Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (749) → О феномене «акедия» (уныние)

О феномене «акедия» (уныние)

№44 (749) / 18 ноября ‘13

Александр Александрович Блуд, кандaидат философских наукДуховная жизнь

Продолжение. Начало в №№ 42–43

Доклад на Международной научной конференции «Церковь и мир: христианизация и секуляризм (к 1700-летию Миланского эдикта)», проведенной 22–23 сентября 2013 года Киевским религиозно-философским обществом. Автор прослеживает взаимосвязь уныния с основными страстями, рассматривает причины этой страсти и способы борьбы с нею, основываясь на святых отцах.

3. Сребролюбие. От работы по Богу акедия отбивает монаха тем, что внушает зарабатывать больше денег, якобы для того, чтобы обеспечить себе старость или помогать неимущим. Работа по Богу ненавистна акедии (сама она – нерадение), и она подбрасывает якобы благочестивые предлоги, чтобы исихаст ослабил внутреннее воинствование со злом, ослабил молитву. Чтобы ум озаботился мирским, преходящим и не имел заботы о вечном. Тут уже нет полагания, надежды на Бога, доверия к Отцу, что Он даст хлеб насущный, когда стремишься к Царствию Небесному, нет покоя веры – уверенности, а есть тревога – беспокойство ума о средствах к существованию (сам о себе не побеспокоишься, никто о тебе не побеспокоится).

Также и мирского человека внутренняя тревожная неустойчивость, неуверенность в будущем толкает на озабоченность деньгами, чтобы на них полагаться, а не на Бога, в них видеть основу своей жизни. Акедия (лень духовная), как ни странно, возбуждает активность в зарабатывании денег, жажду денег, мирских благ (золотая лихорадка), трудиться до самозабвения, лишь бы не работать над собой. От тревоги злых помыслов убегание в озабоченную захваченность добыванием денег. Но акедия может внушать и не зарабатывать деньги, лениться, тяготиться работой, унывать в работе. Надеяться, что деньги кто-то даст, подарит или они упадут с неба.

4. Гнев. Человек, охваченный акедией, с одной стороны, пассивен, с другой – агрессивен. Это агрессивность подспудная, глухая. Глухая, скрытая ненависть. Тут присутствует ненавистность ко всему. Унылые люди могут быть какими-то вялотекущими, плывущими, но в них присутствует злоба. Эта придавленная ненависть – сильный гнев, который выдает злую сущность акедии. Упадок духа и на все раздражительность. На людей, что не любят, не внимательны и не помогают мне. На Бога, что оставил. На работу, что тяжела и не удовлетворяет. На место, что все не так. Всем недовольство, глухая ненависть. Все виноваты в том, что мне плохо, но не я. Все мешает, цепляет, раздражает, озлобляет. Постоянные жалобы на судьбу и скрытое злое желание переложить на других свои проблемы, сделать их виновными в своих бедах. Это от бессилия и страха перед собой. Также желание от бессильной злости выпустить свою агрессию в мир, на других.

5. Печаль. Смысл печали – человек чего-то желает, не получает желаемое и печалится, расстраивается. Или кто-то относится к нам не так, как хотелось бы, и это удручает. Это подавленное состояние, возникающее от того, что были ложные мирские устремления, они не удовлетворились, потому что невозможно все желания, безудержную жадность удовлетворить – и наступает печаль. В печали человек ослабевает, она обессиливает, опускаются руки, и появляется недовольство. Эти слабость и раздражение указывают на акедию. Печальному, фрустрированному человеку ничего не хочется делать, и он жизнью не доволен.

6. Акедия-уныние. Печаль, доходя до предела, порождает предельное уныние – черное состояние, смерть души. Все мрачно, время остановилось, депрессия, все разваливается. Это крайний предел потерянности человека, его отпадения от Бога, Его любви – тень и сень смертная. Человек в таком состоянии непробиваем, ему ничего не докажешь. Он не хочет слышать о том, что надо идти в церковь, молиться, каяться. Это какая-то предельная закрытость самого-в-себе-пребывания, точнее непребывания, не-присутствия, ничтожения.

7. Тщеславие. Помыслы тщеславия, если человек их принимает, усиливают его нереально высокое о себе мнение, самомнение. Само приятие этих прилогов говорит о невнимательности и слабости, потому что их надо было вовремя отразить несогласием. Если они разрастаются в душе, в этом состоянии самолюбования уже не будет места напряженной работе по Богу, борьбе с лукавыми помыслами. «Я и так хорош, великолепен. Зачем мне трудиться над собой? Хочется почивать на лаврах». Эта самопрельщенная успокоенность – опасное состояние, так как прельщающим врагам открывается доступ к душе, к сердцу. Окружающие люди не будут согласны с этим «о себе возомнением» (мечтанием), на что тщеславный отвечает агрессией. Тщеславный постоянно обеспокоен тем, чтобы не задели его «Я», что выдает его слабость, уязвимость. Эти слабость и беспокойство указывают на акедию, которая прячется за тщеславием. Мир, реальность разбивает эти пустые иллюзии, мечтания человека о себе, и уязвленное самолюбие ведет к печали, унынию, упадку, ослабению, раздражению и убеганию от себя – состоянию акедии. Также стремление самоутвердиться в мире, завоевать мир, прославиться и, почувствовав тщету всего этого, упасть в акедию-скуку, и разрушить свою жизнь. Но акедия противоречива, и может внушать человеку и уничижительное, низкое о себе мнение (унылые, упаднические, безрадостные мысли), говорить, что ты никто, ничего не добился, и не добьешься, а другие живут лучше (зависть). Это тоже ведет к унынию, делать ничего не хочется, сил нет – я ничего не могу. Тут ропот и недовольство собой и всем чрезмерное. Но и скрытое лукавство пред собою: раз я ничтожество, и мне не везет, тогда и делать ничего со своей жизнью не надо – все равно ничего не получится. Буду плыть по течению, скрыто наслаждаясь в уме своим ничтожеством и бессильной никчемностью (приходит на память господин Мармеладов у Достоевского).

8. Гордыня. Гордыня – это когда человек полагает себя самого источником своих успехов, своего бытия (я – субстанция), замкнутость на себе, непризнание Бога. Признак гордыни – когда человек говорит: «Я сам причина моих успехов». Это замыкает человека на самом себе и низводит его в падение в акедию, упадочность. Гордыня внушает, что никто не нужен: ни Бог, ни люди. Ты самодостаточен, силен и можешь сам все сделать. Ничьих советов не принимаешь – ни людей, ни Божиих вразумлений. Это ведет к одиночеству, отгороженности от всех, подозрительности, сомнительности, тоске, унынию от никому не нужности. «Мне никто не нужен, я сильный, но я страдаю и злоблюсь, что никому нет дела до меня. Даже если я кому-то нужен (например, Иисусу Христу), отвергаю его, потому что гордость не позволяет принять чужую помощь. Ведь эта помощь указывает на мою слабость, цепляет гордыню. Но вы сами должны хотеть мне помогать, исполнять мои смутные фантазии, что-то делать для меня, я достоин этого». Удивительно, как бессильная гордыня обманывает себя в своем мнимом могуществе, чтобы не работать духом, не бороться со страстями, а отдаться водительству греховных страстей. Не работать для спасения.

Портал Богослов.ру

 
Рождественский пост

Рождественский (Филиппов) пост

Наталья Николаева, г. Екатеринбург

Рождественский пост установлен в древние времена христианства, чтобы мы, ко дню Рождества Христова очистив себя покаянием, молитвою и постом, с чистыми сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и кроме обычных даров принести Ему наше чистое сердце, желание следовать Его Учению. Это последний многодневный пост в году.

 
Читаем Ветхий Завет

Приняв Бога всем сердцем, мы изменимся

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Пророк дает надеждуВ свидетельстве о Христе есть указание на очень важную вещь. Допустим, пророк обращается с речью к людям, живущим неправедно, и говорит, что на самом-то деле должно быть не так, как они делают, а потом говорит о Христе… Он дает понять, что на самом деле они сейчас

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс