Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (799) → Писатель Ольга Клюкина: Святые всегда живы для нас

Писатель Ольга Клюкина: Святые всегда живы для нас

№46 (799) / 10 декабря ‘14

Плод веры

Ольга Петровна, на презентации Вашей замечательной книги (она имеет подзаголовок «Жития святых в новом формате») Вы сказали, что это очень дерзкий проект. В чем дерзость?

Да, этот проект в какой-то степени можно назвать дерзким, ведь он касается такой темы, как жития святых. Все очень любят читать жития святых, и я очень люблю. Но это попытка прочитать их по-новому, так, чтобы они были понятны современному человеку. Не забыт и исторический фон.

Давайте для примера прочтем небольшой отрывок.

В каждой книге 9 историй, 9 имен. Я для примера выберу историю Иустина Философа. Начинается она так: «Однажды утром в Эфесе по аллеям приморского парка прогуливался человек лет тридцати в плаще философа. Навстречу ему вышла веселая компания молодых людей. «Здравствуй, философ», – поприветствовал его один из них. После чего изменил свой маршрут и с важным видом, нога в ногу, стал вышагивать рядом с философом. То же самое, явно дурачась, сделали и его спутники.

«Что тебе угодно от меня?»,– спросил философ зачинщика шутки. На что тот непринуж-денно ответил, что просто-напросто следует совету одного своего приятеля, последователя Сократа, который учил так: вот увидишь человека в греческом плаще философа, постарайся вступить с ним в беседу, вдруг это обоим пойдет на пользу. Вот и другие надеются услышать от нас что-нибудь поучительное.

«Кто же ты, превосходнейший из смертных?», – смеясь спросил философ. Словохотливого прохожего звали Трифоном». И так далее. То есть речь идет о знаменитом произведении «Разговор Иустина Философа с Трифоном».

На этом примере видно, что этот диалог взят из древнего текста. Диалог действительно начинается с веселой шутки, а дальше переходит в серьезные сферы. И там, где речь идет о серьезных богословских вещах, я пытаюсь все свести к простой формуле, понятной современному и не особо сведущему в богословии человеку. Это, наверное, самое трудное, ведь, чтобы эту формулу представить в тексте, нужно прочитать очень много сложнейших произведений и найти, где она выражена внятно и емко.

Мне, как читателю, показалось, что более сложно было восстановить исторический контекст и детали, которые у вас так замечательно описаны,– как жили в те времена современники главных героев и событий. Как Вам удалось воспроизвести мельчайшие детали – кто во что был одет, кто по каким аллеям ходил, что их окружало? Мне кажется, что это главное отличие книги, ведь мы сразу как бы погружаемся в мир главных героев. Как это удалось сделать?

Просто чтение: что-то насмотрено, что-то начитано, буквально по кусочкам. Вот видите, обложка книги как сделана – мозаика. Наверное, мой метод – это мозаика, то есть буквально из всего. Стихотворения древних авторов, картины на эту тему, причем самых разных эпох, исторические источники, современные исследования, рассказы о повседневной жизни того времени. Вот источники. И постепенно складывается картинка, мозаика, которая, думается, будет интересна и читателям.

На презентации Вы очень интересно сказали, что в Вашем сознании эти рассказы мультимедийные. Что Вы имели в виду?

Я имела в виду, что как бы вижу эти картинки, в текст включаю какие-то фрагменты из работ мировой живописи, интересные памятники, которые, мне кажется, могут о чем-то сказать. В идеале я бы хотела включить сюда и музыку, но не знаю, как это сделать. Но если бы здесь звучала музыка, было бы вообще великолепно, это было бы полное погружение в ритм того времени. Хотелось бы поймать волну того времени, внутренний ритм: люди жили совсем не так, как мы. А как? Попытаться представить – это же интересно.

С одной стороны, не так, а с другой стороны, как замечательно сказал отец Алексий Уминский на презентации книги, Ваше произведение дает возможность примерить на себя жизненный путь тех или иных героев за счет исторической реконструкции. Была ли такая цель и насколько, как Вам кажется, это удалось?

Да, то, о чем говорил отец Алексий Уминский, наверное, сверхзадача. Не знаю, насколько она выполнена. Но это именно сверхзадача – показать святых как живых людей, очень разных по происхождению, социальному положению, уровню образования. Были люди, имевшие глубокое богословское образование, были совершенно простые. Они абсолютно разные даже по характеру, по отношениям с близкими, – во всем. Но каждый из них нашел свой путь, преодолел свои собственные трудности, личные, общественные, и нашел путь к Богу. (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»: http://tv-soyuz.ru/peredachi/plod-very10

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс