Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (838) → Архимандрит Эмилиан (Вафидис). «Толкование на подвижнические слова аввы Исаии»: На пути духовного возрастания

Архимандрит Эмилиан (Вафидис). «Толкование на подвижнические слова аввы Исаии»: На пути духовного возрастания

№37 (838) / 6 октября ‘15

Книжная полка

Аскетические творения преподобного Исаии Отшельника всегда были излюбленным чтением православных монахов. Значительная их часть включена в «Эвергетин» и «Добротолюбие», составленное преподобным Никодимом Святогорцем. Авва Исаия жил в IV–V веках и подвизался в аскетических центрах Египта того времени. Ценность его опыта непреходяща, поэтому многие старцы любили толковать его слова. Одно из таких толкований принадлежит известному святогорскому подвижнику старцу Эмилиану Симонопетриту.

Вступительное слово к русскому изданию книги написал игумен Священной и Честной Великой Обители Ватопед архимандрит Ефрем. А к греческому изданию – известный богослов и патролог, автор многих книг по православной духовности и монашеству, архимандрит Плакида (Дезей). По словам последнего, те, кто жили со старцем Эмилианом, сохранили в своих сердцах память о беседах, в которых старец предлагал свое слово духовным чадам. Особенно ему нравилось толковать житие какого-нибудь святого или какое-нибудь святоотеческое творение.

Вот так однажды он начал толковать подвижнические слова аввы Исаии. Выбор, по словам архимандрита Плакиды, был особенно хорош, потому что этот текст очень удачно обобщает учение первых египетских монахов IV–V веков и в нем замечательно отображается духовное Предание Церкви. Как и все великие старцы Святой Горы, старец Эмилиан не учил чему-то своему. Он просто передавал то наследие, которое дошло до нас от первых времен монашества. Но в его устах это учение приобретало исключительную актуальность.

Кем же был авва Исаия? На протяжении первых двух веков монашества это имя носило множество подвижников. История сохранила память о двух из них, которым с достаточным основанием можно было бы приписать авторство этих слов. Существует мнение, что подвижнические слова – это труд нескольких людей.

Однако, как отмечает архимандрит Плакида, нам нет нужды вникать в споры о его авторстве, чтобы получить пользу от труда, написанного, несомненно, святым монахом. По мнению старца Эмилиана, слова аввы Исаии, хотя они адресованы его духовным чадам, обращены ко всякой душе, проходящей путь духовной жизни.

Для примера давайте вкратце рассмотрим первое слово, которое представляет собой предварительное наставление преподобного отца для желающего следовать по его пути. «Если желаете пребывать со мною, – говорит авва Исаия, – послушайте ради Бога».

Итак, вести монашескую жизнь – значит следовать за определенным человеком. Как отмечает старец Эмилиан, смысл жизни монаха, его мировоззрение, трудности, радости – все связано со старцем. Любое событие в его жизни зависит от того, как к нему отнесется старец, ведь монах сам его выбрал проводником на своем духовном пути.

«Сидите каждый в келье своей со страхом Божиим»: место борений и закалки сердца, по словам старца Эмилиана, место, которое сдерживает страсти и нас самих, которое утесняет, чтобы заставить высоко парить, – это келья со страхом Божиим (авва Исаия, конечно, имеет в виду добровольный страх любви, благоговейный трепет перед Богом). И далее – «не пренебрегайте рукоделием вашим по заповеди Божией. Не будьте нерадивы к поучению в слове Божием и к непрестанной молитве».

Мы видим, что от низшего авва переходит к высшему: от работы к поучению и от поучения к молитве, чтобы показать лествицу духовного восхождения. Нет человека, который бы не работал, если только он не болен. Послушание для монаха – это средство спасения. В это время он предстоит пред Богом, совершенствуется, сокрушает свою волю. Это и средство общения с братьями, в особенности когда послушание требует совместной работы.

Не будьте нерадивы к поучению в слове Божием и к непрестанной молитве. Хорошо видно, говорит старец Эмилиан, насколько верным путем ведет своих учеников этот человек, который был прост и смиренен, но, видимо, обладал знанием древней мудрости. С самого начала он делит все наше время на три качественно различных отрезка: послушание, чтение и молитву. У монаха кроме этих трех занятий никакого другого делания нет.

Работа предоставляет нам возможность иметь в жизни некоторое разнообразие и размеренность. Чтение создает определенный настрой, поддерживает наше устремление к Богу, а непрестанная молитва – это объединяющее начало в наших отношениях с Ним. Если мы думаем, заключает старец, что есть другой путь монашества, то мы заблуждаемся.

Возникает вопрос: «Предназначено ли это учение только для монашествующих?» Конечно, старец Эмилиан, как и авва Исаия, обращался непосредственно к ним. Но духовная жизнь едина. Монах и мирянин преследуют одну и ту же цель; и средства, которые они должны использовать, одни и те же, только применять их они могут по-разному, соответственно многообразию жизненных условий.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс