Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (838) → Игумен Фома (Василенко): Приметы и суеверия

Игумен Фома (Василенко): Приметы и суеверия

№37 (838) / 6 октября ‘15

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №36 (837)

Вопрос от телезрителя из Москвы: «Есть такое православное приложение к айфону «Православный молитвослов», и среди молитв к святым есть молитва к священномученику Киприану и мученице Иустине, но там написано в скобках, что она читается только по благословению духовника. Я стараюсь им молиться просто как святым угодникам Божиим; мне не совсем понятно, почему обращение к ним должно быть только по благословению духовника».

– Во-первых, я думаю, что надо обратиться к тому человеку, который это напечатал. Видимо, у него были основания. Может быть, причины для этого были не общие, а частные, поэтому на самом деле нужно к этому прислушаться. Ведь эта молитва от чародейства, от того, чтобы оно не действовало на людей, защита от колдунов.

С чем же связан этот совет – читать по благословению духовника? С тем, что какой-нибудь человек, по христианской любви захотевший вдруг помолиться о своих друзьях или родственниках, которые, по его мнению (а может быть, и на самом деле), подвержены власти нечистых сил, не остался бы один на один с ними. Вот он и хочет взять на себя этот подвиг, чтобы отбить у дьявола и бесов своих близких, ну а кто отдаст ему эту добычу? Разве дьявол отдаст ему просто так? Нет! Поэтому здесь и берется благословение духовника. Ведь что значит его благословение? Это его молитва, это значит, что вы теперь вдвоем с духовником, который вас благословил, вместе стали бороться за этих людей. Я думаю, что так можно объяснить это примечание.

А с другой стороны, все нужно делать по благословению. Если посмотреть наш Требник, то с первого дня, как родился ребенок, которого еще не крестили (у него еще, возможно, и имени нет), уже священника просят, чтобы он прочитал молитву об этой жене, которая родила отроча, и о доме, где этот ребенок родился. А это и есть благословение. Поэтому все нужно делать по благословению.

Спаси Господи, батюшка! Наши телезрители задают вопросы о Венчании. Есть множество суеверий: когда падают кольца или о свечах, которые нужно прятать или которые гаснут во время церемонии. А что главное в Венчании и что будет гарантией крепкого брака?

– Главное в Венчании то, что до этого нужно дорасти. У митрополита Антония Сурожского среди духовных чад были семейные пары, состоявшие в светском браке много лет, но он их не венчал и говорил: «Вы еще не доросли и не понимаете, для чего это нужно». Большая часть венчающихся (хотя это правильно, с одной стороны) хочет получить что-то здесь для себя: защиту брака, детей, чтобы дети родились и т. д. Так же крестят детей. Спрашиваешь: «Зачем крестишь ребенка?» И в ответ слышишь: «Чтобы не болел, чтоб вот это было или то...» А не из-за того, чтобы он Богу был теперь посвящен, Бог его усыновил, чтобы ребенок был с Ним и здесь, сейчас, и там, в той жизни. Нет! Вот такие меркантильные интересы: чтобы не болел... А раз ребенок не болеет, значит мне хорошо, у меня нет проблем. Или, к примеру, чтоб он учился нормально – чтоб я с ним не сидел и не «вдалбливал» ему знания... То есть, получается, чтобы меня избавили от всяких неприятных моментов: от любви вот к этому самому противному ближнему, которому только и надо, чтобы я тратил на него свои силы, внимание и время. Поэтому, еще раз говорю, нужно до этого дорасти, во-первых, а во-вторых, надо иметь конкретно перед собой цель.

А какая цель у человека? Быть с Богом, ведь Он создал человека для вечной жизни, и жизни радостной. Когда у людей эта цель стоит у каждого в отдельности, то в церковном браке два человека соединяются вместе, чтобы помочь друг другу достичь этой цели. Они подставляют друг другу плечо, ободряют взаимно, помогают в этом достижении, а земное уже все второстепенно. Христос же сказал в Евангелии: «Ищите прежде всего Царствия Небесного, и все остальное приложится вам». А мы поступаем наоборот: мы ищем того, что бы такого нам здесь приложилось, а Царствие Божие – так, мы про него вообще забыли.

Батюшка, Вы знаете, во всяких газетах, которые вкладывают в почтовые ящики, чаще всего на последней странице обязательно есть объявления разных целительниц. Есть целая категория тех, кто лечит молитвой или Причастием. Каким образом они умудряются сочетать наши церковные элементы со своей практикой?

– Надо исследовать каждый случай в отдельности. В жизни святителя Луки, архиепископа Крымского, который сам был врачом, был такой случай. К нему обратились люди и сказали: «Некоторая женщина занимается целительством. Владыка, Вы ее, пожалуйста, отлучите от Церкви». Вот так. Как же? Целительница – само слово это не может быть в церковной среде. Но Владыка, будучи человеком рассудительным, человеком святым (известно, Церковь причислила его потом к лику святых), решил лично исследовать это дело, а не поступать формально.

Оказалось, что молитвы она читала самые обычные, ничего не придумывая; чтобы сделать снадобья, использовала чистые вещества – к примеру, свежую сметану; делала какие-то примочки. Он посмотрел и сказал: «Я ее благословляю: она делает все нормально и ничего против Бога и человека не совершает плохого, нечистую силу не призывает. Молитвы, если она и использует, применяет их так, как они есть, а не так, как некоторые искажают молитву, чтобы поглумиться над ней, либо речитатив какой-то используют, быстро-быстро читая, чтобы поиздеваться над священным текстом. Здесь этого нет».

Поэтому каждый случай нужно исследовать, при этом хорошо бы, чтобы была какая-то комиссия, но для этого у Церкви, к сожалению, не хватает священников. Ведь нужно, чтобы человек был богословски образован, а таких людей мало. Можно сравнить, сколько было священников в Древнем Израиле, сколько жертв они приносили, сжигали (ведь священники были тогда как мясники – они же закалывали скот). Сколько туш надо было сжечь, сколько было священников и левитов-помощников у них!

А сейчас нет такого труда, но есть другой труд – умственный. Нужно иметь особое образование, чтобы не запутаться в этих тонкостях. Внешне же бывает так: вроде и иконка висит, и свечка горит, и вода какая-то стоит, и что-то там целительница шепчет, но что-то там не так. Но случается и по-другому, конечно. Дай Бог, чтобы так было.

А бывает так, как в истории Церкви однажды произошло. Один придворный сказал своему императору: «Давай поиздеваемся над христианством. Пригласим православного священника сюда – он ведь все равно к смертной казни приговорен, так что никуда не денется, а мы его в любое время можем убить, пусть он меня покрестит – так, для смеха». Но Бог поругаем не бывает, Господь, где хочет, побеждает чин естества и творит, как Он хочет. Люди рассудили так, а Бог по-другому... Привели православного священника, он, как положено, совершил над этим человеком Крещение. Придворный выходит из воды, от него все ждут какого-то шутовства, клоунады на эту тему, а он говорит императору: «А почему ты так к христианам относишься? Что они тебе плохого сделали?» И начал перечислять их добродетели. Он стал апологетом, защитником христианства. Бог его взял и уловил! Вот так и здесь: бывает, что эти бабки, целительницы преследуют свои какие-то цели, но Бог может направить это туда, куда Ему нужно.

Вспоминаю, как когда-то давно была реклама джинсов в Москве. Взяли в качестве формата картину Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря». С одной стороны, кощунство, а с другой – человека, далекого от Церкви, это могло заинтересовать. Я вспоминаю себя, каким я был в молодости, далеким от веры: в 90-х годах я крестился, в 1996 году я впервые исповедовался и причастился, а в 1997 году стал священником. И как говорится на молодежном сленге, меня очень «колбасило» в то время, когда я пришел в храм. И для себя я понимаю эту рекламную акцию так: да, с одной стороны, это кощунство, а с другой стороны, для молодого человека, каким был я, это покажется интересным, он может сказать: «А что это за «Тайная Вечеря» такая?» У меня это произошло почти что так. Я начал читать роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Читал его несколько раз, и мне говорили: «Ты что, умом повелся?» А я читал и перечитывал этот роман по нескольку раз. Мне было интересно (по моей внутренней страсти) не столько евангельское повествование там, сколько те фокусы, которые выкидывал Воланд со своей свитой. А потом я задумался (опять же, это Бог действовал, как Он действует через каждого человека, желая его спасти): в романе изображение Иисуса Христа художественное, и я захотел узнать, как это на самом деле, почитать о Нем в Новом Завете. И у меня так мягко и незаметно произошел переход от одного к другому. То есть не сразу я решил: «Новый Завет хочу читать!» Нет, в начале «Мастер и Маргарита» и все эти дьявольские выкрутасы, а рядышком, оказывается, был Иешуа, хотя Он там и не так изображен, но мне это помогло: я начал читать Новый Завет, стал ходить в храм, записался в церковную библиотеку. Потом, через несколько лет, когда я был уже священником, мне пришла в голову мысль: а не почитать ли мне опять «Мастера и Маргариту»? Я взял книгу и сразу положил ее на место – понял, что это не то, что время этой книги прошло. Был период, когда она послужила мне каким-то маячком в жизни, а сейчас превратилась в груз, который тянет вниз.

Вопрос нашей телезрительницы из Башкирии: «Я крестилась, когда была уже взрослой, в 24 года. Тогда священник просто побрызгал мне на голову святой водой. Понятно, что купель только для младенцев, но скажите, пожалуйста, может, мне надо в связи с этим хотя бы раз в жизни искупаться в крещенской купели?»

– Не надо. Крещение не зависит от количества вылитой святой воды. Ваше Крещение действительное – что вам нужно, так это изучать нашу Православную веру. Когда я крестился, все было так же: я пришел, заплатил денежки, водой мне помочили голову... А через какое-то время открыл нашу местную газету и увидел, что там написано объявление: «Для тех, кто желает принять таинство святого Крещения, проводятся огласительные беседы». Я подумал про себя: «А я ведь их не проходил, пойду-ка я послушаю». И придя на них, я сидел затаив дыхание все то время, пока псаломщик рассказывал нам о таких вещах, которых я никогда и нигде не слышал: ни от друзей, ни в школе, ни в армии, ни в училище... Я все это жадно впитывал, так что теперь, когда в последнее время Священный Синод по благословению Патриарха принял решение вернуть эту практику перед Крещением и Венчанием, я понимаю, насколько это важно и нужно – сам в свое время через это прошел. И вот этой женщине не нужно думать, сколько воды было на нее во время Крещения вылито, а необходимо изучать свою веру.

Это очень важно, потому что в Евангелии написано: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». В семинарии я писал контрольную работу на тему Крещения (думаю, многие писали ее), в которой поднимались разные исторические моменты. В древности епископ сначала принимал экзамен у человека, который приходил ко Крещению, и только потом допускал до него. В советское время у нас считалось подвигом креститься, потому что за это увольняли с работы и были разные преследования. Сейчас такого нет: хочешь – крестись, не хочешь – не крестись, тебе ничего за это не будет, никто тебя не будет преследовать за убеждения. А вот научиться можно – и нужно обязательно! Нужно учиться своей вере.

Еще вопрос: что касается погребения, очень много суеверий существует – и зеркала завешивают, и все прочее... Насколько серьезно нужно относиться к моментам, связанным с погребением?

– У нас же с вами у всех голова есть не просто чтобы шапку носить, нужно же ее включать периодически для мыслительных процессов.

Для чего зеркало завешивается? Обычно человек перед ним прихорашивается, бывает это и лишним: он слишком увлекается. А в те дни, когда дома покойник, не до прихорашивания: траур, и к тому же не нужно увлекаться своей внешностью. Вот посмотри, что с ней будет, подойди, в гроб глянь! Там же будешь лежать...

Задумайся о своем внутреннем мире. Может быть, конечно, еще какие-то предрассудки существуют на эту тему. Возможно, кто-то боится увидеть в зеркале кого-то из потустороннего мира? Так если Богу это будет угодно, то и завешенное зеркало не поможет: явится это страшилище и сделает свое дело, если на то будет воля Божия, потому что без нее никто ничего сделать не может. И все остальные приметы можно объяснить. К примеру, что делать с этими завязками на руках и ногах? В гроб их положить.

Бывает, что некоторые люди хотят себе взять что-то с могилы на память. Если это был святой человек, то взять можно. Мы так и делаем. Ведь что такое мощи? На церковнославянском языке «мощи» – это кости, но в нашем разумении это все, что обладает какой-то святостью: одежда, вещь, кусочек от гроба этого святого человека, земля, которая покрывала его гроб. А если человек был грешным, то брать что-нибудь от его гроба опасно.

В общем, одним словом можно сказать, нужно учиться, учиться и учиться, но высказывание это не принадлежит Ленину, а сказано давно в Священном Писании: «Будьте совершенны», что и означает – учиться, учиться и учиться. Учиться во всем, и в вере своей прежде всего, потому что когда ты будешь ее знать, тогда уже не будет вопросов, поскольку это все второстепенно.

Спаси Господи Вас, батюшка! Может быть, еще несколько слов скажете нам в напутствие?

– Хочется всем пожелать того, о чем я говорил только что выше: нужно учиться своей вере, чтобы прогнать это невежество. Ведь что такое невежество на самом деле? Это значит: я «не ведаю», а надо ведать, нужно знать! Опять же, мы все крещеные, а научились ли мы тому, что это такое? Вот дай нам Бог научиться знать свою веру, сохранять ее своим сердцем. Если мы в сердце ее сохраним, тогда и внешнее все будет по-другому. А если я буду стараться соблюдать только внешнее, не сберегая при этом ничего в своем сердце, тогда ничего не получится, и все будет как листья – опадают потом, когда приходит их время.

Расшифровка:
Евгения Осипцова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс