Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Настоятель подворья Оптиной Свято-Введенской Пустыни при храме Святых Апостолов Петра и Павла в Ясеневе (Москва), игумен Мелхиседек.
– От наших телезрителей, поступает очень много вопросов, на которые не всегда удается ответить во время эфира. Мы с батюшкой решили, собрав их, попытаться сегодня осветить как можно больше.
Батюшка, первый вопрос от телезрителя: в нашей жизни так много недоброжелательства – на работе соперничества, ссор супругов, непонимания между детьми и родителями, одиночества. Апостол Павел пишет: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». Но большинство из нас не только не имеет в себе этой радости, но даже и не представляет себе, как ее исполнить, как хотя бы приблизиться к этой радости…
– Истина счастья состоит в том, чтобы уметь других делать счастливыми. Начни с себя – это закон духовной жизни. Понятно, что, несмотря на весь негатив снаружи, он прежде всего может начинаться изнутри. Все проблемы заключены в нашем эгоизме. И это ответ на все вопросы: не будет эгоизма внутри не будет его и снаружи. Сеющий доброе пожнет доброе, сеющий зло – пожнет злое.
Вспомнилась такая притча: однажды вороны прилетели в какие-то страны, поселились на новом месте, и молодой ворон начал облетать места, где они хотели поселиться. Прилетает к старому ворону и говорит: такой вид замечательный, все нравится, но вот какой-то запах… Тот говорит: ну, выбери другое. Полетел, посмотрел гнездо, да, вот это подходит, и вид такой на Москва-реку – все прекрасно, но запах какой-то… Прилетел в пятый раз и говорит: слушай, все нравится, но вот запах какой-то. А старый ворон ему и говорит: знаешь что, иди помойся.
Так что большинство проблем – от нас самих. А когда у человека есть внутреннее убеждение, что все от веры, все от благого Бога, тогда все неприятности, искушения, напасти будут уходить на второй план.
Когда человек задался целью изменить не весь мир, не своих детей, внуков, не супруга, а самого себя, что-то в семье и будет получаться. Вот мы говорим: «Меня не любят!» – а ты любишь? «Меня не слушают!» – а ты слушаешься? Это закон взаимного общения – что сеешь, то и пожнешь.
– Что такое христианское милосердие? Оно в том, чтобы навещать больных и подавать милостыню нищим? Как научиться милосердию?
– Милосердие – всеобъемлющая заповедь, она многогранна. Накормить, напоить, одеть, навестить, позвонить – это все относится к телу. Наставить на путь истины, поддержать, утешить, показать путь исправления, покаяния, привести человека к Богу – это относится уже к душе. Сказано: «Как душа больше тела, так и милостыня, оказанная душе, гораздо больше милостыни, оказанной телу». Впрочем, одно не умаляет другого, одно из другого может выходить, одно с другим может (и должно) сочетаться: не всегда там, где нужно участие, достаточно одного только сочувствия. Иногда мы ограничиваемся только одним сочувствием, а иногда и этого не бывает.
Мне вспоминается один уникальный случай из патерика, который имел продолжение и в нашей жизни. Однажды, по-моему, Антоний Великий увидел, что одного брата несколько дней нет за богослужением. Обитатели скита, хотя и жили в отдельных пещерках, кои и кельями сложно было назвать, но собирались в воскресный день. А тут одного брата в воскресный день нет. Он приходит к нему в келью и смотрит: действительно ли тот до такой степени болен, что не мог даже подняться на богослужение? Оказалось, тому нужна помощь, он назвал какую-то траву, а потом еще говорит: хочу пастилы. Казалось бы, отшельники, аскеты, и вдруг такая (тогда я считал) детская просьба. Антоний же собрался и пошел в Александрию (а это чуть ли не 50 миль, громадное расстояние) – подвиг ради того, чтобы утешить брата.
Сегодня возник у нас вопрос: как быть? Одолели просящие подаяния. И видно, что люди без определенного места проживания, в подпитии. И мой помощник сказал: «Я боюсь их выгонять, не хочу их выгонять, надо как-то принять в этом участие, потому что завтра я могу оказаться на их месте». Действительно, надо проблему решать, надо искать, как все-таки помочь в той или иной ситуации. С одной стороны, храм нельзя превращать в бомжатник, а с другой стороны, как помочь этим людям? Выход из положения найдется, когда самого себя представишь на их месте. Всегда надо Бога просить и знать: Бог наш милосерден, и нас, христиан, делает похожими на Бога именно милосердие.
Однажды святитель Феофан Затворник вышел и сказал: «Если генерал не будет носить свои форменные одежды, как люди узнают, что он генерал?». Так и христиане – если не будут носить свои «форменные одежды», как люди по ним узнают, что они христиане? «Форменная одежда христиан есть любовь», – сказал святитель Феофан Затворник.
Есть одна древняя молитва: «Господи, сделай так, чтобы я был Твоими глазами, Твоими руками и Твоими устами». И когда человек ищет, как послужить Богу и ближним, он обязательно найдет. Такое желание, решимость так поступать – уже есть начало милосердия: все начинается с доброго помысла. Помнить всегда надо заповедь Господа, Который говорит: «Я пришел не для того, чтобы Мне послужили, но чтобы послужить многим».
(Продолжение в следующем номере)
Восстановление монархии должно быть следствием духовной зрелости общества, а не усилий политтехнологов, полагают в Московском Патриархате. «Монархия, конечно, это религиозно более высокая форма государственного устройства, чем республика, и многие православные люди надеются на ее восстановление»
В прямом эфире радио «Воскресение» – передача из цикла «Если болит душа...»На вопросы отвечает православный врач-психотерапевт Вячеслав Владимирович Боровских, президент Фонда эффективного народосбережения.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.