Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (732) → «Согласие в мыслях и стремлениях». Н.С. Лесков о браке и семье

«Согласие в мыслях и стремлениях». Н.С. Лесков о браке и семье

№27 (732) / 15 июля ‘13

А.А. Новикова-Строганова, доктор филологических наук, профессор, г. ОрелРусская литература

Окончание. Начало в № 25 (730), 26 (731)

В доктрине Л. Толстого Лесков не мог согласиться с требованием отказа от плотской любви – не только потому, что для человечества это «хомут не по плечам», но прежде всего – это «противно великой необходимости призыва на землю для воплощения множества душ», которым необходимо реализовывать Божественный замысел. «Но как по его же словам, – пишет Лесков о Л. Толстом, – не выберешь «дубинки без кривинки», то мне в его толковании «кривинкою» кажется то, что касается отношения полов – брака, чадорождения и проч. к сему подходящего. Здесь я чувствую какую-то резкую несогласимость с законами природы и с очевидною потребностью для множества душ явиться на земле и проявить себя в исполнении воли Творца. Тут я Л. Н-ча не понимаю и отношу его учение к крайностям его кипучего, страстного духа, широкого в своих реяниях во все стороны: а сам я смелее прилежу к практичному москвичу Кавылину (основат<елю> Преображенск<окого> кладбища), который думал и учил, что «естественно есть мужа к жене соизволение», и в том есть «тайна Создавшего», а «установление к сему человечнее: да отец будь чадам, а не прелюбодей».

Уже через несколько дней после этого письма критику Меньшикову Лесков вновь обращается к нему по поводу волнующего вопроса «естественного мужа к жене соизволения», полемизируя с толстовской позицией, противопоставляя ей собственное решение проблемы. Признавая влечение полов, писатель желает, чтобы во главе союза мужчины и женщины стояли не только «кровь и плоть», но также душа и разум, чтобы физическое пребывало в гармонии с духовным, нравственным. «Нам надо очищать вкус людей, а не вырывать вон естественного закона природы, – считает Лесков. – Дурно, что сближением полов до сих пор главным образом руководят «плоть и кровь», а не дух, не разум, – любовь родится только потому, что «аппетит манит», а не по благоразумию, и Шопенгауэр об этом говорил лучше, чем в «Крейцеровой сонате».

Отрицая брак, Л. Толстой обращался к христианской истории: «Христос не давал никаких определений жизни, Он никогда не устанавливал никаких учреждений, никогда не устанавливал и брака». Однако в святоотеческом духовном наследии наряду с прославлением целомудрия и безбрачия существует понятие о том, что жизнь в браке не является препятствием к достижению вечного блаженства. Напротив, это «средство, облегчающее путь к нему, когда супруги взаимно помогают друг другу. Особенно замечательно мнение, высказанное Иоанном Златоустом о людях, которые, увлекшись аскетизмом, разрывают брачный союз для подвигов отшельнической жизни. Он указывает на опасность подобных разрывов брака. Оставляя свою жену, чтобы удалиться в пустыню, муж подвергает ее искушениям, и в случае ее падения вся ответственность падает на него самого».

Союз мужчины и женщины является одним из первых даров, преподнесенных человеку Богом. Ева, сотворенная из ребра Адама, плоть от плоти и кость от кости, – его alter ego. Евангелие учит: «любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5, 28); «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как Господь Церковь» (Еф. 5, 29), «посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика» (Еф. 5, 31 – 32). Апостол Павел в своем учении о браке возносит супружество и семью на такую высоту, где правит абсолютная христианская любовь: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5, 25). Христианская Церковь никогда не осуждала брака и благословляла его. Лесков также брака не отрицает и расходится с автором «Крейцеровой сонаты» в исходной позиции: «Я все хотел видеть хороший, нравственно устроенный брак, а не зарекательство от этого», – пишет Лесков Татьяне Львовне Толстой.

В незавершенном фрагменте «Особенно чувствительно уязвила генерала Попятина «Крейцерова соната»…, как и в короткой заметке «О браке» (1891), писатель справедливо считает: «надо, чтобы человек выбирал себе жену за ее ум, характер и хорошее уменье жить, а не за джерси да за нашлепку». В статье «Карикатурный идеал» (1877) Лесков замечал, что для девушки, мечтающей выйти замуж, явно недостаточно «некоторой способности ловить мужчин в женские тенета»; ей должно хватать и «благородства характера», «и живой веры, кротости и упования, которые так возвышают нравственный облик женщины».

Свободное согласие супругов – одно из главных условий брака. Однако выбор «второй половины» – шаг чрезвычайно важный, поскольку супруги в своем союзе несут взаимную ответственность. В письме к своему приемному сыну Б.М. Бубнову о цели сближения полов («паровании») Лесков высказывается более определенно и судит с религиозных позиций: «парование» должно происходить «не по облюбованию бедр и «сосковой линии», но «по согласию в мыслях и стремлениях». Писатель напоминает: «любовь есть величайшая и всемогущественная сила, и ее игнорировать нельзя: “она творит святых и героев”».

Если Л. Толстой в «Послесловии к «Крейцеровой сонате» утверждал: «Вступление в брак не может содействовать служению Богу и людям», – то Лесков считал, что в своем союзе мужчина и женщина могут стремиться «к достижению высших целей бытия». Более того – женщина не только не «разъединяет» мужчину с людьми, но писатель говорит о «возвышающей женщине» (курсив Лескова), «возносящей дух мужчины выше и объединяющей его с Божеством» (курсив мой. – А. Н.-С.).


Смотрите программу «Литературный квартал» на телеканале «Союз»: пятница 02.00, суббота 10.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№30 (735) / 12 августа ‘13

Русская литература

Новозаветная концепция в творчестве И.С. Тургенева: роман «Рудин»

А.А. Новикова-Строганова, доктор филологических наук, профессор, г. Орел

№16 (721) / 15 апреля ‘13

Русская литература

«Вся наша жизнь есть служба»

А. А. Новикова-Строганова, доктор филологических наук, профессор, г. Орел

№29 (734) / 5 августа ‘13

Русская литература

Новозаветная концепция в творчестве И.С. Тургенева: роман «Рудин»

А.А. Новикова-Строганова, доктор филологических наук, профессор, г. Орел

 
Исследуйте писания

Над крещеным грех не властвует…

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О крещенииМы продолжаем наши беседы по Посланию апостола Павла к Римлянам. Напомню, что мы рассмотрели одну из ключевых глав этого Послания – шестую, половина которой читается во время

 
Книжная полка

В любви – весь закон

Елена Бунакова

«Иоанн Кронштадтский. Алфавит духовный». Издательство «Братство святого апостола Иоанна Богослова» «Береги всемерно свое сердце, искренность сердечную, способность сочувствия ближним в их радостях и скорбях. И как яда смертельного беги холодности и равнодушия к разным бедам, напастям, болезням, нуждам людским, ибо в сочувствии

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс