Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №№ 42–44
Доклад на Международной научной конференции «Церковь и мир: христианизация и секуляризм (к 1700-летию Миланского эдикта)», проведенной 22–23 сентября 2013 года Киевским религиозно-философским обществом. Автор прослеживает взаимосвязь уныния с основными страстями, рассматривает причины этой страсти и способы борьбы с нею, основываясь на святых отцах.
Мы проследили взаимосвязь акедии с основными страстями, теперь следует рассмотреть причины акедии. Г. Бунге говорит, что главная причина акедии (и всех страстей) – это филаутия (греч. термин) – самость, самолюбие (само-любие), самолюбление, самолелеяние, самоугодие, саможаление. Это нежелание себя напрягать, трудить, а наоборот, желание себе потакать, себе угождать, себе послаблять. В этом состоянии человек зациклен на себе самом. Когда человек чрезмерно любит себя, он не любит ни Бога, ни людей. Он любит только себя. Его мир замкнут на себя. Филия – любовь, направленная на собственную самость: «я сам», все завернуто на меня, никого нет, людей нет. Это мир самости, для него людей, их интересов не существует, людей нет, есть только я и то, что мне надо. Это парадоксальный аутический мир, в котором ничто не имеет значения, кроме себя любимого. А так как человек сам (самость), то он забывает Бога, и, соответственно, Бог забывает, оставляет его, оставляя ему самому жить, как он сам пожелает (по своей глупой воле пожить). Человек сам себя от любви Божьей, от благодати отторгает. Такие люди любят кричать: «Почему Бог меня покинул». Бог покинул человека, потому что тот сам Его покинул.
Рассмотрим, как в состоянии филаутия (предельный эгоизм) человек воспринимает Бога и других. Если я сам центр всего, то все должны быть объектами (вещами, персонажами) моего мира филаутии (само-любия, самости). Все должны (именно должны) любить меня, все должны угождать мне, меня лелеять, только и думать о моем благе. Также и Бог должен думать обо мне, должен исполнять мои фантазии, желания, даже те, про которые я не знаю (ибо я толком не знаю, чего хочу). Этого не происходит, желания не исполняются, ибо невозможно, чтобы так было. Отсюда разочарование, фрустрация; мир самости (придуманный мир грез) разбивается, терпит крах. Далее – уныние, на все озлобление, мрачное состояние, подавленность, беспросветное внутреннее одиночество, чувство покинутости всеми и Богом. Душа человека кричит от тоски и безысходности, но он этого не чувствует из-за окаменелого сердца и огромного нежелания признать свою ничтожность без Бога. Гордыня, самолюбие (само-любие, филаутия) не позволяют этого признать. Остается только роптать на неотзывчивый мир и опять убегать в свое придуманное «Я». Самолюбление ведет к мрачному одиночеству акедии-уныния.
Выход есть. Попробуй полюбить Другого, выйди из себя, из замкнутости себя в самом себе, закрученности себя на самого же себя. Выйди из своего мрачного самозацикленного мира на свет Божией любви. Борись с собой, со своим самолюбием, отвергни, возненавидь свою самолюбивую самость – «если кто приходит ко Мне и не возненавидит …самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником». Силы на борьбу нет из-за акедии-изнеможения (не-можения), но в этом осознании своей немощи возможно верою воззвать ко Христу Иисусу, к Его любви, и Он отзовется и поможет вырваться из мрачной сети, вытянет из расслабленного болота акедии, из бездны греховной. Только позови Христа. Так ведь самолюбие не позволит – я сильный, мне помощь не нужна, я и сам могу себе помочь. Только вот тоска от чего? Потому что не любит никто. Так откуда прийти любви, если никто не нужен?! Если Христос Спаситель не нужен?!
Чтобы понять внутреннюю феноменологию акедии, следует рассмотреть взаимоотношение частей души в ее естественном (первозданном) и противоестественном (падшем, греховном) состоянии. Тут я опираюсь на взгляды Габриэля Бунге, который хорошо прояснил эти аспекты. Душа имеет три части – желательную, раздражительную и умственную. В естественном состоянии желание направлено к Богу, Творцу, оно вожделеет Его любви. Гнев направлен против врагов спасения, злых сил, которые противятся устремлению к Богу. Ум, сам будучи светом, устремлен к созерцанию Бога, Его вечной славы, нетварного света благодати. В противоестественном (греховном) состоянии желание направлено на преходящие вещи, гнев направлен на тех, кто мешает овладению этими вещами, а это в основном люди; ум же, зацепленный, захваченный вещами мира, направлен на услаждение образами, представлениями вещей – это мечтательная деятельность ума. Внутренняя мечтательная рассеянная парительность ума, которую описывали отцы-подвижники, есть неправильная работа (точнее – неработа) ума, который призван созерцать Бога, услаждаться светом Его славы. А ум, который призван устремляться в горняя (вверх), вместо этого ниспадает в дольняя (вниз) и услаждается собственными образами, мечтаниями, услаждается и самим мечтательством, вожделеющим благ этого преходящего мира. И эту вожделеющую мечтательность невозможно удовлетворить, потому что человек в своей закрытости мечтает в себе самом, грезит и не видит реальности – это мир филаутии, само-любления. Так как человек тотально любит себя, то он хочет для себя всего, всех благ, ему всего мало. Любое приобретение будет ему уже что-то не то (не соответствующее мечтанию), потому что он вожделеет бесконечного обладания, да и в реальности все не так, как в воображении. Желает всего и ничто его не удовлетворяет, всего мало, все не так, как представлялось. Отсюда раздражение всем, неудовлетворенность, злость, печаль, уныние. Филаутия (само-любие) приводит к акедии.
При акедии желание вожделеет недоступного, ненависть направлена на доступное, а ум помрачен, ибо ненависть, злость – темная сила – помрачает свет ума. Тут – неудовлетворенность настоящим и вожделение смутного будущего. Негация настоящего, ближайшего, и самопрельщенная устремленность к нереальному, придуманному утопическому будущему. Прошлое тут тоже придуманное, чтобы им подкрепить мечтательные притязания. Это как нация для националистов – прошлое придумывается, настоящее ненавистно, ибо не соответствует самолюбивым аутическим мечтаниям, будущее мечтается как исполнение желаний. Закрытый злобный мир самопрельщенности. Злобный, потому что ненавистен всякий иной и несоглашающийся. Страна, родина – тут не реальность, а фантазия. А так как фантазия не сбывается – это приводит к акедии-унынию. И хочется бежать лишь бы куда, только бы от себя, туда, где якобы лучше, только бы не трудиться над своим собственным настоящим.
Портал Богослов.ру
(Продолжение следует)
Великий двунадесятый праздник, отмечаемый Православной Церковью 4 декабря… Избранная с начала века среди избранных оказалась Святою из святых. Имевшая Свое тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца
Льстивые уста движимы не духом истиныПророческие Писания и пророческая жизнь выявляют очень интересный момент. Они должны свидетельствовать перед народом, отступившим от Бога, они внутренне очень остро переживают это
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.