Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (768) → Валерий Егошкин: Не по югославскому пути

Валерий Егошкин: Не по югославскому пути

№15 (768) / 14 апреля ‘14

Ведущий Александр ГатилинПлод веры

На вопросы отвечает Валерий Егошкин, Чрезвычайный и Полномочный посол, заместитель председателя Совета Ассоциации российских дипломатов.

– Сегодня мы поговорим о Сербии – Валерий Евгеньевич, у Вас большой опыт дипломатической службы в разных странах. В Сербии Вы были свидетелем самых драматических для этой страны событий. В 90-е годы Россию часто сравнивали с Югославией. Мы знаем, что произошло с Югославией – она распалась. Насколько справедливы эти параллели, и можно ли было в те годы избежать развала Югославии и кровопролития?

– Такие параллели отчасти оправданны. Но в Югославии все пошло по более драматическому, я бы сказал, по более трагическому, пути. При том что Югославия в мире пользовалась огромным авторитетом, она была одним из лидеров Движения неприсоединения, и, казалось бы, в самой Югославии все было в порядке. Все национальности, все конфессии жили вместе, уровень жизни был достаточно высок. Но в 90-е годы из-за больших экономических проблем возросло недовольство населения. Были и внешние факторы, так как единая Югославия доставляла подчас неудобства некоторым игрокам на мировой арене, ее было выгодно расчленить, в данном случае – по этническим и религиозным мотивам.

И на тот момент, к сожалению, у Югославии не было союзников, которые могли ее поддержать, и в том числе такого испытанного, как в прошлом СССР. Мне приходилось с югославами встречаться в разной обстановке, и я не делал различий между боснийцами, сербами, хорватами. Но вот пошел этот раздел, региональные лидеры стали тянуть одеяло на себя, международные разные силы подпитывали, в том числе и финансово, мусульмане – мусульман, западные страны многие – католиков, сербы остались в этом смысле в одиночестве. Россия в тот момент помочь им не могла – России тогда надо было решать собственные проблемы. И хорошо, что мы не пошли по югославскому пути.

– Не так давно президент Сербии принес извинения боснийскому народу за геноцид в городе Сребреница. С чем это связано, и как вы оцениваете этот шаг?

– В первую очередь, большое давление оказывается на руководство Сербии со стороны западного сообщества – Евросоюза, Соединенных Штатов. А поскольку речь идет о событиях в мусульманской части станы, то прикладывают руку и мусульманские государства при том, что именно в отношении сербов была наибольшая несправедливость.

Недавно итоги подводили: сколько лет Гаагский трибунал присудил сербам и сколько боснийцам. Так вот, сербам что-то больше 2000 лет, а боснийцам 50 лет. Хотя зверства совершались не только сербами, и у хорватов, и у мусульман их было не меньше – десятки тысяч сербов пострадали, были и убитые, и раненые, не говоря о беженцах, которые все потеряли, несмотря на то, что веками жили в той же Боснии.

– Здесь нельзя не вспомнить о Косово. Самая трагичная страница истории сербского народа. Тот же президент, руководство Сербии сейчас ищут пути налаживания отношений с непризнанной многими государствами республикой Косово. Как Вы оцениваете этот шаг? Что значит территория Косово для сербского народа?

– Президент Николич (я его, кстати говоря, знал в прошлом, он был заместителем Шешеля в Сербской радикальной партии) патриотично настроен, но, видимо ситуация так сложилась.

По большому счету, злодеяния совершали все стороны конфликта, и, видимо, надо, чтобы те же албанцы, боснийцы, хорваты тоже покаялись перед Сербией за многие, многие тысячи замученных и убитых сербов.

Косово же сербы считают колыбелью своей государственности. Именно там Сербия в свое время зарождалась и укреплялась. Надо сказать, что у нас, как и на Западе, по той терминологии, которая принята албанцами, эта территория называется Косово. А вообще, это Косово и Метохия, две провинции, одна – Косово, а Метохия – в вольном переводе (видимо, с греческого) это монастырские или церковные земли. Поэтому потеря этих земель особенно болезненна, в том числе для Сербской Православной Церкви. Именно на территории Метохии в городе Печ находилась в течение многих веков резиденция Патриарха Сербской Православной Церкви. А сейчас этот монастырь сохранился только благодаря охране итальянских миротворцев. Там осталось всего несколько монахов. А другие многие монастыри, церкви разрушены, разграблены, сожжены албанцами. Практически для каждого серба расставание с Косово – это очень и очень болезненный шаг, для каждого сербского политика любое высказывание по этому поводу, как лакмусовая бумажка. Поэтому даже прозападно настроенные сербские руководители никак не шли на какие-то соглашения. Допустим, Борис Тадич, от Демократической партии, не шел. Николич, видимо, пытается выправить ситуацию, потому что Сербия не может оставаться в стагнации, а Евросоюз (как бы в качестве морковки) все время твердит: вы разберетесь в своих отношениях с Косово, и тогда мы вас примем, и у вас все пойдет замечательно и хорошо. Но, к сожалению, такие обещания даются сербам не первый год, Евросоюз все время им что-то обещал, а когда сербы на что-то шли, то ничего не получали.

Полная версия беседы


Смотрите программу «Плод веры» на телеканале «Союз»: понедельник 02.30, 10.00, среда 07.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Исследуйте писания

Человек должен руководствоваться совестью

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Никто не вправе что-то навязывать другомуХотелось бы остановить внимание на том, как апостол Павел относится к такому, казалось бы, совершенно бездуховному, суетному явлению в повседневной жизни человека, как пища. Вот что пишет апостол в 14 главе Послания к Римлянам, 5–6 стихи: «Иной

 
Книжная полка

Столпы пустынножительства

Ведущий Андрей Печерин

«Епископ Аммон. О житии преподобных Пахомия Великого и Феодора Освященного». Монашество, появившееся в конце III – начале IV вв., быстро распространилось по всему свету и сразу стало «главным хранителем и блюстителем» Предания. По словам профессора А. И. Сидорова, «едва появившись на исторической сцене, монашество породило

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс