Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (726) → Игумен Вениамин (Райников): Внутреннее совершенствование дается иногда тяжело

Игумен Вениамин (Райников): Внутреннее совершенствование дается иногда тяжело

№21 (726) / 3 июня ‘13

Тимофей ОбуховБеседы с батюшкой

Игумен Вениамин (Райников), руководитель Информационого отдела Екатеринбурской митрополии.

– Сегодня у нас в гостях руководитель Информационного отдела Екатеринбургской митрополии настоятель храма в Честь Иконы Божией Матери «Державная» игумен Вениамин (Райников). Отец Вениамин, мне бы хотелось акцентировать внимание, что в основании православных традиций лежит прежде всего духовный смысл, который нужно знать, – каждый день наполнен глубоким духовным и даже образовательным смыслом…

– Мы долго готовились к дню святой Пасхи Великим постом и его закончили, после Великого поста прошли дни, формально не входящие в Великий пост, – конечно, они постные, мы разговляемся только в великую Пасху, но эти дни занимают особенное положение и имеют другое название; весь комплекс этих празднований с названием Страстной седмицы интересен хронологическим расположением событий: воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, и последние дни и часы Спасителя прописаны так, как это было. Мы их переживаем и как бы то время актуализируем в своей жизни, созерцаем и выносим для себя какую-то духовную пользу, в свою жизнь впускаем все то, с чем мы на богослужении столкнемся, эти священные переживания.

Потом начинается этот праздничный ряд: «праздник» в значении священном, ведь светский праздник – это взять гармошку, что-то съесть, выпить и пытаться удовлетворить какие-то свои потребности и получить от этого какую-то радость; действительно, человек испытывает радость, когда он что-нибудь съест вкусное, при этом гормоны определенные выделяются, но это слишком физиологично. Праздник в христианском смысле, в религиозном, – событие, которое обладает необыкновенной важностью для человека. Он может быть радостным, как Пасха, а может быть достаточно скорбным – например, день усекновения главы Иоанна Предтечи. Это праздник, – но с другой стороны, праздновать то, что человека убили, было бы несколько цинично. Но праздник, в религиозном смысле, – всегда то, что тебя переносит на какую-то следующую духовную ступеньку, что можно себе усвоить в своей жизни.

Поэтому есть и радостные моменты, и большинство, конечно, на Страстной седмице скорбных – она носит такое название, поскольку посвящена страданиям Спасителя: «страсть» – это страдания (в любом смысле – когда говорим о какой-то «порочной страсти», это страдание для человека, если мы говорим о физических страстях, мы говорим о страдании Спасителя). Начинается седмица воскрешением Лазаря, и это чудо всех потрясает: тут не может быть подделки. Можно еще сомневаться, умер человек или не умер (может быть, это летаргический сон, кома, а на самом деле человек полностью не умер), но когда человек уже разлагается и уже 4 дня связан пеленами (даже если бы здорового человека похоронили по иудейскому обряду, он не выжил бы: его плотно пеленают, умащивают определенными составами, которые не все полезны) – человека, который уже смердит, Христос возвращает к жизни, и люди это видят, они поражены!

Его встречают как Мессию – те, у кого еще были какие-то сомнения, скорее всего, их оставляют, встречаясь с таким необыкновенным чудом. Его трактовать двояко не получается, поэтому весь Иерусалим в такой …боевой готовности: встречают своего царя, устраивают Ему триумф, Он въезжает в Иерусалим, а дальше начинаются разочарования в царе: Он им говорит, что Он не от мира сего. И люди не поняли… Хотя очень хорошо поняли, например, первосвященники – они понимали, что это не заблуждение, их неприятие Христа: они все прекрасно понимают и пророчество толкуют очень правильно. Господь говорил людям о Своем Воскресении, о Своих грядущих страстях – апостолам говорил прямо, всем остальным в притчах, и фарисеи не имели возможности так доподлинно все слышать в подробностях; они могли черпать свои знания из Его иносказательного языка, вроде «разрушьте этот храм, Я его в 3 дня воздвигну». Они Его образы понимали лучше, чем апостолы – апостолы слышали прямой текст и все равно не поняли, а фарисеи, книжки, первосвященники слышали в основном притчи и их прекрасно понимали…

Это разочарование людей в Боге, Который пришел дать не «то, что мне нужно», но то, что действительно предуготовано для счастья человека Самим Творцом человека, а не то, как это счастье (весьма узко) видит сотворенный человек: «счастье, здоровье, судьбу хорошую, чтобы никто не болел, чтобы сын не пил». Когда Бог пришел и сообщил им, что совершенно все не так, как они хотят – и Его Царство не будет скидывать ярмо римского владычества, разочарование сменилось злобой. А первое, что делает Христос – Он не приходит воцаряться, не ведет народ толпою во дворец Пилата, не устраивает переворот, пользуясь таким благоприятным моментом, идет в храм и там начинает наводить порядок. Он говорит о чистоте молитв, о чистоте взаимоотношений с Богом, стремится убрать корысть в отношениях между человеком и Богом – что попытались сделать иудеи, как они воспринимали свое отношение с Богом: «мы Тебя принимаем, мы Тебя зовем, Тебе поем осанну, а Ты нам возвращай владычество, делай все, что нам хочется, счастье так, как мы его видим».

А Он говорит, что корыстности в отношении с Богом быть не может – только освящение, совершенствование внутреннее, которое дается иногда очень тяжело.


Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»

 
Епархия

Бузулукская епархия

Епископ Бузулукский и Сорочинский АлексийДата рождения: 13 августа 1956 г. Дата хиротонии: 25 марта 2012 г. Дата пострига: 10 марта 2012 г. День ангела: 25 февраля.Родился в крестьянской семье в с. Старо-Борискино Северного р-на Оренбургской обл. Отец – Петр Николаевич (в монашестве Пантелеимон; 1912–1994), мать – Евдокия Кузьминична

 
Программа

Игумен Димитрий (Байбаков): Что делать, если кабельный оператор отключил «Союз»

Беседовал Антон Пепеляев

– Мы продолжаем разговор о телеканале «Союз». Есть проблема: кабельное телевидение отключило телеканал «Союз». Что делать? – Да, мы периодически получаем такие жалобы. К счастью, они все-таки единичные, кабельные сети понимают

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс