Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (762) → Великий пост: напутствия

Великий пост: напутствия

№9 (762) / 3 марта ‘14

Великий пост

В этой теме:

Великий пост
Постная трапеза

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир:

– Не пугайтесь Великого поста – это не наказание, это не бремена неудобоносимые! Это – и с медицинской точки зрения, и с нравственной точки зрения – время очень удобное и благоприятное для того, чтобы человек освободился от лишней энергии, чтобы он встал на путь покаяния, чтобы понял, что есть самое ценное и дорогое – это, конечно, пост, молитва, воздержание, когда человек может себя контролировать и управлять своим организмом. Это очень важно.

Поэтому я призываю вас всех не бояться поста, воздерживаться от лишней пищи: даже пусть это будет постная, но все должно быть ограничено, все должно быть в меру, и это поможет нам сосредоточиться, а, самое главное, это воспитывает в человеке нравственные начала, когда он приближается к праведникам, когда он приближается к святыне. Это воздержание очень необходимо, очень полезно.

И я желаю, чтобы этот Великий пост для вас был временем облегчения, временем радостной молитвы, воздержания, чтобы потом Пасха Христова предстала во всем величии, во всей красе, во всем своем спасительном лике, и мы бы с радостью встретили этот праздник Воскресения Христова.

Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий:

– Братья и сестры! Дни Великого поста – это дни для приятного духовного оздоровления, это время, помогающее отрешиться от чрезмерной земной суеты и позаботиться о чистоте сердца. Это время приготовления человека воспринять благодать и милость Божию в своем сердце и укрепить свои душевные силы.

Воздерживаясь от пищи животного происхождения, от мясной и молочной, мы совершаем пост телесный, но пост телесный должен соединяться с постом душевным через добродетель воздержания. Святитель Тихон Задонский говорит: «Душевный пост – это воздержание от злых дел, от злых помыслов и от злых слов». Важно, дорогие братья и сестры, осознать то, что воздержание от всего злого – это воздержание от всего, что лишает нас великого достоинства жить на этой земле по любви к Богу и ближнему. А это значит, что в дни поста в нас должны укрепляться такие добродетели, как кротость, смирение, терпение и милосердие – свойства любящего человека, свойства любящего христианина.

Блаженный Иероним предостерегает нас: «К чему утончаем тело воздержанием, если дух пресыщается гордостью и завистью?». Надо осознать простую истину: нет в том человеке любви, в ком есть неприязнь к ближнему своему. Нет и там любви, где есть разделение и разобщение между людьми, которые очень изощренно лукавый насаждает в наши сердца через соблазны и предметы этого материального и внешнего мира.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Какая польза, когда воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем?». Братья и сестры, будем помнить цель поста и цель воздержания – это укрощение плотских страстей, излечение греховного эгоизма и стяжание кротости, смирения, терпения и любви, в чем да поможет нам Господь. А мы, по мере подвига воздержания, очищая свое сердце, приуготовим себя к радости светлого Христова Воскресения. Храни всех нас Господь!

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл:

– Церковь всегда, призывая людей, возглашает: «Приидите, постимся постом приятным» – не неприятным, не жестоким, не холодным, не безрадостным, а приятным. Когда может быть пост приятным? Тогда, когда душа человека раскрепощается и начинает потихонечку освобождаться от суетных, очень часто мелких и ненужных, удовольствий, которыми себя утешает в этой жизни, ощущая удовольствие и радость гораздо большие, чем те, которыми жила до сих пор.

Эта радость всегда бывает в общении с Богом, и молитвы, которые сегодня в Церкви возносятся – и будут возноситься в период Святой Четыредесятницы, – наполнены двумя огромными составляющими христианского вероучения: с одной стороны, – это глубокое и смиренное покаяние, и с другой стороны, – твердая надежда и упование на милость Божию.

Поэтому никогда не будем отчаиваться, впадать в скорбь, в уныние, а будем исполнять заповедь Христову с радостью для своей души и для тех, кто нас окружает, чтобы пост действительно был для нас временем благоприятным и радостным, чтобы мы не смотрели только на букву закона, но главным образом смотрели на дух закона.

Дух закона – это дух любви и милосердия, и поэтому будем стремиться, чтобы наши души были более жизнестойкими и более воспринимающими боль и скорбь других людей. Чтобы помнили о том, что каждому Господь дает возможность покаяться – Он точно так же дает возможность покаяться и другому человеку, который, может быть, нас оскорбил, обидел, сделал нам нечто неприятное, с нашей точки зрения: равно как нам самим, ждущим этих милости и всепрощения, точно так же Господь дает эту милость и прощение другому – и нашему обидчику, нашему недоброжелателю. Поэтому мы все дети Божии, и мы должны понимать, что Он, как любящий Отец, каждого из нас ждет, чтобы мы не погибли в своих грехах, а принеся покаяние вошли вновь в Царство Небесное, то есть в радость общения с Богом!

Архиепископ Улан-Удэнский и Бурятский Савватий:

– Дорогие мои! Вот и начался Великий пост. Это очень важное время в нашей жизни, очень важное. Господь еще в Ветхом Завете дал закон человеку о том, чтобы десятую часть посвящать Богу, в том числе и десятую часть времени, десятую часть года.

Примерно десятая часть нашего года иявляется временем Великого поста. Это не так уж много, если подумать над тем, как много времени мы уделяем своим телесным потребностям, своим физическим потребностям, как много времени мы уделяем уходу за своим телом, за своим домом, как много времени тратим мы на работу (да и пустое времяпрепровождение, даже, честно говоря). Человеку для того, чтобы возвыситься над собой, стать лучше, необходим прогресс, духовный прогресс. Без этого невозможно, согласитесь со мной. А для духовного прогресса необходимо сначала чувство покаяния. Пост, основа поста – это покаяние, дорогие братья и сестры!

Епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий:

– Обращаюсь ко всем православным людям и к тем, кто еще не встали на этот путь, но уже обрел православное мировоззрение, – ко всем людям, которые стремятся к добру, к справедливости, к счастью.

Хотел бы сказать, что пост – это как глоток свежего воздуха, как надежда, как укрепление. И мы говорим в Церкви: «Постимся постом приятным, приятным и Богоугодным Господи». Эти слова обозначают для нас только то, что нужно стремление и напряжение наших сил духовных и физических и тело соблюсти, и душу очистить. Это время будет для нас приятно, только прилагая усилия, как мы говорим: «Царство Небесное силою нудится, и нуждницы восхищают я» – так приятно приложить эти усилия, усилия продуктивные, дающие тебе духовное здравие.

Мы в часто повторяемой молитве говорим («Отцы пустынники, – как сказал великий поэт, – и жены непорочны, чтоб сердцем возлетать во области заочны, чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, сложили множество Божественных молитв»): «дух праздности, любоначалия не даждь ми».

Почему Церковь начинает с духа праздности? Праздность действительно такое явление, которое нас волей-неволей постигает на пути жизненном, потому что мы устаем. Уставая, мы ищем – и тело ищет, и душа тоже – состояния покоя, некоей устроенности, успокоенности – и тут-то открываются врата для врага рода человеческого, для лености, самодовольства, оправдания, для неких (им же несть числа) наших углебаний человеческих, наших слабостей, которые могут просто завладеть тобой, если бы не мудро устроенной Церковью период, в который вместе с напряжением ты обретаешь силы новые: как всегда – отдавая энергию, ты эту энергию получаешь. В пост мы вроде бы отдаем энергию: и приходится переносить тяжелые какие-то нагрузки, и меньше, может быть, подкрепляется организм, а усилий совершает все больше…

Это я говорю не только про тело – прежде всего про дух: пост – время покаяния, мы говорим, а покаяние – это великий благодатный дар, просто величайший: это единственное, что может нас вдохновить на новую жизнь – мы в данном случае справляемся с самими собой, с нашим ветхим человеком, как мы говорим. Ветхость эта действует так в человеке, что в течение жизни постоянно его сопровождает, тянет вниз, как свинцовые гири. Пост – это как раз время, когда мы можем… взлететь, благодаря нашим усилиям – эти усилия действительно благородны и спасительны.

Желаю всем применить их себе на благо, на благо спасения души своей!

 
Праздник

Единственное, что дает жизнь миру. 9 февраля – Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

Знайте, дорогие мои, Торжество Православия в Церкви будет праздноваться всегда, ибо это торжество не о видимой славе Православия, но о том единственном, что дает жизнь миру и чего не могут отнять теперь уже никакие внешние беды и никакие враги

 
Церковный календарь

Не хлебом одним жив человек, но словом Божиим. 9 марта – первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи

Протоиерей Евгений Попиченко

Иоанн Креститель был обезглавлен по желанию и навету злобной Иродиады – жены Ирода. Когда Иоанн был усечен, Иродиада повелела не погребать его главу вместе с телом, ибо боялась, чтобы сей страшный для нее пророк не воскрес. Поэтому она взяла его главу и закопала в потаенном и бесчестном месте.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс