Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Хотелось бы остановить внимание на том, как апостол Павел относится к такому, казалось бы, совершенно бездуховному, суетному явлению в повседневной жизни человека, как пища. Вот что пишет апостол в 14 главе Послания к Римлянам, 5–6 стихи: «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога».
Разберем сначала, как христианин должен относиться к употреблению пищи... Без пищи человек жить не может. Каждый определяет, что и когда есть. Человек считает, что надо в понедельник поститься. Это его дело, никто не вправе его осуждать, так же, как и он, не вправе требовать этого от других и не вправе требовать себе особой похвалы за то, что постится больше, чем другие. Один считает, что в субботу нужно попоститься в честь воскресного дня, а другой считает, что если день не постный, так и поститься не надо. Каждый поступает по удостоверению своего ума, никто не вправе что-то навязывать другому. Один считает, что нужно отмечать дни рождения, – и отмечает, другой считает, что не нужно отмечать дни рождения, – и старается этот день провести в храме. Ни тот, ни другой не вправе судить друг друга. Другое дело, что христианство учит воздержанию – это норма общецерковного характера. Какую пищу ты ешь, в какой день ты ее ешь, не регламентировано, – но в какие бы дни ты ее ни употреблял, ты должен хранить нормы воздержания: беречься от переедания, от пьянства, от того, чтобы утучнять свою плоть вместо того, чтобы заботиться о душе. Мы видели в Послании апостола Петра, что и он говорит, что стремление человека к пресыщению пищей, к обжорству свойственно язычникам, это часть языческого мировоззрения – для христианина это недопустимо. Если это в нем есть, это заведомо страсть, с которой нужно бороться.
Христианство не вмешивается в какие-то мелочные, определяющие быт человека условности.
Особенное напряжение вызывает именно отношение к посту, особенно к Великому, как к древнейшему установлению Церкви. Важно помнить и понимать, что пост есть установление церковное, то есть некоторая часть церковного бытия наравне с церковными праздниками, другими традициями – с молитвами, с определениями милостыни и так далее: неотторжимая часть церковной традиции, церковного Священного Предания. Поначалу за несоблюдение Великого поста на человека накладывались определенные прещения. Важно понимать, что Церковь не регламентирует меру поста, но требует от любого человека включиться в то, чем живет Церковь: она вступила в Великий пост – каждый ее член должен вступить в Великий пост в меру, которую считает для себя приемлемой, которая возможна по его ритму жизни, способностям, духовной горячности.
Каждый определит меру сам, но он обязательно должен вступить в лоно поста вместе с Церковью. Если он этого не сделает, катастрофы никакой не будет ( и никакого наказания – ни от церковных властей, ни от Бога – не будет), но он по состоянию духа увидит: и Пасха для него может пройти стороной, и в душе что-то не так. Люди многие, которые начинали с этого, свидетельствуют: они чувствуют – что-то не так: вся Церковь постится, а они – нет. Они же считают себя частью Церкви, а Церковь – это же не организация, это тело. Не может тело жить одной жизнью, а один из мизинчиков – совершенно другой. Каждый в меру своей способности, дарований включается в то делание, которым живет все церковное тело.
Каждый выбирает свою меру поста, но то, что должен быть пост – это совершенно очевидно. Иначе человек ставит под вопрос сам факт своего пребывания в Церкви: действительно ли он член Церкви, или ему только так кажется? Если он – член Церкви, сердце, это самое удостоверение ума, о котором говорит апостол Павел, ему подскажет, что он должен включиться в пост.
Но мера, повторю, включенности в пост, может быть разной. Возникает бездна разных опасностей и возможностей для лукавства человеческого: когда правил нет, а любовь к Богу, культура духовной жизни слабые, духовника опытного нет (а если и есть, мы не хотим рассказывать ему о всех мелочах своей жизни), то появляются многочисленные лукавства, которые нам подсказываются врагом.
Апостол определяет ясно: человек должен руководствоваться совестью и четко смотреть, что ему подсказывает сердце, и поверять все всегда молитвой, если других возможностей нет.
Апостол Павел еще указывает на один момент, очень важный, в отношении к пище. Да, есть пределы воздержания, да, в пост должна включаться вся Церковь, но меру пищи и ее состав определяет человек сам. Есть еще один важный принцип – «не навреди». Или как говорит апостол Павел: «Не соблазни никого». Пища твоя не должна соблазнять никого. Надо таким образом организовывать, чтобы никто из-за того, что я ем или покупаю в магазине не смутился и не соблазнился. Это трудно, и это возможно только человеку, который внимательно относится к ближнему своему.
Смирение является символом бытия, в котором человек связан с БогомКогда начинаются суд самого себя, смирение, сокрушение – и благодать Божия незримо с человеком пребывает и сохраняет, и вдохновляет, и человек, в каком бы запутанном состоянии ни был, вдруг поднимается и начинает идти к Богу дальше.
На вопросы отвечает Валерий Егошкин, Чрезвычайный и Полномочный посол, заместитель председателя Совета Ассоциации российских дипломатов. – Сегодня мы поговорим о Сербии – Валерий Евгеньевич, у Вас большой опыт дипломатической службы в разных странах. В Сербии Вы были свидетелем самых драматических для этой страны событий.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.