Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (732) → Над крещеным грех не властвует…

Над крещеным грех не властвует…

№27 (732) / 15 июля ‘13

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

О крещении

Мы продолжаем наши беседы по Посланию апостола Павла к Римлянам. Напомню, что мы рассмотрели одну из ключевых глав этого Послания – шестую, половина которой читается во время совершения таинства Крещения, таинства ключевого, первого в череде таинств. Его важнейшее значение подчеркивает Сам Господь Иисус Христос – посылая апостолов на проповедь, Он говорит: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам».

Крещение – то событие в жизни человека, ради которого он пришел в мир, дающее ему возможность возродиться к новой жизни. Апостол говорит, что в Крещении человек обретает новую жизнь от воды и Духа.

Но чтобы это действительно свершилось, человек, как мы говорили, должен набраться решимости. Правильнее сказать – исполниться решимости совершенно отречься от всего, что составляет достояние мирского, греховного, безбожного бытия. И если человек сможет отречься, не словами только и даже не умом своим и сердцем, но всем своим существом скажет раз и навсегда «нет» греху и любому делу, в которое его попробует вовлечь сатана, тогда только он ощутит плоды новой жизни.

К несчастью, реально человек сделать этого не может, ведь креститься он приходит с определенным набором привычек, страстей – и не собирается от них отрекаться. Чаще всего об этом никто ему и не говорит, а если и скажут, то он не хочет об этом слушать, а если и расслышал, то на самом деле не обретает в себе решимости действительно отвергнуть свои грехи. Поэтому-то человек ничего не чувствует, а через некоторое время не может и вспомнить, что же с ним в Крещении происходило.

Наиболее яркий образец явивших такую решимость и совершенную отреченность от мира, – это мученики, первые великие отцы преподобные. Очень хорошо известно житие Марии Египетской, на которое мы указывали. Она 17 лет прожила в грехе, неудержимо насыщая им свою жизнь. То есть не то что бы впадая в грех по немощи, а именно захлебываясь этим грехом и не насыщаясь. И вот, отравив все свое существо, осквернив его блудом, изменилась в одно мгновение, решив больше никогда греха не делать. Потом долгие годы, те же 17 лет, грех пытался снова пленить ее тело, душу, ум, все ее существо, но она откуда-то обретала силы, чтобы ему противостоять.

Любой, кто имеет какую-то страстную привычку, понимает, как трудно от нее избавиться, именно потому, что привык же ты к ней! А тут человек, терзаемый такой страшной страстью (страшной потому, что корень ее в самом естестве человеческом), находит силы ей противостоять. Откуда берутся силы? А человек получил благодать, новую жизнь, он был у Креста.

Дух, который был дан Марии в Крещении, ожил в ней, а ее решимость дала возможность этому Духу очистить ее настолько, что плоды ее очищения превосходили даже меру никогда не согрешавших подвижников благочестия. Ее подвиг показывает значение в жизни человека решимости к отречению от греховной жизни. Важно понимать, что это не ее личный подвиг, а дар благодати, источник которой она обрела в собственном сердце: без благодати, без воли Матери Божией, без воли Божией, без того Откровения, которое было явлено ей, когда она приложилась к Животворящему Кресту Господню, ничего бы не произошло.

Дар благодати был получен ею еще когда она пыталась протиснуться в храм Гроба Господня. Ее собственное духовное состояние, ясно показывает житие, было настолько немощно, что она даже не могла понять, чем же она так согрешила, что не может войти в храм. Именно действие благодати ей дало силы. Собственно, все, что потом мы видим в преподобной Марии, это плод благодати. От нее требовались отречение, решимость и терпение, в котором она пребывала до конца, сохраняя верность своему слову, пока совершенно все греховное в ней не умерло.

Читаем дальше VI главу. Апостол Павел говорит: «Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью».

Грех ничего не может сделать с человеком, крещеным сознательно, с верой, с отречением от мира подходящим ко Крещению. Грех не имеет над крещеным человеком власти – не только сатана над крещеным верующим человеком не имеет власти, в чем мы в последнее время усилиями наших проповедников все-таки утверждаемся, но грех не имеет над человеком власти, если он пришел с верой ко Крещению.

И если мы все-таки грешим после Крещения, надо четко отдавать себе отчет, почему. Мы грешим потому, что хотим этого. А хотим грешить только потому, что любим этот грех. Это единственная причина, по которой человек, с верой приходящий к таинству Крещения, снова впадает в грех.

Потому так и важна Исповедь, ведь в ней все содержание духовной жизни выступает перед нами во всей своей рельефности, во всей своей значимости. Святые отцы много рассказали нам об опыте прохождения этого пути: человек должен увидеть и понять, что грех совершает он потому, что грех любит, – а любит только потому, что не любит Бога, которого он призван любить всем сердцем своим, всем помышлением своим, всей крепостью, всеми силами своими, всем существом своим. Значит, в меру нашей любви к чему-то иному мы не любим Бога, и надо осознать, что мы любим помимо Бога, возненавидеть это, отречься от этого нашего любимого и духовным трудом устремить всего себя к Богу.


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 19.00, 23.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Читаем Ветхий Завет

Бог дает благодать смиренным

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Послушание больше жертвыНищета духовная на самом деле гораздо больше дает человеку, чем любая мудрость – именно она делает человека восприимчивым для благодати Божией.

 
Русская литература

«Согласие в мыслях и стремлениях». Н.С. Лесков о браке и семье

А.А. Новикова-Строганова, доктор филологических наук, профессор, г. Орел

Окончание. Начало в № 25 (730), 26 (731) В доктрине Л. Толстого Лесков не мог согласиться с требованием отказа от плотской любви – не только потому, что для человечества это «хомут не по плечам»

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс