Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №5 (758)
Мы предлагаем вашему вниманию курс лекций серии «Школа покаяния» под названием «О пути ко спасению», состоящий из 13 дисков общим звучанием более 160 часов. Автор лекций Сергей Михайлович Масленников – преподаватель воскресной школы для взрослых при храме в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (на 7 Ключах, г. Екатеринбург). Беседы проводились в 2003–2007 годах, но остаются актуальными и сегодня – они основаны на творениях учителей Церкви, содержат множество примеров из жизни современных прихожан, что значительно облегчает усвоение материала.
Первым из цикла слушателю предлагается диск «Огласительные беседы», включающий 7 лекций. Прослушать его будет полезно не только тем, кто собирается принять святое Крещение, но и тем, кто уже давно крещен: в прежние годы практически всех крестили без научения вере. До сих пор большинство нынешних крещеных остаются невоцерковленными людьми. Те же, кто считают себя воцерковившимися, подчас не знают основных понятий своей веры или имеют познания о ней самые темные, с множеством суеверий и предрассудков, нередко с примесью оккультизма – верят в приметы, гадание и колдовство.
Многие заявляют, что веруют, но не могут объяснить, в Кого, и, не исполняя дел веры, живут как язычники. Большинство крещеных не могут назвать хотя бы несколько новозаветных заповедей (чаще всего называют 2–3 ветхозаветных, данных чрез пророка Моисея), не признают многие грехи грехами – и даже те, которые считаются смертными: имеющими такую тяжесть, что любой из них низводит душу в ад, если не будет исповедан и раскаян.
Многие крещеные никогда не бывали на Исповеди и не причащались Святых Христовых Таин, не понимают значения церковных таинств, считают, что главное – верить, а как и во что – не важно, в храме бывают 2–3 раза в год, главными событиями в жизни христианина считают Крещение и отпевание, а в остальном, думают, можно жить как все. Многие православные христиане – имеются в виду крещеные, но не изучившие свою веру, – отличаются от неверующих только тем, что носят на груди нательный крестик, да и то как оберег, а не как символ победы Вечной Жизни над вечной смертью. Не понимают, что нательный крестик – это напоминание заповеди Христовой: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24).
Печально, но и те, кто регулярно бывают в храме и участвуют в таинствах, нередко имеют искаженные понятия веры. В противовес этому, утверждает святитель Игнатий (Брянчанинов), знания веры должны быть хотя бы простыми, но точными. Никто не требует от мирян богословской образованности, но простые и точные познания веры абсолютно необходимы! Каждый христианин должен знать, кого пришел спасать Христос, от чего спасать и почему.
Другими словами, необходимо краткое ознакомление с основными понятиями веры – о Боге, сотворении мира, человека, качествах первозданного человека, рае, ангелах; о сатане и бесах, грехопадении, поражении человека вечной смертью; о добродетелях, страстях и грехах, об аде; о Суде Божием, Воплощении Сына Божия, искупительной Жертве Иисуса Христа, Воскресении Его, сошествии Святого Духа, Церкви Христовой; о покаянии. Краткое изучение этих вопросов в совокупности и называется оглашением. Именно эти основные вопросы веры, точное знание которых открывает христианину двери в Церковь, освещаются в предлагаемых слушателю «Огласительных беседах».
Обычно современным христианам не хочется тратить время на изучение веры, но тогда и Евангелие им не понять, и Спаситель им будет не нужен. Некоторые все-таки приходят в храм по какой-нибудь необходимости, и благо, если их встретит человек, способный правильно провести первую беседу, называемую предоглашением. В ней на конкретных примерах необходимо доказать, что человек не знает заповедей Христовых, грубо нарушает их, что не заботится о своей будущей вечной участи, что грехами своими оскорбляет Бога, что не верит в Страшный Суд Божий и прочее.
Первая из предлагаемых в диске лекций как раз и выполняет функцию предоглашения; это беседа с крещеными, но не воцерковленными людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации из-за постигшей их болезни (она записана в больничном храме). Все они желают получить помощь от Бога, но при этом почти ничего не знают о вере, заповедей Христовых не соблюдают, своих грехов не замечают и никогда их не исповедовали. Лектор бережно, с сочувствием и состраданием обличает их в этом, указывая на необходимость изменения жизни. В ответ слышны робкие слова самооправдания: «Нам об этом не рассказывали…» Но кто виноват в том, что «не рассказывали»? Теперь уже поздно сваливать вину на других. Уже давно прекратились гонения на веру, в достатке разнообразная литература, аудио– и видеозаписи, храмы открыты, в которых множество священников, всегда готовых ответить на наболевшие вопросы, проводятся занятия воскресных школ.
Да и всякий может, если захочет, самостоятельно просвещаться, но все нет времени и желания – нерадение и безответственность мешают. Наконец, вырванные болезнью из житейской суеты, люди сидят и впервые в жизни слушают о вере и спасении. Неужели и нам, чтобы начать изучать веру, необходимо обязательно заболеть или попасть в какую-нибудь другую беду?
Правильно проведенное и принятое слушателем предоглашение побуждает человека приступить к изучению веры, то есть к оглашению.
В трех беседах автор предлагает разобраться в следующих вопросах:
Если слушатель внимательно и искренне воспримет первые четыре лекции, у него обязательно родится вопрос: «Что мне делать, чтобы избежать вечных мук ада и спастись?» Если сердце останется холодным, оглашение не состоялось. Возможность дальнейшего движения по пути веры для такого человека будет сомнительной.
Для тех, кто сокрушился сердцем, проникся заботой о своей вечной участи, предлагаются следующие лекции, где рассматриваются дальнейшие вероучительные вопросы: спасение человеческого рода; Предвечный Совет Святой Троицы; Воплощение Сына Божия, непорочное Его зачатие; девство Пресвятой Богородицы; тайна Креста Христова; Воскресение Христово, Его Вознесение к Отцу Небесному; сошествие Святого Духа; некоторые таинства Церкви – Крещение, Миропомазание, Исповедь; подготовка к Исповеди.
Сложные богословские вопросы преподаны простым доступным языком и достаточно понятны даже простому, неподготовленному слушателю.
После прослушивания автор предлагает каждому проверить усвоение материала, что отложилось в памяти. Для этого на диске есть контрольные вопросы для самопроверки. Если не удается на них ответить, то нужно прослушать лекции вторично с большим вниманием, отыскивая нужный ответ, который там обязательно есть. Усвоенная из бесед информация должна быть положена в основание здания собственного спасения.
Напомним, что, по слову святителя Игнатия, знание веры должно быть хотя бы простым, но точным. Вероучительные ошибки в догматических вопросах очень опасны – они называются ересями. Ересь препятствует благодати входить в сердце, принятые таинства оборачивает в осуждение, лишает вечной жизни, хотя бы такой человек по внешности и был безукоризнен.
Вероучительные ошибки в нравственных вопросах тоже очень опасны – от них плодятся грехи, нарушаются заповеди Евангелия, развиваются болезни души – страсти, усиливается в человеке подобие сатане, разрушается подобие Христу и вообще, по слову преподобного Симеона Нового Богослова, человек делается врагом Богу, от чего упаси нас, Господи!
Неужели и после таких строгих предупреждений еще найдутся христиане, которые не пожелают убедиться в точности своих знаний веры? Тем, кто не хочет учиться, полезно напомнить слова Господа, обращенные к апостолам: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19 – 20). Необходимость обучения – это заповедь Христова, и уклоняющийся нарушает Евангельский закон. Первая часть слов Господа говорит о необходимости изучения основных понятий веры, что и называется оглашением, а вторая повелевает научаться практической христианской жизни, то есть исполнению Евангельских заповедей, борьбе со страстями, развитию добродетелей, о чем говорится на следующих дисках...
(Продолжение следует)
Предлагаемый курс лекций основан на творениях святителя Игнатия (Брянчанинова), рекомендован к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви и принесет пользу тем, кто хочет иметь правильные понятия о своей Православной вере.
Дорогие читатели, если у вас возникнут вопросы по прослушанным материалам, вы можете задавать их непосредственно автору бесед на сайте www.уралзвон.рф на странице «Задать вопрос» (верхнее меню). Ответы на вопросы вы получите на ваш электронный ящик. Также вопросы можно присылать по почте: 620026, г. Екатеринбург, а/я 129.
Храни Вас Господь!
Содержание цикла:
Окончание. Начало в №5 (758) Существует ли опасность реанимации тоталитаризма? Увы, данный вопрос звучит вполне актуально. Своими мыслями о существующих ныне реальных угрозах свободе личности и демократии делится доктор экономических наук Александр Турчинов.
«Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского. 1898–1907 гг.». Издательство «Сатис» Прежде чем вступить на Патриарший престол, святитель Тихон нес свое Архипастырское служение не только в России, но и в Соединенных Штатах Америки.Книга «Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского 1898–1907 гг.»
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.