Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма Святителя Митрофана Воронежского на Хуторской (г. Москва), председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.
– Батюшка, вошли мы в период чтения Постной Триоди. Слушали уже Евангелие от Луки о мытаре и фарисее. И первый вопрос – по этой притче. Неплох был фарисей в исполнении требований Закона – и постился, и десятину давал, и молился, и пришел в храм поблагодарить Бога. Но все одной фразой перечеркнул: «Спасибо, Господи, что я не как тот мытарь». Неужели так легко человеку одной фразой перечеркнуть все свои добрые дела и потерять благословение Божие?
– Это довольно легко. Как всякий человек, на дню несколько раз он забывает обо всем и живет исключительно так, как ему диктуют страсти. Недаром первая часть Священного Писания именуется Ветхим Заветом. Ветхость в том смысле, что он свою главную функцию не может выполнить, спасение человека – как обветшавшее платье не может укрыть от непогоды, потому что дыр много и ткань старая, ее пронизывает ветер, она не предохраняет от дождя и холода. Это некий образ.
Поэтому даже такой человек, как сейчас бы сказали – продвинутый, как фарисей, ничего не мог сделать. Ветхий Завет – это как бы начальная школа, которая необходима. Сначала арифметика, потом элементы алгебры, геометрии. И с детьми так же: «Кто первый съест, тот получит что-то» – приучаем, так сказать, их к соревнованию, и все кричат: «Я первый» – «Нет, я». Мы используем их тягу быть первым, быть главным, как рычаг воспитательной работы. Но с определенного момента, если мы не замерли в своем педагогическом рвении, должны ребенку объяснить, что у взрослых людей все наоборот – пусть последние будут первыми. Тот, кто хочет быть первым, должен быть всем не слугой, а рабом – вот что такое христианство.
Поэтому – да, фарисей для своего времени, для начальной школы, очень был неплох, был отличником, как был отличником Иоанн Предтеча. Но «малейший в Царстве Божием среди рожденных больше» на всем земном шаре. К сожалению, очень многие люди (если не сказать большинство) застревают в Ветхом Завете и думают, что от выполнения правил зависит спасение. Человек стремится все выполнить и удивляется, почему у него не получается. А на самом деле требуется приобрести …другое качество. Поэтому очень многие пожилые люди, которым уже просто ничего нельзя объяснить, мучаются над полировкой качества ветхозаветной жизни; они приставляют к ветхой одежде заплаты из небеленой ткани и в этом процессе проводят свою жизнь.
А нужно давно уже эту ветошь сбросить. Это не значит, что нужно ее забыть или ее отрицать, нет – заповеди эти святы. Это как считать до ста в уме – неплохо для упражнения ума; как таблицу умножения учат наизусть. Я не против того, чтобы ее учили наизусть, но все-таки это никакого отношения к математике не имеет. К математике имеет отношение то, что происходит с числом, когда умножают на другое число, как это происходит, почему в столбик, что такое «в уме». Не механическое действие, которое не имеет никакого смысла, хотя получаем результат, а осмысленное – что такое умножение. То же требуется в Новом Завете – совершенно другое качество осмысления бытия и того, что Бог хочет. Ведь нельзя же быть детьми по уму до конца своих дней.
– Батюшка, но мы много раз на дню превозносимся над кем-то. Мало кто может удержаться от возношения, то есть мы практически каждый день теряем то, что накопили в течение этого дня.
– Хорошо, если накопили, а то порой ничего не копится, все, как в крупном решете, просачивается на землю. Человек ничего не копит, хотя иллюзия труда есть – как буксующий автомобиль: мотор греется, колеса крутятся, дым идет, все трясется, а машина стоит.
– Буксовать не хочется, а так получается.
– Не хочется, то тогда, извините, надо читать Священное Писание, пытаться понять, что такое ветхая одежда, что такое небеленая ткань, что такое мехи новые. Прочитал, что новое молодое вино не выливают в мехи старые, а наливают в мехи новые. Ну, прочел, а дальше что? Что это значит? Надо понимать.
– У нас вопрос – из Тольятти.
– Меня зовут Андрей. На протяжении всей истории мертвых воскрешали. Как Господь говорил апостолам: идите мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Вопрос такой: для чего вообще мертвых воскрешать?
– Как правило, не за чем. Но, в отдельных случаях, как с Лазарем или сыном вдовы, Господь вмешивается. Потому что Он видит, что вдова осталась без средств к существованию. К тому же, сын единственный, это подчеркнуто, может, она еще была больна. Может, для нее просить милостыню было трудно. Еще Он увидел большую толпу народа. Мы постоянно отпеваем усопших и можем засвидетельствовать, что одного человека приходят провожать 200 человек, а другого четыре. Это о чем говорит? Как человек пожил, что он для людей представлял, раз они пришли. Вот у этой вдовы было много народу. Из этого можно сделать вывод, что она была очень хороший человек, поэтому Господь ее наградил тем, что некоторым образом на какое-то время продлил жизнь ее сыну. Это было чудо Божие, награда.
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»
Всю свою жизнь мы учимся быть христианами, обращаемся к истории Церкви, Древней и современной, иногда к судьбам людей, живших когда-то или живущих сегодня рядом с нами. И на всех уроках жизни мы стремимся исполнить призыв святителя Тихона Задонского: извлекать из всех событий глубокий смысл
Об опасных мечтателяхВ Послании апостола Иуды мы встречаем такие слова: «Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые…».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.