Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (751) → О феномене «акедия» (уныние)

О феномене «акедия» (уныние)

№46 (751) / 9 декабря ‘13

Александр Александрович Блуд, кандaидат философских наукДуховная жизнь

Продолжение. Начало в №№ 4245

Доклад на Международной научной конференции «Церковь и мир: христианизация и секуляризм (к 1700-летию Миланского эдикта)», проведенной 22–23 сентября 2013 года Киевским религиозно-философским обществом. Автор прослеживает взаимосвязь уныния с основными страстями, рассматривает причины этой страсти и способы борьбы с нею, основываясь на святых отцах.

Борьба с акедией. Чтобы не дать поразить себя расслаблению, монахи в пустыне занимались рукоделием. Акедия – это расслабленность. Необходимо собирать себя, усилием воли принуждать себя к труду. Акедия (нерадение) побеждается терпеливым, усердным трудом. При ручном труде ум не должен оставаться праздным, ему следует давать дело молитвы. Телесный, физический труд соединяется с умным трудом молитвы. При рукоделии монахи произносили короткие изречения из псалмов, псалмы или места из Библии. Также практиковалось псалмопение и сосредоточенное, внимательное изучение Слова Божия – чтение и размышление. Умная молитва собирает ум, псалмопение духовно возбуждает сердце (следует понуждать себя к псалмопению), внимательное чтение – методический труд усвоения словес Божиих. Акедии выставляется заслон методическим непрерывным трудом по Богу. Если не допускать духовной праздности, пребывать в напряженном трезвении – молитве и внимании к помыслам-прилогам, страсти уже не найдется места. Как советует Макарий Великий, трудничать, волею принуждать себя на исполнение заповедей Христовых.

Какие сильные оружия для победы над акедией использовали отцы-исихасты, которые и нам немощным могут помочь в духовной борьбе?

Иисусова молитва. Так как акедия наводит упадочное бессилие и беспокойное убегающее рассеяние, нужно делать дело вопреки этому. Усиливать, принуждать, трудить себя на молитву, собирать ум на словах молитвы, усилием веры призывать имя Иисусово и поражать именем Божиим врага. Просить милости у Христа, да ниспошлет от Отца Духа Святого, дабы даровал жизнь, покой, светлую радость о Боге, возводящую от смерти духовной – уныния-акедии. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите… Духа не угашайте». Молитва должна быть постоянной, стойкой, терпеливой, сосредоточенной. Акедия будет всячески противиться молитве. Наводить скуку, лень, сонливость, мысли, что это бессмысленное дело, что результатов не видно, что лучше делать что-то более плодотворное. Ум может цепляться к окружающим вещам, думать о делах, об обидах. Может находить страх, беспокойство, желание бросить молитву и бежать к «неотложным» делам. Также может быть ощущение, что все отвлекает, мешает, раздражает. Цель тут – любой ценой отвлечь от молитвы Иисусовой, так как она, хоть мы этого и не видим, поражает злые силы огнем Духа Святого, огнем имени Божия жжет их, попаляет. Нужно стойко, мужественно и терпеливо, как воин Христов, противостоять вражьим нападениям. И за нашу верность помощь свыше придет и прогонит силы вражьи. Добродетель мужественного терпения, стойкость во Христе нужно противопоставить акедии – расслабленному унылому малодушию, беспокойной неустойчивой нетерпеливости.

Псалмопение, чтение псалмов. Уму тяжело пребывать постоянно в односложной, монологической молитве. Псалмопение дает возможность уму воспарить в духовных таинственных глаголах стихов псаломских, испытать радость сердечную, испытать прикосновение к запредельному смыслу. Также псалмы выражают интимно-сокрытый опыт внутренней брани. Поистине псалмы – это предельная феноменология, описание внутренней битвы в душе, которая из тьмы бездны греховной взывает, устремляется к Богу и радуется Божию заступлению. Отцы исихасты советуют не лениться в псалмопении, не торопиться, а внимательно и сосредоточенно исполнять правило псалмопения. Вообще всяким правилом борется, преодолевается акедия, которая любит беспорядочность, непостоянство и безалаберность, чтобы дело делалось либо никак, либо лишь бы как. Святитель Феофан Затворник советует «исполнять правило, несмотря на разленение, стараясь и мысли собирать, и чувства к Богу воспроизводить. За терпение и смирение благодать воротится… и тотчас разгонит разленение, как ветер разгоняет мглу» .

Чтение Библии, Священного Писания. Священное Писание, особенно для новоначальных, тяжело для понимания, потому что это глаголы Божии, словеса Духа, Откровение, несущее запредельную, Божественную мудрость. Обыденный разум, привыкший думать, что все знает и во всем разбирается, читая Священное Писание, сталкивается с собственным бессилием уразуметь, невежеством и впадает в бессильное ропщущее уныние и желание убежать от этого дела. Тут помыслы – «ничего не понимаю, для чего это нужно; в церковь хожу, и то хорошо». Еще слышишь мнения, что протестанты Библию читают, а мы не святые, еще не то надумаем и впадем в искушение. Не оправдываем ли мы свое нерадение в кропотливом труде изучения Словес Божиих благочестивыми отговорками, не есть ли это невежество в Библии проявлением акедии? Отец Андрей Ткачев советует читать Библию постоянно и не беспокоиться о том, что чего-то не понимаешь. Нужно постоянно читать, напитываться Словесами Божиими, а понимание придет в свое время. Необходимо терпение, постоянство, регулярность, соотнесение с толкованиями святых отцов, с Добротолюбием. «Справедливо говорят святые отцы, что Добротолюбие есть ключ к отверзению тайн в Священном Писании», ведь отцы пустынники, авторы Добротолюбия, в опыте внутренней брани познали истины Писания. Настойчивая борьба со своей унылой ленью при чтении Библии Божией помощью побеждает акедию. Живой дух (поистине Слова Жизни) Словес Божиих возвышает ум, как говорит Г.Сковорода, веселит, бодрит, прогоняя унылую подавленность; также некоторые тексты Библии прямо обличают акедию-уныние и указывают средства борьбы с ней. Предельно говорят об акедии псалмы, притчи Соломона и Книга Иова.

Портал Богослов.ру

(Окончание следует)

 
Событие

Богословие и светские науки

Варвара Тихонова, г. Екатеринбург

В Казанской Духовной семинарии – с участием ведущих специалистов в области богословия, церковной истории и светских гуманитарных наук из разных уголков нашей Родины и зарубежья – прошла XIII ежегодная научно-практическая конференция с международным участием «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи».

 
Читаем Ветхий Завет

Кто такие пророки?

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Откройте сердце Богу…Мы переходим непосредственно к Книге пророка Исаии. Надо сказать, что среди корпуса Книг Священного Писания, ветхозаветных Книг, есть Книги четырех так называемых «больших» пророков. Они называются так, поскольку их пророчества по всем основным пунктам земной жизни Иисуса Христа

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс