Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Игорь Иванович, Вы эксперт, специалист по миграционной и демографической политике. Одна из тем, которая наиболее активно обсуждается, это возможное введение виз со странами Центральной Азии. Как Вы относитесь к такой инициативе и насколько, на Ваш взгляд, она будет эффективна?
– Я думаю, что инициатива назрела давно – и не просто жизнеспособна, но необходима. Причем я бы расширил здесь спектр ограничительных мероприятий, а главное – географию их применения, и говорил бы не только о Средней Азии, но и о республиках Закавказья и о некоторых линиях внутрироссийской миграции. В частности, мне кажется, имеет смысл стремиться к некой оседлости применительно к северо-кавказским республикам. Мы не сможем там ввести визы, еще что-то, но этим надо заниматься: все последние десятилетия они остаются своего рода донорами миграционными. Это нелогично для регионов, которые неразвиты экономически, пережили две войны, имеют культурную специфику. Очень важно не только для регионов Северного Кавказа, но и для российских регионов все-таки немножко «повариться в собственном соку», потому что сейчас центростремительная тенденция к «оккупации» Москвы и мегаполисов, в общем-то, сказывается на всем. Прежде всего – на экономическом угасании регионов, поэтому нет ничего удивительного, что многие из них оказываются дотационными, и на демографическом развитии, поскольку в городах всегда возникают проблемы и с рождаемостью, и с браками, и с моделями поведения, с моральными установками, можно это так обозначить.
Но главное, в свете происходящего, все-таки четко следовать логике событий, не идти против нее.
Если уже не первый инцидент нас убеждает, что миграция обладает очень сильным конфликтогенным потенциалом, если мы понимаем, что к нам едут в основном мужчины трудоспособного возраста, то не надо читать успокаивающие мантры, будто это все граждане бывшего Союза, их потомки. Смею заверить, выросло новое поколение, которое не училось русскому языку, не имеет опыта тесного контакта со славянским населением, поскольку многие из наших соотечественников из этих государств выехали, большинство – в спешном порядке, под угрозой расправы физической, под угрозой для жизни, и поэтому существует ментальная оторванность. Это совершенно новые люди, совершенно новый идеологический субстрат, то есть ориентироваться на них как на людей, связанных с нами крепкими историческими узами, было бы неправильно.
Единственную корректировку я бы допустил в миграционной политике нашей на будущее, это свободный въезд женщин из этих регионов, они нам совершенно не страшны и на фоне нашего демографического кризиса, наоборот, могли бы внести свой вклад, к тому же они более ассимилируемы изначально. И в случае вступления в брак с российскими мужчинами я бы даже предусмотрел облегченную процедуру получения гражданства. Но во избежание фиктивных браков это, естественно, необходимо делать только после рождения совместных детей. Вот именно в таком свете, мне кажется, мы можем рассматривать улучшение межнациональных отношений: должны появиться смешанные семьи, какое-то их число.
Даже если мы депортируем всех избыточных мигрантов, а их миллионы, то, в любом случае, значительная их доля получила российское гражданство. Они так или иначе постепенно интегрируются в нашу среду – худо-бедно, удачно-неудачно, этот вопрос можно обсуждать, – но ради управления этим процессом, ради его эффективности следует избегать популизма, каких-то дешевых политических трюков. Например, мне именно таким видится предложение запретить посещение дошкольных учреждений детям мигрантов. Ну, во-первых, есть какие-то вещи, свойственные нашей культуре, которые были всегда неприкосновенны: дети, женщины, старики – наши они или не наши; есть какая-то грань, которая даже для очень циничных политиков должна оставаться табуированной. А во-вторых (и это самое главное, даже для людей очень циничных), – дошкольные учреждения для таких детей остаются, может быть, единственным механизмом социализации: поколение мигрантов, которое прошло через наши социальные институты – детские сады, школы, намного ментально к нам ближе, они более открыты, они, в конце концов, понимают наш язык и юмор и более открыты, вследствие множества контактов социальных, к вступлению в межэтнический брак.
(Продолжение следует)
Окончание. Начало в №9 (762) Гость программы – известный российский кинорежиссер и сценарист, народный артист России Владимир Иванович Хотиненко. – В своем фильме «Паломничество в Вечный город» Вы тоже несли христианскую идею…
Продолжение. Начало в №7 (760) На вопросы отвечает настоятель Никольского храма села Лямцино, ответственный за работу с молодежью в Домодедовском благочинии Московской епархии протоиерей Александр Трушин. – Отец Александр, еще есть звонок – из Курганской области.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.