Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (710) → Дохристианское свидетельство о Христе, или Зачем нам Ветхий Завет?

Дохристианское свидетельство о Христе, или Зачем нам Ветхий Завет?

№5 (710) / 1 февраля ‘13

Анастасия ТитоваИнтервью

(Окончание. Начало в №3, №4)

Зачем христианам читать Ветхий Завет? Как правильно воспринимать библейские события? Может ли чтение Ветхого Завета влиять на духовную жизнь? На вопросы отвечает магистр духовно-нравственного воспитания, старший преподаватель Миссионерского института Константин Владиленович Корепанов.


– Библейская история обычно вырвана из контекста. Почему происшедшее через несколько веков уничтожение Карфагена Римом ни у кого не вызывает отрицательных эмоций, а считается делом справедливым и даже гуманным? Ведь Карфаген – наследник религиозной традиции Ханаана. Ханаан – это не только Содом и Гоморра, это человеческие жертвоприношения, это растление детей, это ложь, поставленная в основание человеческой жизни. Извращение всех основ жизни ханаанскими племенами началось еще лет за 500 до известных событий освоения Израилем Земли Обетованной; уже тогда были известны своим немыслимым развратом города Содом и Гоморра. Пять столетий – срок, отпущенный долготерпением Божиим, чтобы процесс разложения человеческого общества в этих племенах стал совершенно и очевидно необратимым. До сих пор вроде бы никто не оспаривает справедливое наказание фашистов, устроивших Освенцим и Бабий Яр, уничтоживших Краковское и Варшавское гетто.

Далее. Повествования о жестокостях Ветхого Завета мифологизированы, то есть большинство людей, говорящих об этих историях, сами никогда Священное Писание не открывали, а слышали от людей, слышавших некогда агитпроп. Стоит познакомиться с текстом Писания, с историческим контекстом, с последующей историей Израиля, и многие смущения и недоумения рассеиваются сами собой.

Еще мне хотелось бы отметить вот что. Израиль как народ Божий есть прообраз грядущей Церкви, но в то же время это и общество, живущее в мире сем и живущее по-мирски. А любое общество организует средства насилия и для защиты от внешнего насилия, и для сохранения порядка в обществе. И нужно понимать, что это важно не в контексте исправления зла, а для защиты слабых от его разрушительной силы. Именно в таком значении оставлен инструмент насилия даже в Церкви Христовой – в виде отлучения от Церкви. Отлучением Церковь обозначает смертельную опасность, исходящую от того или иного человека, сознательно не покоряющегося Истине и Любви. В наше время одним из успехов либеральной идеологии является то, что люди поверили, что нет лжи, она совсем не опасна, нет ложных или истинных представлений о Боге, и самой вечной смерти нет. Поверив этому, нам действительно трудно понять людей Библии, для которых ложь есть реальное зло, несущее реальную смерть. И, признаемся, теперь нам трудно понять не только ревность Израиля (не такую уж сильную), но и суть грехопадения, суть спасения, твердость мучеников, чистоту девственников, жажду пустынников, нецивилизованность юродивых. Да и Самого Христа, говорящего: «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне» (Ин. 8, 43 – 45).

– Нередко люди сетуют на то, что воспринимают Ветхий Завет как сказку. Что бы Вы им посоветовали?

– О, это, скорее всего, потому, что люди читают детскую Библию или Библию в переложении для семейного чтения, а не само Слово Божие. Когда открываешь Священное Писание, то само изложение, даже пресловутые многочисленные родословия, свидетельствует об историчности и конкретности. Кроме того, как сказано, «все Писание богодухновенно», а потому, обращаясь непосредственно к тексту, мы попадаем под благодатное действие Слова Божия, ищущего нашего спасения, «хотящего всем спастись и в познание истины прийти». Если же перед чтением еще и помолиться Отцу света о просвещении ума и утверждении в вере, то раскроется не только достоверность описываемых событий, но и то главное, ради чего существует Библия, – свидетельство об истинности бытия Божия и Его премудрой и долготерпеливой любви, заботливо устрояющей спасение человека. Собственно, последним вопросом мы, по преимуществу, и занимаемся на уроках библеистики в Миссионерском институте.

Между прочим, об очень многих событиях древней истории мы знаем гораздо меньше, чем об описанных в Библии. Цицерон и Юлий Цезарь, Сократ и Архимед оставили о себе гораздо меньше свидетельств (порой очень субъективных), но человечество им верит. А после того, как раскопаны практически все города, которые упоминаются в Библии и о которых человечество знало только на основании библейского свидетельства, и раскопаны именно руководствуясь этим свидетельством, сомневаться в исторической достоверности событий и фактов, описанных Библией, не приходится.

– Какое влияние имеет Ветхий Завет на жизнь обычного христианина? Чем он, например, может помочь человеку в духовной жизни?

– Как уже сказано, Слово Божие обращено к человеку, живущему в истории. Не важно, в какой момент истории живет человек, но, взяв книгу Священного Писания, он читает ее о себе. Это слово Бога, обращенное к нему, живущему здесь и сейчас, но призванному к вечности, в которой он встретится лицом к Лицу с Тем, Кто сейчас обращается к нему через написанное слово. Это общие слова, но не пустые – прииди и виждь.

Об этом достаточно сказано, но если уж говорить именно о влиянии, то скажу о Книге Иова, или о жизни пророка Иеремии (особенно о той боли, которая выражена в его плаче), потому что лично для меня это были книги, повлиявшие на мое отношение и к самой Библии, и к жизни. Что ценно нам в опыте людей, познавших Бога? Поначалу – попросить помощи и молитв, совета и благословения. А потом человек начинает всматриваться в их жизнь, чтобы понять их тайну, чтобы не просто приходить к ним с просьбой (или требованием), но прикоснуться к опыту общения с Богом. И когда приходишь учиться у них жизни, вдруг тебе открывается тайна, что все люди страдают: не только я, а все вокруг страдают так же, как я, мучаются тем же, чем я, мечтают и ищут того же, что и я. И каждое страдание каждого человека измерено, прожито, вынесено Богом, и вся тайна спасения человека, вся тайна жизни человека – в его неизмеримой, неизъяснимой, ничем не определяемой свободе.

Всему этому учат святые отцы. Но Ветхий Завет, уча и самих святых отцов, и нас, кроме научения, дает яркие, необыкновенно художественно совершенные и завершенные образы реальных живых людей. Мы как бы видим их жизнь, борение, восхождение или падение изнутри их собственных сердец, видим то, что в обычной жизни невидимо, а порой и не угадывается самим человеком. Ветхий Завет больше, чем любое самое хорошее художественное произведение говорит нам о человеке, учит быть внимательным и к тому, что происходит в моем сердце, и к тому, что чувствует ближний мой… Чем больше я читаю Ветхий Завет, тем больше поражаюсь его человечности – не гуманности, а именно человечности.

Что же касается духовной жизни, то лучше всего об этом скажут святые отцы, книги которых испещрены свидетельствами Ветхого Завета. Но можно взять и конкретные вещи… Что такое пост, как правильно поститься, нужен ли пост для христианина? Вопрос не праздный... 58-я глава Книги пророка Исаии очень точно говорит о правильном посте, указывая при этом и на причины тех несообразностей, которые каждый практически испытал в своей жизни, пытаясь поститься и не зная, как это делать. А как относиться к астрологам, экстрасенсам и откровенным колдунам? А еще, пожалуй, важнее: почему именно так к ним нужно относиться? Что такое подлинное покаяние, покаяние, приемлемое Богом?

Еще раз подчеркну: Церковь знает слово Божие, о котором апостол Павел так говорил своему ученику Тимофею: «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3, 15 – 17). Понятно, что апостол Павел Духом Святым говорит такие высокие слова о книгах Ветхого Завета.

Миссионерский институт при Ново-Тихвинском монастыре приглашает абитуриентов на шестимесячные подготовительные курсы.

Подготовка к вступительным испытаниям по:

– основам Православия;
– обществознанию;
– истории России.

Обучение бесплатное. Начало занятий 1 февраля.

Адрес: г. Екатеринбург, ул. Декабристов, 87.

Телефон: (343) 269-30-36.

uralsky-missioner.ru

 
Дивен Бог во святых Своих

Непорочное служение

Андрей Печерин, научный сотрудник кафедры церковно-исторических и гуманитарных дисциплин ЕПДС

11 февраля – Собор Екатеринбургских святых12 июля 1918 года в Невьянском заводе вспыхнуло крупное антибольшевистское рабочее восстание. Советская власть с особым рвением разыскивала и арестовывала повстанцев и им сочувствующих. Руководил карательной командой один из убийц Царской Семьи, Петр Ермаков.

 
Исследуйте писания

«Бог наш есть Бог мира и порядка»

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Об иерархии и отцовстве Мы продолжаем изучать соборное Послание апостола Иуды и обращаемся к грозным свидетельствам, которые апостол Иуда приводит против тех, которые сами развращают народ неправильными сведениями о Христе и о жизни во Христе, и против тех, кто поверил этим свидетельствам

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс