Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №34 (979) 2018
Если во время Исповеди (или Причастия) батюшка случайно перепутал имя человека, который к нему подошел, и отпускает грехи не с тем именем (или причащает не с тем именем), что нужно сделать – поправить его или промолчать?
– Если вы причащаетесь, то промолчать. Если вы поисповедовались, батюшка прочитал разрешительную молитву, потом вы можете батюшке вежливо сказать: «Батюшка, простите, но меня так-то зовут». Бояться не надо, в этом абсолютно нет ничего страшного: Господь знает ваше имя, и Господь действует по молитве священника. Если батюшка забыл имя, немощь священника восполнит Господь, так что бояться и сокрушаться не надо. Особенно после Причастия, когда вы причастились Святых Христовых Таин, приобрели Господа, потребляете Святые Дары, в этот момент лучше вообще не разговаривать, а со смирением отойти запить. А после службы можно с батюшкой поговорить, чтобы батюшка лучше вас узнал, запомнил, как вас зовут, и у вас появились бы отношения, которые, может быть, в дальнейшем сложились бы как у духовного чада с духовником. Лучше поступать именно так.
Когда мы причащаемся в родительские субботы, в эти дни мы становимся ближе к нашим усопшим родным?
– Всегда во время Причастия, воссоединяясь с Господом, мы становимся ближе и к Господу, и к нашим усопшим сродникам. Поэтому очень полезно причащаться в дни родительских суббот, чтобы наша молитва доходила до Господа. Ведь ближе, чем через Причастие, человек, живущий здесь, на земле, к Господу быть просто не может. И, принимая в себя Христа (естественно, если мы готовились и сделали все, чтобы это было как можно более достойно), мы тем самым приближаем себя к Господу духовно и телесно, и нашу молитву приемлет Господь через наше Покаяние (мы перед этим исповедовались) и через таинство воссоединения с Живым Господом.
Отец Виталий, как Вы относитесь к Исповеди «по бумажке»? Не уходит ли при этом истинное покаяние, стыд за свои грехи? Это веяние современности или было и раньше?
– Это уже давняя традиция, и я к этой традиции отношусь хорошо, когда человек только начинает делать первые шаги к спасению, первые шаги на Исповеди: когда человеку сложно сосредоточиться, ему страшно или он боится забыть какие-то грехи, то напоминание для себя лучше сделать. Но злоупотреблять этим не следует – тогда мы к Исповеди относимся формально и просто пришли, чтобы «зачитать» Господу наши грехи, которые Он лучше нас с вами знает. Это другая крайность. Это всего лишь нам напоминание, чтобы мы не забыли исповедовать какой-то грех перед Господом.
Я в свое время, когда начинал воцерковляться, очень боялся, во-первых, что-то забыть на Исповеди, во-вторых, переживал, вдруг (мало ли что произойдет) Господь попустит, что я умру, так и не успев исповедать все свои грехи. Поэтому, услышав от духовника такое предложение, я стал свои грехи после вечерней Исповеди записывать. Для чего я это делал? Во-первых, это уже готовая Исповедь: есть с чем потом идти на Исповедь. Во-вторых, я надеялся, что если Господь призовет вдруг мою душу, то я-то готовился, и Господь примет мою подготовку к Исповеди за покаяние и не вменит мне эти согрешения на моем частном суде после моей смерти. Такая практика имеет место, главное – этим не злоупотреблять.
Что делать, если на Исповеди человек забыл о каких-то своих грехах? Повторно подойти к батюшке или отложить до следующего раза?
– Если эти грехи не относятся к серьезным, смертным грехам, как их называют, и если священник вас уже благословил причащаться, то лучше идти сразу причащаться. А уже потом, после Причастия, можно подойти к батюшке, сказать, что вы вспомнили такой-то грех, и можно будет исповедаться. Если священник будет занят, то нет ничего страшного, если вы исповедуете этот грех во время следующей Исповеди.
Какие вопросы должны вообще выноситься за рамки Исповеди – для беседы со священником?
– Однозначно – вопросы, связанные с житейскими нуждами. Исповедь прежде всего связана с духовной жизнью, но никак не с тем, где нам что купить, куда ребенка определить учиться, и так далее. Что касается духовных вопросов, то здесь тоже очень важно понимать, что священников на Исповеди обычно недостаточно. Почему? Далеко не все желают быть священниками, а из тех, кто желает, далеко не все могут быть священниками. Поэтому священников очень мало по объективным причинам. И когда человек идет на Исповедь перед Причастием в воскресный день, когда причастников более ста человек, получается, что мы задержим Исповедь. А другие люди готовились к Исповеди, к Причастию, но они просто не успеют исповедаться и причаститься, и мы за это будем нести ответственность перед Богом.
Поэтому свои духовные вопросы мы должны отложить на потом, для беседы со священником. Только какие-то вопиющие, острые вопросы, нужда, когда ты понимаешь, что это грех просто тебя давит и ты можешь с этим грехом буквально скоро не то что погибнуть, а очень сильно пасть, – такие вопросы обязательно нужно задать священнику. Что касается благословений – как молиться, какое правило читать, что делать, в случае если дети отказываются молиться – такие вопросы тоже связаны с духовной жизнью, но они никак не связаны с тем, что сейчас надо причаститься. Лучше их отложить на потом.
Как быть, если после Исповеди человек не чувствует радости очищения души от своих грехов?
– Преподобный Силуан Афонский говорит, что есть большая опасность, когда люди начинают успокаиваться. Успокаиваться в чем? Он говорит: «Я совершил большую ошибку, когда прибыл на Афон, был еще молодым послушником и вдруг почувствовал, что Господь мои грехи простил: благодать Божия свидетельствует об этом, внутри хорошо мне. Что мне дальше делать? Как мне дальше жить? И вот за эту мысль я очень сильно пострадал – бесы очень сильно меня мучили. И я пришел к выводу, что надо всегда сокрушаться в сердце своем перед Господом и просить: „Господи, дай мне плач о грехах моих и силы благодарить Тебя”».
Этот духовный совет очень полезен для наших душ, чтобы мы никогда не окаменели душой и чтобы у нас было искреннее покаяние: мы всегда должны просить у Господа о даре видения своих грехов, о плаче сердцем покаянном, сокрушенном об этих грехах, какой бы высоты духовной жизни мы не достигли, и сил – благодарить Господа за все: и за радости, и за скорби, испытания.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.