Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (761) → О пути ко спасению

О пути ко спасению

№8 (761) / 24 февраля ‘14

Школа покаяния

Продолжение. Начало в №5 (758)

Мы предлагаем вашему вниманию курс лекций серии «Школа покаяния» под названием «О пути ко спасению», состоящий из 13 дисков общим звучанием более 160 часов. Автор лекций Сергей Михайлович Масленников – преподаватель воскресной школы для взрослых при храме в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (на 7 Ключах, г. Екатеринбург). Беседы проводились в 2003–2007 годах, но остаются актуальными и сегодня – они основаны на творениях учителей Церкви, содержат множество примеров из жизни современных прихожан, что значительно облегчает усвоение материала.

В прошлом номере газеты мы представляли диск «Трудности при подготовке к Исповеди» из серии «Школа покаяния», в котором дается общий обзор страстей и смертных грехов. Судя по числу откликов, тема оказалась актуальной для многих прихожан, испытывающих проблемы в духовной жизни и пока еще не нашедших полных и исчерпывающих ответов на свои больные вопросы. Что привлекает людей в этих лекциях? Простота изложения темы, множество примеров, точность передачи святоотеческого опыта. Автор пробуждает слушателей к перемене жизни, к сокрушению сердца, к нищете духа, что относится к первым, самым необходимым признакам покаяния, без которых не начинается путь спасения.

Сегодня мы представляем очередной диск под названием «Страсти – болезни души», содержащий 9 лекций. Преподаватель воскресной школы для взрослых при храме в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы на 7 Ключах города Екатеринбурга Сергей Михайлович Масленников рассказывает о всех восьми страстях – смертельных болезнях души человека, обнаруженных и описанных святыми подвижниками благочестия еще в самые первые времена Православия. Назовем их: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

Так ли необходимо изучать страсти? Может, можно спастись и без этого знания? В нынешние времена на эту тему говорить как-то не принято. Быть может, это было важно для древних христиан, особенно для монахов и отшельников? А мы-то, немощные, куда замахиваемся? Но вот ведь беда – незнание не освобождает от ответственности. Не оказаться бы нам гостями без брачной одежды, которые будут выброшены во тьму внешнюю, о которых говорится в 22 главе Евангелия от Матфея. Не уподобиться бы нам юродивым девам, светильники которых оказались пусты, о чем говорится в 25 главе того же евангелиста. В Послании к Римлянам апостол предупреждает: каждый из нас даст отчет Богу за себя.

Очевидно, что смерть застанет нас в наших страстях, ведь мы не имеем о них даже теоретических знаний. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Страсти живут тайно в людях, проводящих рассеянную, невнимательную жизнь; по большей части они (страсти) удовлетворяются ими (людьми), по большей части не примечаются ими, по большей части оправдываются, – часто признаются за чистейшие, возвышеннейшие добродетели». Это касается не только неверующих, но и нас – христиан, не знающих и не ведущих борьбы со страстями: «Лишены надежды спасения и те православные христиане, – предупреждает святитель Игнатий, – которые стяжали греховные страсти и посредством их вступили в общение с сатаной, расторгнув общение с Богом».

Учение о страстях, которое в древности было известно многим опытным христианам, в современной земной Церкви, практически, забыто. Даже названия страстей редко кому известны, тем более почти никто не знает противоположных им добродетелей. Страсти, как сорняки, надо пропалывать на грядке сердца, а добродетели, как добрые плоды, терпеливо выращивать. Садовод, не различающий сорняков и добрых всходов, получит ли урожай? Скорее всего, нет – не удаленные сорняки заглушат полезные растения, а еще может быть и выдернуто и выброшено то, что хотели вырастить. Оставшись без урожая, такой земледелец будет голодать. Так и христианин, не победивший страсти и не взрастивший добродетели, обречен на голод ада.

Но если трудно сейчас встретить живого учителя благочестия, это не означает, что научиться христианской аскетике вообще невозможно. Отцы Церкви, предвидя оскудение веры в последние времена, оставили нам свои писания, как бы некоторые драгоценные сокровища, сокрытые на поле, о которых говорит евангелист Матфей в 13 главе. Вот только нужно приложить старание, чтобы их найти. Надо брать творения учителей и внимательно читать. К глубокому сожалению, не только нехватка времени мешает нам, и не только неготовность ума к восприятию духовных тайн делает чтение малополезным; самым главным препятствием, конечно, остается нерадение, отсутствие ревности ко спасению, то есть пребывание в состоянии «мертвой веры». Поэтому учение о страстях остается для нас тайной, не открыв которую, мы не только не победим свои страсти, но даже и не обнаружим их. Сердце наше так и останется, по выражению отцов, «логовом змей» и «жилищем сатаны». Не войдет в него Дух Святой, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром?

Мы похожи на больных, которые, имея внутри своего тела несколько смертельных болезней, нисколько об этом не волнуются, а нередко болезни эти считают признаком крепкого здоровья. К чему приведет такое заблуждение? Пожалуй, любому понятно. К сожалению, понятно бывает только касательно тела, которому все равно когда-то придется умирать, а вот позаботиться о вечной душе своей – не можем. И страсти – смертельные болезни души – остаются не обнаруженными и развиваются при нашем сознательном активном участии.

Что делать страдающему больному, когда нет рядом опытного врача? Если умирать не хочется, надо открывать учебники и справочники по медицине и определять болезнь по симптомам, подбирая соответствующие лекарства. Хотя бы так в критической ситуации надо пытаться сохранить свою жизнь. Так и учение о страстях поможет христианину правильно диагностировать болезни души и подобрать необходимые средства для лечения, даже при отсутствии рядом человека, хорошо разбирающегося в аскетике.

Но вот опять беда: надо ведь признать себя больным, – а мы считаем себя здоровыми. Тогда зачем справочники, зачем горькие лекарства? Поэтому Господь и говорит: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мк. 2, 17). Для «здоровых» остается тайной учение о страстях, как ненужное и малопонятное; а болезни развиваются.

Всякий человек, осознавший с Божией помощью смертельную опасность болезней души – страстей, поскорее захочет обследовать себя: «А вдруг я тоже заражен?». Как это сделать? Заботливому христианину на диске в программе Word предлагается своеобразная инструкция для обнаружения страстей под названием «Дневник кающегося». В нем 8 глав, каждая из которых посвящена отдельной страсти. Внутри каждой главы приводится множество примеров грехов, разделенных на три группы: жирным шрифтом выделены грехи смертные – даже один, любой из них, отрывает нас от Церкви, отлучает от Христа, лишает Божественной благодати и отправляет на вечные муки в ад – такова их тяжесть, если они останутся нераскаянными; обычным шрифтом написаны грехи тяжкие, которые нужно обязательно замечать и регулярно с сокрушением сердца исповедовать. Нельзя их «копить» – от этого враг укрепляется в сердце, помрачает ум и лишает его способности замечать грехи; курсивом выделены грехи условно простительные, которые нельзя не замечать, в которых нельзя не каяться. Хотя они бывают подобны мелким песчинкам, но при невнимании к ним можно быстро насобирать целый «мешок песка», равный по весу «тяжкому камню».

Каждый может, прослушав лекции, теоретически познакомится со страстями, а по «Дневнику кающегося» – практически диагностирует себя. Если болезни будут обнаружены, то медлить нельзя, ведь по слову святителя Игнатия, «пребывание в смертном грехе, пребывание в порабощении у страсти, есть условие погибели вечной». Надо спешить исправлять жизнь!

(Продолжение следует)


Предлагаемый курс лекций основан на творениях святителя Игнатия (Брянчанинова), рекомендован к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви и принесет пользу тем, кто хочет иметь правильные понятия о своей Православной вере.

Дорогие читатели, если у вас возникнут вопросы по прослушанным материалам, вы можете задавать их непосредственно автору бесед на сайте www.уралзвон.рф на странице «Задать вопрос» (верхнее меню). Ответы на вопросы вы получите на ваш электронный ящик. Также вопросы можно присылать по почте: 620026, г. Екатеринбург, а/я 129.

Храни Вас Господь!

Содержание цикла:

  1. Огласительные беседы (5 бесед)
  2. Трудности при подготовке к Исповеди (7 бесед)
  3. Страсти – болезни души (9 бесед)
  4. Сокрушение сердца, постом и молитвой (9 бесед)
  5. Достойные плоды покаяния (10 бесед)
  6. Гибельность своеволия. Божий Промысл (14 бесед)
  7. Как определить Божию волю (9 бесед)
  8. Покаяние истинное и ложное. Плачь и радость. О внутреннем делании (9 бесед)
  9. Тайны христианства (15 бесед)
  10. О смирении (5 бесед)
  11. О воспитании и семье (5 бесед)
  12. Беседы на Евангелие от Марка (20 бесед)
  13. О терпении (аудиокнига)
13 дисков в формате МР3, общей продолжительностью более 180 часов
Диски допущены к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви.
Заказ по почте: +7(343) 213-12-84; +7-919-386-15-96,
Адрес интернет-магазина: www.уралзвон.ру
 

В других номерах:

№11 (764) / 17 марта ‘14

Школа покаяния

О пути ко спасению

№7 (760) / 17 февраля ‘14

Школа покаяния

О пути ко спасению

№15 (768) / 14 апреля ‘14

Школа покаяния

О пути ко спасению

 
Церковная жизнь

О смерти, погребении и поминовении усопших

Продолжение. Начало в №5 (758) Сколько дней носят траур по усопшему? – Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку. По Преданию Церкви на сороковой день душа умершего получает определенное место, в котором она будет находиться до времени Страшного Суда Божия.

 
Беседы с батюшкой

Священник Николай Степанычев: Любое слово должно быть срастворено любовью

Ведущий Денис Береснев

Продолжение. Начало в №7 (760) На вопросы отвечает настоятель храма Тихвинской Иконы Божией Матери в Троицке (на Новых территориях города Москвы) священник Николай Степанычев. – Мы заговорили о Православии в школе.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс