Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Настоятель храма во имя Святого Праведного Воина Феодора Ушакова в Южном Бутове (г. Москва) игумен Дамиан (Залетов).
– Батюшка, недавно прошел День православной книги. Замечательный праздник, я считаю.
– Действительно, очень хороший праздник. В конце 2009 года Священный Синод Русской Православной Церкви установил эту памятную дату, и с 2010 года праздник отмечается, с каждым годом захватывая в свою орбиту все больше людей.
Русская культура возникла именно в контексте христианства, или, лучше сказать, на базе христианства. Соответственно, книга у нас изначально христианская, православная – Священное Писание, труды святых отцов, мы взяли и уже наработанный материал из славянских стран, из Греции. Мы имели изначально рукописную литературу. Переписать книгу – огромный труд, потому они были достаточно редки и дороги. Изобретение книгопечатания стало настоящим прорывом – книга стала доступней, дешевле, а значит, образование стало востребованным, практичным, ведь что толку знать грамоту, если ты книг в жизни не увидишь? Грамотность стала, если хотите, профессией.
Первой печатной книгой в Московской Руси в царствование Ивана Грозного стала богослужебная книга «Апостол» первопечатника Ивана Федорова. Иван Федоров был диаконом Николо-Гостунского собора в Кремле, и, как бы мы сейчас сказали, специалистом по новым технологиям. Он издал в Москве эту книгу. Она вышла по благословению великого просветителя нашей земли митрополита Макария – правда, уже после его кончины. Первая книга стала началом огромного потока изданий православно-церковной тематики: люди прежде всего нуждались в молитве, в духовном развитии. Именно богослужебные книги Часослов, Псалтирь были первыми учебниками русских людей. Одной из первых книг была азбука, но она тоже носила духовный характер.
Позже, понятно, произошло разделение, появилась светская литература, но богослужебная, духовная литература лежала в основании просвещения и русской культуры. И вот в честь даты выхода Апостола (по старому стилю 1 марта, по новому 14 марта) мы сейчас празднуем День православной книги. Мне кажется, это очень удачный повод обратиться к своей истории, культуре – и к книге.
Когда мы говорим о православной книге, то в первую очередь имеется в виду духовно-религиозная литература, но вообще наша классика, художественная литература – Пушкин, Достоевский, Гоголь – тоже православная книга, только это не все понимают. Тот, кто осознает православные корни русской книги, литературы, как бы сопричастен этому.
Конечно, есть издания, которые не связаны с Православием, даже и антидуховные. Всегда есть противостояние, борьба, но, слава Богу, наша история, наша культура зиждится на православных основаниях. И этот праздник – как возвращение к истокам.
Во многом благодаря этому празднику, Церковь имеет возможность устанавливать контакты с местными центрами просвещения – школами, библиотеками. Укреплению контактов помогают и светские праздники – например, в феврале День родной речи, родного слова. Мы на своем приходе уже нашли несколько контактов с соседними библиотеками, совместно проводим встречи, выставки, передаем духовную литературу, которая должна быть людям доступна (другое дело, что каждый может делать свой выбор). Работа налажена.
Огромная польза от этого праздника, ведь он обращен, в первую очередь, к детям: они – наше будущее, нужно привить им любовь к слову, к литературе, к книге.Это наша общая обязанность. Как я обращался к сотрудникам библиотек: мы с вами – служители слова. Допустим, даже религиозный мотив мы можем не подчеркивать, но мы действительно служители слова, культуры, истории, и никто не может возражать против этого, и поэтому мы чувствуем поддержку и понимание.
– Если задуматься, историческое образование народу дала Церковь, а сейчас люди образованные, – лучше сказать, получившие образование, по большей части светское – служителей Церкви называют мракобесами…
– Думаю, что действительно умные люди вряд ли такое слово применят к носительнице культуры тысячелетней. Кто мракобесы? Ферапонтов монастырь с фресками Дионисия? Книги удивительные, рукописи, – это что, мракобесие или наша культура? А как они появились? От мракобесов? Культурный человек никогда так не скажет. А те, кто это говорит… Люди считают себя умными, а развили в себе только эгоизм и тщеславие, но не интеллект. Понятно, что желающие выделиться обычно делают это за счет принижения других: надо же создать темный фон, на котором ты один светишься! А темный фон создается вот этими ярлыками. Любой образованный человек должен быть даже нашим единомышленником. Конечно, духовные взгляды у нас разные могут быть, но на базовом уровне мы сотрудниками, единомышленниками должны быть.
Церковь действительно дала основы просвещения. Это же невозможно отрицать. В России, может быть, достаточно поздно начался этот процесс; однако первая школа, Славяно-греко-латинская академия, была церковно-светская; но она в монастыре располагалась. В Западной Европе все университеты известные были основаны Церковью.
Должно быть уважение к Церкви как к матери науки и образования, скажем прямо. Нужно возродить семью всех составляющих исторического процесса, где должно быть взаимопонимание, диалог, любовь, поддержка. Не может быть и речи о вмешательстве Церкви в научные познания, кроме как нравственным словом. Нравственное слово должно быть в любой сфере деятельности человека. Вот говорят: не мешайте нам развивать ядерные технологии, и неважно, что природа загрязнится, не важно, что это оружие может уничтожить весь мир. Нравственное слово могло бы принести огромную пользу, и оно, кстати, мир избавило от многих больших неприятностей. Сейчас, к сожалению, все меньше слышится нравственное слово.
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»
Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма Святителя Митрофана Воронежского на Хуторской (г. Москва). – Батюшка, ответим на вопросы, которые к нам пришли. Раба Божия Татьяна: «Уже 4 года, как в браке, постоянно думаю о Венчании, муж не против, но относится безразлично, ему и так хорошо.
Епископ Енисейский и Норильский НикодимДата рождения: 30 декабря 1969 г. Дата хиротонии: 23 марта 2008 г. Дата пострига: 24 декабря 1997 г. День ангела: 8 январяВ 1992 г. принят в Московскую Духовную семинарию. По окончании МДС Учебным комитетом направлен на преподавательскую работу в Саратовскую Духовную семинарию. 24 декабря 1997 г. принял монашеский постриг.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.