общий: о разных людях, знакомых. И вдруг она вставляет реплику: «Интересно: как соберутся православные, обязательно начинают кому-то перемывать косточки»». Я в тот момент губу прикусил и с тех пор держу ее прикушенной.

Поэтому не надо делать разделение. Если мы себя не будем позиционировать отдельно от других или выше других, то мы поймем, как себя вести. Человек необязательно должен включаться в разговор, если его не трогают. Если люди говорят явную ахинею, то можно что-то сказать, заметить. Если о ком-то говорят, почему я должен в этом участвовать? Но где-то можно и поучаствовать. Общее правило, когда раскручивается маховик злословия, – пытаться его направить в другое русло, сказать что-то хорошее или нейтральное в отношении того, о чем идет речь. Например, если идет разговор о ЖКХ, которое плохо что-то делает (например, воду горячую не дает), можно сказать: «Благодарим за то, что есть. В других местах и этого нет, в сопредельных государствах дела обстоят хуже. А нам нужно Бога благодарить за то, что у нас обстановка лучше». Примерно так.

Может ли в этом случае помочь молитва?

– Апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь». Когда идет общий разговор между людьми, молитва может быть только внутренней. Молитва всегда необходима, особенно когда что-то нагнетается, когда возникает позыв кого-то обругать или учинить скандал. Если я в этот момент зажму зубы и запущу в сердце молитву, – это верный путь к победе. Тогда вместо гадостей или непродуманных слов и действий Господь подскажет, что нужно сделать.

Может ли внутренняя молитва повлиять на ситуацию?

– Внутренняя молитва – это фон, это норма для православного верующего. Внутренняя молитва – это память о Господе, Его существовании, Его любви к нам, о нашей любви к Нему, нашей ответственности перед Ним и ближними. Если я не упускаю внутреннюю молитву, следовательно, я достигаю успеха в моих отношениях с окружающими и вместо негативных явлений служу началом чему-то хорошему.

«Почему человек должен каяться перед священником? Не достаточно ли просто, никому ничего не объясняя, исправлять свое поведение?»

– Потому что в Церкви существует таинство Покаяния (Исповеди) – это элемент церковной жизни. Церковь – это единство людей и Бога, ангелов, бестелесных существ, соединенных верой, любовью друг к другу и Господу. В Церкви существуют определенные ключевые моменты, которые не зависят от каждого из нас, но к которым мы приобщаемся в своей церковной жизни. Таинство Покаяния (Исповеди, а более точное название – таинство примирения с Церковью) – это объективный факт, который мы принимаем. «Святая святым», – говорю я, как священник, перед святым Причастием, когда готовлюсь причаститься, когда завершается Литургия – этот возглас означает, что Святые Дары даются святым. «Святые ли мы?» – надо подумать в эту минуту, и с огорчением признать, что не святые, но, по крайней мере, мы сделали все, что в наших силах. А в наших силах принести друг другу покаяние. Люди этого не видят, потому что завеса (катапетасма) в этот момент закрывается, но если службу служат несколько священников (или священник и диакон), то в эту минуту диакон может подойти к священнику и попросить выслушать его Исповедь и прочитать разрешительную молитву. Если есть несколько священников (что бывает очень часто), то они друг другу в этот момент исповедуются – тайно, чтобы никто не слышал, и кратко. В эту секунду есть возможность подумать и оценить, что же мне мешает быть святым, что мне мешает приобщиться Святых Таин.

Вот что такое Исповедь перед священником – это не просто что-то проговорить в присутствии священника, а это таинство приобщения, воссоединения с Церковью, примирения, что совершенно необходимо для каждого из нас.

Это не устраняет возможности и необходимости оценивать свои поступки самому, молиться о прощении грехов. Если грех привел к ошибке и неприятному событию, когда, например, поссорился с кем-то, то начать надо с того, что с этим человеком помириться, попросить прощения, если в чем-то виноват.

Почему Исповедь происходит перед священником? Почему человек не может без посредников, напрямую обратиться к Богу?

– Таинство Исповеди составляет не столько обращение человека к Богу, сколько обращение Бога к человеку: это Бог Отец обращается к нам и воссоединяет нас со Своей Церковью. Это церковный акт, и священник в нем не посредник, как вы выражаетесь, а участник этого таинства воссоединения верующих с Церковью.

Священнослужители – это те, кто служит людям. То, что священники служат Богу – это абстракция, а людям они служат вполне конкретно. Священник предоставляет людям возможность в таинстве Покаяния воссоединиться с Церковью. Если говорить о таинстве Евхаристии, то в нем священник – инструмент, которым Господь Сам совершает это таинство и передает его людям. В таинстве Покаяния священнослужитель – инструмент, которым верующие миряне получают воссоединение с Церковью. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс