Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в № 14 (719)
Настоятель Тихвинского храма в селе Выпуково Сергиево-Посадского благочиния Московской епархии, священник Максим Каскун.
– Послушаем звонок – Белгородская область на связи.
– Я вопрос хотел задать про обиду на государство. Я всю жизнь проработал, а дали пенсию – кошку можно только прокормить. Как тут не обижаться и как такому обидчику отпор дать?
– Очень больной вопрос. Могу так сказать. Бывает, в семье люди обижаются друг на друга, даже из мстительности, но обида все равно заставляет другого задуматься о чем-то. На государство же обида пустая, ведь там никто не задумывается ни над чем абсолютно. То есть наша обида никак не способна заставить тех людей о чем-то задуматься, потому что они этой нашей обиды не видят. Так вот, эта обида – самая пустая и самая зловредная, потому что она вообще никакой пользы не приносит. Мы часто даже на ближнего никак не можем повлиять через эту обиду и в итоге в этой злобе, осуждении, в этой гордости пребываем сами.
А что же мы можем сделать? Да, время тяжкое, у пенсионеров денег нет, квартплата дикая: одну квартплату отдашь, и все – жить не на что дальше. Можно много говорить, зачем это было сделано. Ну как зачем? Чтобы пенсионеры быстрее померли, чтобы отпала надобность кому-то платить, все это естественно. Как это нужно умудриться прожить на эти деньги, на которые живут пенсионеры и еще детям и внукам помогают? Это только русский человек так выживает.
Но не надо опускать рук, нужно благодарить Бога за то, что Господь на старости лет смиряет нас, ввергает в теснины денежные, но Он это попустил, чтобы мы не унывали, через эти теснины мы приобрели благодушие к государству, которое постоянно смиряет нас, постоянно делает так, чтобы народу было хуже. Через это мы должны не сломаться, а наоборот – окрепнуть. Русский человек через страдания всегда проходил с честью и выходил очищенным, крепким и стойким. Каких правителей у нас только не было! Как нас ни убивали, как кровь нашу ни лили, а мы как нация до сих пор живем и должны дальше жить, невзирая ни на что. Нас хотят сломать? А мы говорим: бесполезно!
Вспоминается один случай: было на приходе два батюшки – настоятель и его помощник. Второй как-то не очень все время воспринимал благословение, послушание от настоятеля – они во многом были, истины ради надо сказать, несправедливы. Так вот, второй обижался, а настоятель этого как бы не видел. Прошло время, и настоятель сделал так, чтобы обижаемый переехал в другой приход, в деревню, вдалеке от города. Конечно, тот обиделся еще больше, а этот в его лице потерял своего обличителя. И потом где-то 10–12 лет рядом с этим человеком не находилось никого, кто бы мог ему сказать правду в глаза. Представляете, какая страшная вещь? В конце концов этот настоятель сделал непоправимую ошибку и сейчас остался без храма. Дай Бог ему вразумления, чтобы он понял, в чем причина. Он пробовал потом с тем священником помириться, а тот говорит: «Нет, на Страшном Суде мы с тобой поговорим за все, что ты мне сделал». Представляете? Так что и тому, кто обижается, и тому, кто обижает, всегда нужно помнить, что на все есть Страшный Суд Божий, и то, что нам Господь в этой жизни посылает, нужно ценить, это лечащая десница Господня. Если мы отрекаемся от нее, Господь может окончательно от нас забрать тех, кто будет говорить нам правду, а без этого спастись просто невозможно.
– Слушаем звонок из Новосибирска.
– Батюшка частично ответил на мой вопрос, который я хотела задать, но все равно спрошу. Батюшка, есть люди, которые могут обидеть, уколоть как-то и радуются этому, а я на этого человека тоже как-то нападаю, ставлю на место, чтобы на меня не нападали. Где нужно принять от Господа, а где человеку нужно поставить эти рамки, чтобы в следующий раз думал, что говорил?
– Замечательный вопрос. У святых отцов тоже есть на это ответ – даже святые отцы от тех, кто им докучал, уходили. Есть сказ про авву Пимена: он с двумя братьями подвизался в пустыне, и один из них начал докучать им всем. В итоге однажды с утра они встали, и он говорит другому брату: выйдем, он что-то не понимает нас совсем и не хочет исправляться. И они ушли далеко, а потом авва Пимен говорит: давай лучше подождем, потому что если он раскаялся, то нас догонит, и мы примем его. Так и случилось. Тот проснулся – никого нет, сразу понял, что произошло, побежал, догнал, попросил прощения, и все вместе вернулись в свою пустынь. Такое тоже бывает. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что обидчика нужно ставить на место и наказывать.
Это правильно, но лучше будет, если мы простим его, явим ему широту христианской души и помолимся за него. То есть, когда мы можем, мы должны поступать по-христиански, когда нет уже сил, все рамки разламываются, тогда можно поставить обидчика на место.
Это может быть либо серьезный разговор, либо какое-то действие, как святой отец – взял, ушел и все, можно перестать разговаривать, какие-то санкции применять. Это все можно делать, но лучше помолиться за обидчика, великодушно простить ради спасения своей собственной души.
«Врач духовный, телесный, исцели и врачуй меня...»Чтобы быть здоровым, нужно понимать, что мешает здоровью. Нередко человек не видит свои болезни: «да, я имею какие-то недостатки, но это вы все больные, а я самый здоровый, самый разумный». Истинно работающий над собой человек видит себя со стороны.
– Всем нам нужно во время Великого поста напомнить себе слова Василия Великого, что истинный пост это не столько чревовоздержание, сколько устранение грехов из своей жизни. Потому как если мы заботимся лишь о неедении чего-то, то пользы для души может и не быть.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.