Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (734) → Новозаветная концепция в творчестве И.С. Тургенева: роман «Рудин»

Новозаветная концепция в творчестве И.С. Тургенева: роман «Рудин»

№29 (734) / 5 августа ‘13

А.А. Новикова-Строганова, доктор филологических наук, профессор, г. ОрелРусская литература

Продолжение. Начало в № 28 (733)

Можно заметить, что в портретном описании при самом первом знакомстве с Рудиным проступают некоторые внешние черты израильтянина Агасфера: «курчавый, смуглый» – будто выжженный солнцем библейской пустыни странник в потрепанной одежде: «Платье на нем было не ново и узко, словно он из него вырос».

Исследователями давно замечено, что облик героя слагается из разнородных черт. Еще один диссонанс в ряду противоречий – смех Рудина: «Когда он смеялся, лицо его принимало странное, почти старческое выражение, глаза ежились, нос морщился». Эта «странность» – приметы дряхлости в нестаром человеке – намекает на некую «вневременность», «вечность» образа.

Мастер «тайной психологии» – Тургенев умеет передать внутреннюю жизнь персонажа, заостряя внимание на внешних проявлениях духовной, душевно-эмоциональной сферы: мимике, жесте, взгляде, звуке голоса и т.д. Поза Рудина в светской гостиной красноречиво указывает не только на его внутреннее состояние, но и содержит намек на судьбу героя. Он сидит, «держа шляпу на коленях». Это не просто жест неловкого смущения незваного гостя. Здесь вербально не выраженное указание на привычку к скитаниям как образу жизни: в любой момент Рудин готов сорваться с места, откланяться, удалиться.

Он всегда в пути, и в гостиной Дарьи Михайловны оказался также случайно, проездом, с дороги. Его внезапное появление (ожидали другого гостя) предваряет «стук экипажа». Драматическую развязку свидания с Натальей у Авдюхина пруда сопровождает «легкий стук беговых дрожек»– как предвестие того, что Рудин вынужден будет вскоре покинуть дом Ласунской: «Он уезжает… Ну! дорога скатертью». Впоследствии характерные звуки дороги – отрывистое позвякивание бубенчиков, стук колес – «небольшого тарантаса», «плохенькой рогожной кибитки» и, наконец, даже «телеги» – устойчивый атрибут героя-путника. К тому же перемена вида дорожных экипажей наглядно свидетельствует о том, что с годами странник, нигде не нашедший себе места, не сумевший применить себя ни к какому делу, попадает все в более стесненные жизненные обстоятельства, бедственное – вплоть до нищеты – положение.

Телега становится не только метафорой судьбы героя, но и философской универсалией – воплощением жизни человека, тянущегося своим путем к последнему пристанищу – смерти. По догадке В.М. Марковича, «детали дорожной сцены (начиная с «седого мужичка» на облучке, погоняющего тройку лошадей) отчетливо соотносятся с мотивами пушкинской «Телеги жизни».

Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка,
Ямщик лихой, седое время
Везет, не слезет с облучка…».

В универсально-философской «многослойности» романа угадываются и другие поэтические аллюзии сходного лирико-символического плана. Агасферовские мотивы в жалобах Рудина: «мне уже наскучило таскаться с места на место. Пора отдохнуть» «Мне остается теперь тащиться по знойной и пыльной дороге, со станции до станции, в тряской телеге… Когда я доеду, и доеду ли – Бог знает...» – соотносятся также с «Дорожными жалобами» Пушкина:

Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне, знать, дороге
умереть Господь судил.

Ассоциативные образные связи с Пушкиным тем более важны, что имя поэта и его творчество входят в роман как один из важных ценностных критериев. С любовью выписывая глубокую и поэтичную натуру Натальи Ласунской – первой в галерее «тургеневских девушек», автор упоминает, что «она знала наизусть всего Пушкина». Волынцев, например, при всем благородстве своего характера, не обладает эстетической отзывчивостью: «к литературе влечения не чувствовал, а стихов просто боялся. «Это непонятно, как стихи», – говаривал он». Неслучайно поэтому Наталья испытывает к влюбленному в нее Волынцеву лишь дружеское расположение. Рудин же увлекает девушку, в том числе, своей склонностью к поэтизации жизни: «Поэзия – язык богов. Я сам люблю стихи. Но не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас… Взгляните на эти деревья, на это небо – отовсюду веет красотою и жизнью».

В своих речах герой умеет возвышаться «до поэзии». Тургенев доверяет ему собственные сокровенные мысли, выраженные в афористической форме: «где красота и жизнь, там и поэзия».

Рудин, конечно, выделяется из обывательского окружения. В нем нет ничего зоологического, как в «доморощенном Мефистофеле» Пигасове (автор отмечает его «лисье личико»), дамском угоднике и шпионе Пандалевском (если разложить фамилию на составляющие, получится «панда» – миловидный травоядный зверь и хищный «лев» – охотник за добычей). Нет в Рудине и прагматичности, приземленности, тогда как, например, его бывший приятель по университету Лежнев, ныне занятый хозяйствованием в своем имении, при всей своей человеческой порядочности утратил юношескую окрыленность, превратился в «мучной мешок». Рудину же, как перелетной птице, необходим простор.

Тема вечных скитаний находит подкрепление и в предыстории Рудина: «Я родился перекати-полем <…> Я не могу остановиться». В пересказе Лежнева повествуется о скитальческой жизни главного героя с раннего детства – после смерти отца ребенок рос и воспитывался вне дома, у чужих людей, за чужой счет. Обласканный богатой помещицей Ласунской Рудин временно «царит» «великим визирем» в ее доме, в сущности оставаясь все на том же унизительном положении приживальщика, которого «роняют <…>, как перчатку после бала, как бумажку с конфетки» , когда он становится ненужным. <…>

Контраст тем более велик, что Рудин стремился выглядеть, «как путешествующий принц» , а с ним обошлись, как с бездомным бродягой. В который раз «гонимый миром странник» лишается временного пристанища: «надеялся, что нашел хотя временную пристань… Теперь опять придется мыкаться по свету». Рудину даже не дано времени на сборы и прощание: «Он наскоро уложился»; «стал торопливо прощаться со всеми. <…> его как будто выгоняли». Он покинул дом Дарьи Михайловны так же внезапно и стремительно, как и появился в нем: «проворно сбежал с лестницы, вскочил в тарантас».

Скандинавская легенда, рассказанная им в первый вечер у Ласунской: «птичка, как человек в мире: прилетела из темноты и улетела в темноту» , – явилась аллегорией его собственной судьбы. Образно говоря, Рудин прилетел из темноты и улетел в темноту – в неизвестность, недолго побыв «в тепле и свете». В то же время Тургенев представил здесь метафору человеческой души. Та «темнота», откуда она вылетает и куда улетает, непостижима для земного разума, недоступна физическому зрению.

Открытый писателем в его первом романе образ одинокой птицы без гнезда как символ трагизма жизни человека: «наша жизнь быстра и ничтожна <…> в самой смерти найдет он свою жизнь, свое гнездо» – стал философской универсалией и прошел через все тургеневское творчество, обретя свое завершение в прощальном цикле «Стихотворений в прозе»: «Устала бедная птица… Слабеет взмах ее крыльев; ныряет ее полет. Взвилась бы она к небу… но не свить же гнезда в этой бездонной пустоте!» . Порыв к небу остается бесплодным, поскольку небесная высь рефлексирующему сознанию представляется трагически опустошенной. Точно так же трагизм жизни Рудина заключается в том, что «замечательно умный» герой – «в сущности пустой». Такие люди неспособны почувствовать себя «как бы живыми сосудами вечной истины». Рудин – «сосуд скудельный», не наполненный Божественной истиной «Наполняющего все во всем» (Еф. 1, 23).

Извечный вопрос об истине, ответа на который допытывался Понтий Пилат у Христа: «Что есть истина?» (Ин. 18, 38), – в тургеневском романе формулируется предельно заостренно, путем троекратного повтора: «а истина – что такое истина? Где она, эта истина? <…> Я спрашиваю: где истина?».

В споре с Пигасовым Рудин берется с видом всезнания толковать о необходимости «быть и жить в истине», однако он столь же далек от нее, как и его оппонент – скептик и мизантроп. Рудина просят обратить «старого грешника» Пигасова «на путь истины». Но герой никоим образом не соотносится с Иоанном Предтечей, который призывал «приготовить путь Господу», «прямыми сделать стези Его» (Мф. 3, 3). Рудин не ведает ни истины, ни истинного пути. Вдаваясь в «метафизические тонкости, он не постигает главного: что истина – Сам Христос, сказавший: «Аз есмь путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14, 6); «Я на то родился и пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18, 37).

(Окончание следует)


Смотрите программу «Литературный квартал» на телеканале «Союз»: пятница 02.00, суббота 10.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№30 (735) / 12 августа ‘13

Русская литература

Новозаветная концепция в творчестве И.С. Тургенева: роман «Рудин»

А.А. Новикова-Строганова, доктор филологических наук, профессор, г. Орел

№16 (721) / 15 апреля ‘13

Русская литература

«Вся наша жизнь есть служба»

А. А. Новикова-Строганова, доктор филологических наук, профессор, г. Орел

№19 (724) / 20 мая ‘13

Русская литература

О Пушкине. Очерк

Ф.М. Достоевский

 
Исследуйте писания

Любящий послушен Любимому

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Закон обнаруживает грехМы продолжаем исследование Послания апостола Павла к Римлянам. Рассмотрим VII главу (сразу скажу, не простую), попытаемся проследить логику развития мысли апостола Павла.

 
Книжная полка

Святые отцы о христианской любви

Елена Бунакова

Святитель Иоанн Златоуст. «Любовь – причина всех благ». Преподобный Ефрем Сирин. «Сила любви». Преподобный Силуан Афонский. «Господь – наш Отец». Серия «Святые отцы о христианской любви». Издательство «Благовест» В Евангелии Господь наш Иисус Христос на вопрос одного из книжников: «Какая первая из всех заповедей?»

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс