Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (838) → Протоиерей Артемий Владимиров: Радость о Господе

Протоиерей Артемий Владимиров: Радость о Господе

№37 (838) / 6 октября ‘15

Проповедь

Мы продолжаем наши беседы о Великом акафисте – первом произведении подобного жанра, составленном после чудесного избавления Константинополя от неминуемой гибели. Сама Царица Небесная, к Которой обращали свои взоры византийцы, навела непогоду, и страшная буря разметала целый вражеский флот, уже думавший праздновать победу над величественным Константинополем. Из сердец христиан древности излилась благодарственная песнь, запечатленная в Великом акафисте Матери Божией.

С тех пор в Церкви стали появляться все новые и новые акафисты, и в XIX веке в России акафистов насчитывалось сотни – в соответствии с многими образами Богородицы, угодниками Божиими, причисленными к лику святых. Конечно же, не все акафисты могут быть названы шедеврами церковного литургического искусства, но, так или иначе, они и по форме, и по содержанию восходят к тому первому акафисту, который является сегодня предметом нашего рассмотрения.

Великий акафист поражает нас краткостью, но «краткость – сестра таланта». Очевидно, что этот акафист составлял человек, Богом просвещенный. В каждом из эпитетов, относящихся к Царице Небесной, в каждом обращении к Богородице звучит глубокая богословская мысль, выраженная самым виртуозным образом. В этом акафисте нет длиннот, и его поэтика, художественный мир выдают в составителе лицо не просто одаренное, а, как бы мы сейчас сказали, – гениальное. Вместе с тем, в этом произведении нет болезненно выраженной индивидуальности. В древности, вы знаете, иконописцы не оставляли автографов на мозаиках, фресках и иконах. Так что мы можем лишь догадываться, кто составил акафист – Патриарх, уединенный подвижник или просвещенный вельможа. Ясно одно, он писан силою Божией, помазан благодатью Духа Святого, так что и многие переводы акафиста с родного греческого языка на церковно-славянский, французский, английский сохранили изысканный аромат византийского богословия.

Мы уже рассуждали о первом обращении к Богородице: «Радуйся, Еюже радость возсияет!». Действительно, Вселенная, люди древнего мира, сидевшие во тьме и сени смертной, увидели Великий Свет, озаривший сознание вчерашних иудеев, язычников, осенивший миром измученные человеческие сердца… «Радуйся, Еюже радость возсияет!». Как при восходе солнца, появлении первых лучей его оживает вся природа, раскрывают свои прекрасные головки соцветия, трава, примятая к земле, тянется к источнику света, дружный хор птиц славословит Создателя, так и человеческие души при сошествии в мир Искупителя, явления Его от Пречистой Девы Марии возрадовались и возликовали. Ведь Господь Иисус Христос пришел на землю, чтобы обратить в небытие темное царство дьявола, освободить бессмертные души от жестокого мучителя, отрубить руки тому угнетателю, который держал в плену, в темнице неведения Божия Его разумные создания.

Таким образом, главные ноты, аккорд, духовная гамма Православия – это торжествующая песнь благодарности Господу Богу, это сокровенная, то есть звучащая в сердце, но не сокрытая от стороннего наблюдателя радость о Господе, в преимущественной степени свойственная нетленной и Пречистой Деве Марии.

Вы помните, какую песнь Она воспела тотчас после Благовещения, когда, уже нося под сердцем Прекрасный Плод, спешно восходила по тропинке в Нагорную страну с целью поделиться откровением со Своей сродницей праведной Елисаветой, имевшей во чреве будущего Крестителя Господа Иисуса Христа? Какие же слова произнесла Дева Мария в тот памятный день? «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе, Спасе Моем…».

Радость духи, или взыграние духа, есть некая таинственная полнота, теплота, исполняющая благочестивого человека и просящаяся наружу, так что и глаза, и слово, и весь облик истинного христианина одушевлен, источает незримый свет, благодетельно воздействует на души окружающих людей. Об этой радости о Христе Воскресшем нам никогда нельзя забывать, потому что каждый из нас так или иначе является свидетелем Христова Воскресения, проводником Божественной энергии, именуемой Божией благодатью, в этом подлунном мире. Там, где пребывает, живет, действует, молится, общается с ближними истинный христианин, сама собою созидается атмосфера простоты, искренности, любви и радости бытия. И эти отличительные качества ясно свидетельствуют, что христианин – лицо облагодатствованное, лицо, которое служит проводником силы Божией в этом мире.

И напротив, если отец христианского семейства строг и угрюм, если от матери дети не услышат ни единого ласкового слова, если взрослые никогда не приласкают, не приголубят малышей, если христианские педагоги только лишь взыскательны, умеют учить и требовать, но не умеют умягчать сердца своих воспитанников, если отсутствует сама радость общения единомысленных людей, простецов и мудрецов, взрослых и маленьких, то всегда возникает знак вопроса: а присутствует ли вообще здесь благодать Духа Святого? Вспомним в связи с нашим размышлением замечательные свидетельства Серафима Саровского, всея России чудотворца. Дух Святой, говаривал Саровский подвижник, радостотворит: делает радость, приносит радость всему, к чему только Он ни прикоснется. И мы с вами, покуда пребываем наедине со своими собственными мыслями, покуда лишь разбираем собственные несовершенства, может быть, раскаиваясь в грехах, переосмысляя прожитое, беседуя сами с собой, но не с Богом, чувствуем внутреннюю ущербность и пустоту, напоминая собою рыб, вынутых из воды, судорожно захватывающих ртом воздух, но не обретающих силы бытия.

И напротив, когда мысль наша прорывается сквозь темное облако собственных страстей, когда она, как стрела, несется к Богу и падает к подножию Божия Престола, когда мы, словно младенцы, лепечем что-то, детские признания воссылаем Создателю, каемся и просим Его, благодарим Создателя, словом, когда устанавливается живая связь между человеком и Богом, Вездесущий и Всемогущий Творец в ответ на наши прошения простирает нам руки и исполняет сердце миром. Тогда-то душа оживает, как растение, напитанное дождем, душа распрямляется, крепнет и чувствует в себе избыток жизни.

Таким образом, проводником ко всегдашней радости, заповеданной нам Самим Господом Богом, средством исполнения заповеди святого апостола «всегда радуйтесь» служит молитва. Молитва, умом и сердцем воссылаемая Творцу. А мы с вами, прощаясь сегодня, еще раз повторим это первое обращение к Богородице из Великого акафиста: «Радуйся, Еюже радость возсияет». Аминь.

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс