Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Начало в №9 (762)
Митрополит Калужский и Боровский Климент:
– Великий пост – это период особого отношения человека к самому себе: не эгоистического, а критического. Человек должен проанализировать свою жизнь, вникнуть в прожитые дни, увидеть, что удаляет его от Бога, мешает ему на пути добра и совершенства.
Не случайно Церковь заблаговременно готовила к этому периоду – она нам привела образы мытаря и фарисея, показав, как правильно мы должны молиться: приходя в храм, мы должны быть участниками молитвы, таинств, которые там совершаются – не просто стоять и ждать конца службы, а молиться с покаянным чувством, просить у Бога прощения наших грехов, чтобы Господь дал нам силы «зреть свои прегрешения, не осуждать брата своего», ближнего своего…
Для человека очень важно увидеть свои грехи. Если человек не увидит свои грехи, он не может приступить достойно к Исповеди, достойно принести покаяние. Только через зрение грехов человек приносит покаяние.
Великий пост весь направлен на то, чтобы мы очистили свою душу, ибо чистые сердцем Бога узрят, и Господь это особо подчеркивает. И пусть дни Великого поста послужат нам на пользу: научимся мы молиться, научимся мы поститься, научимся воздерживаться от греха, научимся мы любить ближнего и любить Бога своего.
Поздравляю вас с этим великим периодом в нашей жизни! Пусть Христос Спаситель каждого из нас укрепит в дни Великого поста!
Архиепископ Егорьевский Марк:
– Дорогие телезрители! Сердечно поздравляю вас с наступлением Великого поста! Мы называем это время обычно Великим постом, однако в Православной Церкви существует еще и другое название, которое отражает более глубоко суть этого святого времени – мы слышим также в храме: Святая Великая Четыредесятница. Если переводить это выражение на русский язык, то оно звучит так: сорок святых великих дней.
Вдумайтесь в эти слова! Мы обычно связываем это время с постом, то есть с воздержанием. Да, конечно, воздержание необходимо – без него невозможна гармония между душой и телом. Без поста, без воздержания невозможно обуздание нашего тела, но очень часто Великий пост у нас ограничивается лишь постной диетой, мы говорим о том, что мы не едим мяса, рыбу, молочные продукты, но в отношении постных продуктов мы позволяем себе почти что все. И наши мысли часто далеки от того, чтобы быть в молитве, быть с Богом. И вот это название, которое свойственно для церковной традиции, помогает нам понять и осознать величие этого святого периода.
Дай Бог всем нам обновиться, очиститься, освятиться и в таком радостном и очищенном состоянии встретить праздник Пасхи Христовой!
Протоиерей Евгений Попиченко,
настоятель прихода в честь Успения Пресвятой Богородицы на ВИЗе, г. Екатеринбург:
– Пост – удивительное, потрясающее средство освобождения от всего наносного, что человек нагребает за время невнимательной жизни в до- и послепостный период.
Пост – это удивительное средство для исполнения цели жизни христианина, что, я напомню, состоит в стяжении благодати Духа Святого Божия, которая должна выражаться у нас в плодах. И плоды Святого Духа, в том числе, состоят в воздержании – мы помним мысли святых отцов: «Невоздержание уподобляет человека животному, а чрезмерное воздержание делает демоном», он начинает шибко быть довольным, что «он не есть, яко прочие человецы». Упражнение, которое дает возможность человеку узнать себя: вспомним историю изгнания Христом беса из некоего юноши – потом ученики наедине спросили: «Почему мы не могли его изгнать?» Господь отвечает: «За неверие ваше, сей же род исходит токмо молитвой и постом».
Когда человек ограничивает действие своих страстей, которые в основном гнездятся в душе (тело – лишь инструмент их выражения), ограничивает пристрастие к телевизору, интернету, музыке (вместо музыкальных композиций в машине слушает духовные беседы, например, – замечательная возможность использовать время в транспорте), ограничивает желудок, употребляя простую, малокалорийную пищу (которая, очень быстро усваиваясь, создает человеку неудобство: голодный желудок – это дополнительное раздражение), те страсти, которые живут внутри человека, оказываются загнанными в определенные рамки: в распорядок дня (обязательно во время поста нужно настроить режим: подъем-отбой, молитва утром и вечером, регулярность приема пищи, количество ее, мера).
Когда человек входит в дисциплину, живущие в его сердце страсти, как бы усыпляющие человека в отношении себя, начинают бесноваться – легион бесов начинает в разные стороны человека раздергивать: то он раздражается, то печалиться, то тянется к каким-то мечтаниям непотребным. Это вроде как-то плохо, – но и хорошо: внимательный христианин опять начинает замечать свои немощи… Осознавая свою нищету, свое ничтожество, он начинает более усердно молиться, как святой пророк Божий Давид говорил: «Облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится».
Спаси всех Господи, и доброго всем поста!
Продолжение. Начало в №9 (762) На вопросы отвечает Владыка Феодосий, епископ Бишкекский и Кыргызстанский. – Если человек сокрушается, кается, но у него есть такое, что он не может это другому священнику рассказать, он может покаяться перед Богом и дать обет всю эту ситуацию священнику или духовника своему, который знает о ней, все рассказать.
Предлагаем вашему вниманию курс лекций серии «Школа покаяния» под названием «О пути ко спасению». Автор лекций Сергей Михайлович Масленников – преподаватель воскресной школы для взрослых при храме в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (на 7 Ключах, г. Екатеринбург). Беседы проводились в 2003–2007 гг., но актуальны и сегодня – они основаны на творениях учителей Церкви
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.