Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма Святителя Митрофана Воронежского на Хуторской (Москва).
– Раба Божия Татьяна: «Работаю няней в семье. Как правильно реагировать на агрессивное поведение мальчика 2,5 лет? Выражается оно в угрозах всех убить, в рукоприкладстве по отношению к старшим, например, неожиданно бьет чем-то тяжелым по голове. На устные увещевания еще больше распоясывается. Физические наказания недопустимы, родители относятся к его выходкам с юмором, считая, что он маленький и ничего не понимает. Стоит ли мне смириться и терпеть или поискать другую семью? Как вообще в этой ситуации правильно поступить?».
– Если жалованье очень приличное – стоит потерпеть. А если средненькое, то лучше поискать другую семью.
– Как воздействовать на этого ребенка няне?
– Если родители поощряют… с юмором, значит, им смешно, тогда пусть последствия этого кушают сами.
– Видно, они по голове еще не получали от него. И им кажется, что это все детские шалости.
– Да. А вообще можно к детскому психологу обратиться. Надо еще посмотреть, где он этого набрался. Может, он мультики смотрит всякие. Это не агрессивность на самом деле, это просто способ общения, привлечение к себе внимания. Это, скорее, можно обозначить словом «заигрывание».
Ведь ребенок для чего обращается за вниманием взрослого? Он хочет общения. А если каждый раз при таком способе заигрывания ему демонстрировать, что это не приемлемо…
– Каким образом демонстрировать?
– Ну, например, выйти в другую комнату, сказать: нет, мне так не нравится. И если будем повторять постоянно, то это все-таки до него дойдет.
– Стукнуть по рукам в ответ на его такую агрессию полезно? «Ты делаешь больно, – посмотри, и тебе больно будет…»
– В 2,5 года рановато. Когда речь уже у него будет начинаться, тогда можно, но не сильно, скорее – символически. Он пробует человека, как тот среагирует, и надо показывать, что так нельзя, и уходить. Ты хочешь общаться? А вот в результате твоего битья общение тут же прерывается. А ему надо, чтобы книжку читали, рассказывали. Дело в том, что он когда-то попробовал на папе и маме, а они смеются, и он думает, что это уже вполне законный способ, а тут увидит, что с няней этот номер не проходит.
– Вообще, у многих детей есть пристрастие к властолюбию.
– Ну разумеется…
– Если им давать безответно лупить взрослых…
– Воспитывать вопреки папе и маме – бесполезно. Нужно просто отбыть срок, пока зарплата идет, а потом пусть они сами его воспитывают. Потому что родители в основном в воспитании просто безумцы, ничего слышать не хотят, сами все знают, а ребенок их идеальный и всегда во всем прав, хотя ребенок, собственно, такой зверек (или, можно сказать, необработанный алмаз, как кому нравится), которого нужно из варвара сделать человеком. А если не делать, то и вырастет варвар.
– А потом придут родители к нам с вопросом: что можно сделать?
– Обязательно придут, лет в 15. Что можно сделать… Дубок, которому год, можно выдернуть из земли двумя пальцами, дубок, которому 10 лет, двумя руками не выдернешь, и вообще придется пилить.
– А человеку 10 лет – это вполне самостоятельное существо.
– Да, он даже, по закону, имеет право выбирать, с кем ему жить, очень много прав у него существует, которые зафиксированы в юридических законах.
– Что будет, если нашим детям все эти права расскажут?
– Посмотрим.
– Вот уж схватимся за голову: что мы тут напринимали.
– Не мы.
– Но те люди, за которых мы голосовали.
– Не знаю, кто там голосовал. Большинство населения нашей страны не в состоянии изложить, как устроена политическая система у нас. Даже если они участвовали в выборах, то они все равно не представляют себе ни нашу Конституцию, ни как устроена управленческая пирамида, и так далее. Так что их выбор – не информированный, поэтому юридической силы даже не имеет.
– Да, спроси человека, пришедшего на избирательный пункт: «Ты кого-нибудь из кандидатов вообще видел вживую? Говорил с ним, обсуждал что-то?»
– Нет, может, кто-то и видел, но даже дети… Есть такая наука, еще мы в школе проходили, обществоведение, – но современные дети в школе не понимают, не могут изложить, как управляется государство. И ясно, что они к этому не будут возвращаться, кроме тех, кто будет этим профессионально заниматься.
– Но такая система удобна…
– Удобно, когда все ничего не понимают, а народ превращается в электорат. Везде это удобство используют те, кто хочет прийти к власти. Я тебе даже могу рассказать, если хочешь прийти к власти, как это надо делать, есть технологии. Я их специально не изучал, просто наблюдал нашу жизнь отечественную.
– Наталья из Екатеринбурга спрашивает: «Как Православие трактует дуэль? Погибший дуэлянт – самоубийца или отдавший свою жизнь за справедливость? Ведь чаще всего дуэлянты выясняли свои отношения, отстаивая честь».
– Отстаивать честь – это совершенно не христианское понятие. Ибо Господь сказал: «Если ударят по правой щеке, подставь другую». Вот христианская реакция. Поэтому дуэлянт одновременно и убийца – он хочет убить человека, и самоубийца – потому что могут убить его самого, и он это знает.
– То есть он рискует быть убитым.
– Такие случаи бывали, что люди убивали на дуэли друг друга.
«Иоанн Кронштадтский. Алфавит духовный». Издательство «Братство святого апостола Иоанна Богослова» «Береги всемерно свое сердце, искренность сердечную, способность сочувствия ближним в их радостях и скорбях. И как яда смертельного беги холодности и равнодушия к разным бедам, напастям, болезням, нуждам людским, ибо в сочувствии
Из цикла «Если болит душа»На вопросы отвечает православный врач-психотерапевт Вячеслав Владимирович Боровских. – Вопрос с сайта. Пишет молодой человек из Смоленска, 19 лет
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.