Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (764) → О пути ко спасению

О пути ко спасению

№11 (764) / 17 марта ‘14

Школа покаяния

Предлагаем вашему вниманию курс лекций серии «Школа покаяния» под названием «О пути ко спасению». Автор лекций Сергей Михайлович Масленников – преподаватель воскресной школы для взрослых при храме в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (на 7 Ключах, г. Екатеринбург). Беседы проводились в 2003–2007 гг., но актуальны и сегодня – они основаны на творениях учителей Церкви, содержат множество примеров из жизни современных прихожан.

Продолжаем знакомство с циклом аудиобесед из серии «Школа покаяния». Мы уже начали рассказ об очередном диске «Сокрушение сердца постом и молитвой», где автор знакомит слушателей с самой первой христианской добродетелью, сокрушением сердца, с которого, только лишь и может начаться путь спасения. В Евангелии Сам Господь ублажает тех, кто приобрел ее, говоря: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»– нищету духовную, сокрушение сердца Спаситель ставит первой ступенью лествицы, возводящей человека от земли на Небо.

Обрести сокрушение сердца совсем не просто Наш гордый дух никак не хочет смиряться, противится Евангельским заповедям, враждует против неприятных жизненных обстоятельств, все время выискивает врагов, препятствующих нам в достижении наших целей. Мы никак не можем научиться отрекаться от своей воли, не хотим искать во всяком деле волю Божию, не можем склонить свою гордую выю под крепкую руку Господа и покориться премудрому Промыслу Творца. Почему? На чем основано это наше упрямство и строптивость?

Все дело в том, что мы привыкли доверять себе, уповать на свой разум, надеяться на свои способности или на людей. Нам представляется это надежным и практичным, поэтому, даже придя к вере, став, как нам кажется, христианами, – продолжаем сохранять в себе самомнение и высокоумие, остаемся самонадеянными и гордыми, что есть подобие сатане и противоположно Христу. Но кому мы подобны и уподобляемся, с тем и окажемся в вечности.

Если за время земной жизни своей не уничтожим в себе гордость, как подобие дьяволу, то в вечности с ним и окажемся в геенне огненной. Если не обретем кротости и смирения Христовых, которые начинаются не с чего иного, как с сокрушения сердца и нищеты духа, то в селения Господни не будем приняты. Пока еще есть время, будем трудиться в поисках тех Евангельских тесных врат, которыми входят на узкий путь, ведущий в жизнь вечную.

Опираясь на творения святых отцов, автор говорит, что сокрушению сердца способствуют пост и молитва. Но не всякий пост бывает спасителен. И молитва может обратиться в грех молящемуся. Как у поста есть свои правила, так и молитва – особо сложное и ответственное духовное занятие.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывает на три основных правила поста, зная и исполняя которые христианин может обрести духовную пользу. Эти простые, но очень важные правила умеренность, равномерность и длительность – подробно разобраны в одной из лекций.

Сегодня мы представим следующие три лекции, в которых рассказывается о том как необходимо сочетать пост с молитвой и как правильно молиться, чтобы достичь намеченной цели, первого этапа духовной жизни – сокрушения сердца.

Поскольку тело наше взято из земли, то по свойствам своим оно подобно земле, которая требует возделывания. Из этого вытекает очень простое и удобное сравнение: как бесполезно сеять семена в необработанную и неподготовленную почву – они не приживутся и не принесут никакого плода, потому что сорняки заглушат их, так и молитва остается бесплодной, если сердце не будет прежде подготовлено постом.

Молитва человека, не знающего поста, рассеяна, невнимательна, холодна; помыслы о земном и даже явно греховном отягчают ее. И наоборот: как на ниве, тщательно обработанной земледельческими орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенной силой вырастают сорняки, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвой, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокоумия. Таким образом, пост без правильной покаянной молитвы не только не поспособствует сокрушению сердца, но наоборот, усилит в душе гордость, порождающую уничижение и осуждение ближних, усиливающую самообольщение и прелесть.

Не приходилось ли кому-нибудь замечать, как во время поста вдруг усиливается раздражительность, упрямство, нетерпимость к недостаткам ближних, желание учить и переделывать окружающих, навязывать им свое мнение? Порой ярко вспыхивает желание навязывать веру ближним, которое удобно прикрывается необходимостью проповеди веры. Порой хочется рекламировать всем пользу поста и рассказывать о его целительной силе. Вполне странными для поста являются веселость и приподнятое шутливое настроение духа, мнимая жизнерадостность, свойственные некоторым.

Пост – это опасное и сильное оружие. Им можно посекать врагов – злых духов, а можно и, при неумелом использовании, убить себя. Применение поста без молитвы, основанной на покаянии, неминуемо усилит тщеславие. Тогда пост может стать средством духовного самоубийства, подобно тому, как фарисеи, тщательно постящиеся, но делающие это без сокрушения сердца, напоказ, отвергли Спасителя и убили Его.

Почему же нам так потребны пост и молитва? Вспомним слова Господа: «Род этот лукавый, то есть бесы, изгоняется постом и молитвой». Не все ли мы в плену у злых духов? Первородный грех наших прародителей Адама и Евы не продал ли всех нас в рабство дьяволу? Не страдаем ли теперь мы все страстями – смертельными болезнями души? Не грешим ли даже тогда, когда и не хотим этого? Кто же избавит нас от сего плена и рабства? Только Христос Спаситель. Но как нам привлечь Его милость к себе? Точнее сказать, какими средствами открыть вход Его милости в наши души?

Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что эти средства – посты, молитвы и милостыни. И кто постится, молится, трудится и всякое другое делает добро с той целью, чтобы освободил его Христос от рабства греху и от плена сатане, тот, конечно, получит это освобождение и познает своего Спасителя, смирится и покорится пред непобедимою силою Христа Господа. А кто не для этой цели совершает все свои христианские труды, тот не может получить желанной свободы, но напрасно старается и перейдет в другую жизнь бедным и несчастным.

Итак, ни пост без покаянной молитвы, ни молитва без правильного поста не могут достигнуть желаемой цели – освобождения от рабства дьяволу. Мало того, вообще все дела христианские не могут сами по себе достигнуть цели спасения, но должны делаться нами с той целью, чтобы привлечь к себе Спасителя, Который только один и может спасти нас. Забвение этого крайне опасно. Вычитывая молитвенное правило холодно и безразлично, не понимая прочитанного, рассеиваясь вниманием, увлекаясь помыслами, мы теряем молитву, как средство спасения, мы оскорбляем Бога, думая, что Ему нужно наше правило. От такой молитвы рождаются самодовольство и самоуспокоенность, будто бы мы сделали то, что нужно от нас Богу.

Преподобный Симеон предупреждает, что демоны нередко даже содействуют и молитвам, и милостыням, и постам, и бдениям, и всяким другим добрым делам, чтобы делающие их не для того делали, чтобы Христос освободил их от рабства дьяволу, а думали бы, что делают настоящее добро, угодное Богу, и впадали в самодовольство и превозношение, развивая в себе пагубную прелесть. При таких обстоятельствах делатель никогда не получит спасительной благодати и не будет уврачеван от язв своих. Потому что непреложен закон Христов, говорящий о том, что здоровые во враче не нуждаются, а только признавшие себя больными.

Какая же молитва должна быть у тех, кто признал себя больным и нуждается во враче Небесном? Об этом узнаем из лекций, имеющихся на диске «Сокрушение сердца постом и молитвой».

(Продолжение следует)


Содержание диска «Сокрушение сердца постом и молитвой»

1. Вступительное занятие. О необходимости изучения веры.
2. Сокрушение сердца. Промыслительное смирение.
3. Сокрушение сердца. Живая ли у меня вера?
4. Сокрушение сердца. Почему я грешу?
5. Сокрушение сердца. Как причащал праведный Иоанн Кронштадтский. Тайна сатаны и почему повторяются грубые грехи. Три условия прощения греха.
6. Пост, как средство сокрушения сердца. Как проверить, плотской я человек, или духовный. Как получить пользу от поста. Три правила поста.
7. Молитва как средство сокрушения сердца (начало).
8. Молитва как средство сокрушения сердца (продолжение).
9. Молитва как средство сокрушения сердца (окончание).
10. Печаль по Богу.

Дорогие читатели, если у вас возникнут вопросы по прослушанным материалам, вы можете задавать их непосредственно автору бесед на сайте www.уралзвон.рф на странице «Задать вопрос» (верхнее меню). Ответы на вопросы вы получите на ваш электронный ящик. Также вопросы можно присылать по почте: 620026, г. Екатеринбург, а/я 129.

Храни Вас Господь!

Содержание цикла:

  1. Огласительные беседы (5 бесед)
  2. Трудности при подготовке к Исповеди (7 бесед)
  3. Страсти – болезни души (9 бесед)
  4. Сокрушение сердца, постом и молитвой (9 бесед)
  5. Достойные плоды покаяния (10 бесед)
  6. Гибельность своеволия. Божий Промысл (14 бесед)
  7. Как определить Божию волю (9 бесед)
  8. Покаяние истинное и ложное. Плачь и радость. О внутреннем делании (9 бесед)
  9. Тайны христианства (15 бесед)
  10. О смирении (5 бесед)
  11. О воспитании и семье (5 бесед)
  12. Беседы на Евангелие от Марка (20 бесед)
  13. О терпении (аудиокнига)
13 дисков в формате МР3, общей продолжительностью более 180 часов
Диски допущены к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви.
Заказ по почте: +7(343) 213-12-84; +7-919-386-15-96,
Адрес интернет-магазина: www.уралзвон.ру

Смотрите программу «Аскетика для мирян» с С.М. Масленниковым на телеканале «Союз»: пятница 11.00, воскресенье 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№7 (760) / 17 февраля ‘14

Школа покаяния

О пути ко спасению

№8 (761) / 24 февраля ‘14

Школа покаяния

О пути ко спасению

№15 (768) / 14 апреля ‘14

Школа покаяния

О пути ко спасению

 
Великий пост

Великий пост: напутствия

Начало в №9 (762) Митрополит Калужский и Боровский Климент: – Великий пост – это период особого отношения человека к самому себе: не эгоистического, а критического. Человек должен проанализировать свою жизнь, вникнуть в прожитые дни, увидеть, что удаляет его от Бога, мешает ему на пути добра и совершенства.

 
Афон

Архимандрит Ефрем. Студент в университете пустыни

Продолжение. Начало в №№ 34 (2013) – 10 (2014) На вопросы отвечает архимандрит Ефрем, настоятель Афонского монастыря Ватопед. Старец Ефрем Катунакский с бесконечным благоговением почитал Богородицу. Однажды он с умилением приложился к иконе Божией Матери «Отрада и Утешение», посмотрел вверх и вдруг, объятый духовным восторгом, возопил

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс