Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (533) → Иеромонах Иероним (Миронов): «Что интересно нашим детям?»

Иеромонах Иероним (Миронов): «Что интересно нашим детям?»

№20 (533) / 22 мая ‘09

Интервью

На вопросы юных телезрителей в программе канала «Союз» «Беседы с батюшкой» отвечает иеромонах Иероним (Миронов)

– Здравствуйте, дорогие телезрители! В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Сегодня разговор со священником мы решили посвятить ответам на вопросы наших маленьких телезрителей, детей.

Оказывается, у них тоже есть к батюшкам множество вопросов: детских, нелепых, очень часто серьезных и даже порой проблемных. Побеседовать с нашими маленькими телезрителями мы пригласили иеромонаха Иеронима (Миронова), директора Православной гимназии в честь Святых Царственных Страстотерпцев.

Здравствуйте, батюшка!

– Здравствуйте.

– Благословите наших зрителей.

– Господь да благословит и помилует всех нас.

– Самый первый вопрос: почему священников называют отцами и батюшками?

– Священник поставлен в церковной иерархии по заповеди Самого Господа, чтобы учить и наставлять людей в истинной вере. Также священник является, по благословению епископа, совершителем церковных таинств, и прежде всего таинств Крещения, Исповеди. И поскольку в таинстве Крещения человек рождается в новую жизнь духовно, в таинстве Исповеди – исцеляется от своих грехов, он приходит к священнику, чтобы получить духовную помощь в своей борьбе с грехами, то в Церкви установилось такое уважительное обращение к священнослужителям как к отцам духовным – к тем, кто участвует в духовном рождении, духовном становлении. Естественно для нас называть отцом, батюшкой своих родителей – и так же естественно называть таким почтительным, уважительным именем священников, которые участвуют не в физическом, а в духовном рождении человека, способствуют тому, чтобы благодать Божия просвещала человека, просветляла и возводила его ум к Богу.

– Мне бы хотелось, чтобы Вы дали оценку, во-первых, тому, что беспокоит этого ребенка и, соответственно, потом ответили на вопрос: «Что нужно делать, если чувствуешь, что ты недостаточно близок к Богу?». Скажу, что ребенку 9 лет.

– Это чувство естественным образом рождается в душе человека вследствие греховного, поврежденного состояния, в котором все мы находимся после грехопадения прародителей в раю – Адама и Евы. Когда Адам и Ева пали, потеряли первозданную чистоту, возможность непосредственного богообщения, их природа изменилась, и они стали ощущать оторванность от Бога, отчужденность от Него. Если раньше они свободно общались с Богом в раю, то когда произошло грехопадение, они прятались от Бога, от Его любви, которая не может никак повредить человеку, принести ему какую-то досаду. Но они сами, изменившись, помрачившись, стали бояться Бога, прятаться от Него. Это стало следствием грехопадения. И для нас, людей, наследников прародителей Адама и Евы, это чувство греховности, отчужденности, оторванности от Бога – естественно для нашей падшей природы. Но оно еще более усиливается, когда мы совершаем какие-то грехи, падаем, когда мы порой в суете своей забываем о Боге, о том, что необходимо каждый момент своей жизни проводить в духовном напряжении, устремленности к Богу. Мы начинаем вдруг осознавать, ощущать даже во время молитвы, будто молитва пустая, будто она идет не от сердца, а всего лишь по обычаю произносится языком. И это чувство отчужденности от Бога рождается в человеке вследствие греховности. А как с ним бороться? Конечно, молитвой, постом и покаянием прежде всего. Потому что если мы не покаемся в своих грехах (причем когда мы говорим о покаянии, мы имеем в виду не только словесное покаяние на Исповеди, что мы перечислили какие-то грехи; истинное покаяние есть изменение к лучшему, а Исповедь – только вершина покаяния, пиковый его момент) и, приготовившись, не причастимся Самого Господа Иисуса в таинстве Евхаристии, мы не ощутим благодати. Но если мы достойно причастились, то, по слову святых отцов, мы начинаем ощущать в себе Самого Бога. И это приводит нас к предвкушению будущих райских блаженств неизреченных, которые невозможно пересказать человеческим языком – мы ощущаем близость Бога. Еще близость Бога человек может ощущать на молитве, приобщаясь к какой-то святыне, в особых местах, где совершались великие чудеса Божии.

– Батюшка, но ведь такое чувствует ребенок… Ведь лет-то еще мало для греховности большой…

– Дело в том, что и ребенок ощущает эту греховность. Блаженный Августин пишет, что дети проявляют какие-то греховные наклонности, хотя в младенчестве у них еще нет сознательных грехов. Но уже в первых годах жизни они проявляют греховную наклонность, которая появилась в человеке вследствие грехопадения. И когда ребенок достигает более совершенного возраста, у него появляется не только склонность, свойственная падшей природе, но и личные грехи. Поэтому не зря в Церкви существует обычай, чтобы дети с семи лет приступали к таинству Евхаристии, предварительно исповедовавшись в грехах.

– А этому малышу что делать? Он еще маленький…

– Мне думается, хорошо, что он осознал, что это тяготит его.

– Можно сказать, что Бог все равно рядом?

– Бог всегда рядом с человеком. Как говорится в одном из восточных писаний: «Бог ближе к человеку, чем его яремная вена». Видите, какое сравнение емкое. Действительно, Бог видит и чувствует мысли человека, каждое движение нашей души, промышляет о нас. Но когда мы согрешаем, когда своими грехами затемняем душу и сердце, мы перестаем ощущать Бога. Изменения происходят не в Боге, а в нас. Мы по своей греховности не способны вкушать Божию благодать, как человек слепой не способен видеть солнечный свет, даже если солнце сияет в зените.

– Какие заповеди самые главные? И сколько их? Я понимаю, что это очень большой вопрос; хотя бы кратко.

– Достаточно сказать, что есть 10 заповедей Ветхого Завета. Они сохранили свою действенность и доныне. Мы обязаны соблюдать эти заповеди: это законы естественной, нормальной жизни. Они делятся на две части, если можно так выразиться. Первые четыре заповеди говорят о нашем отношении к Богу, а последующие шесть – о нашем отношении к ближним. Но, как сказал Христос Спаситель, они сводятся к двум основным, на которых держится весь закон: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем помышлением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». В двух основных заповедях заключается закон любви, ибо Бог есть любовь, как нам было открыто в Евангелии и в последующих апостольских посланиях Иоанна Богослова. Поэтому и мы должны проявлять любовь – к Богу, к ближним. А если мы проявляем любовь к Богу, значит, мы стремимся исполнять Его волю, заповеди, которые Он дал. Причем эти заповеди не какое-то насилие над человеком или, скажем так, произвольно даны Богом. Они лишь предупреждают человека, что как существуют физические законы, которые невозможно отменить голосованием или своим желанием и нарушение которых приведет к гибельным последствиям для человека, так существуют и объективные духовные законы, соблюдать которые необходимо, дабы сохранить свою духовную чистоту, духовное здоровье.

– Следующий вопрос, наверное, простой: «Зачем на иконах написаны буквы: ИС, ХС? Что они означают?»

– В древности иконы освящались через написание на них священных имен. И не возникало никаких сомнений, что это не портрет какой-то, а священное изображение. Так, у Христа Спасителя мы видим такие буквы: ИС, ХС. Это монограммы имени Христова – Иисус Христос. Также в нимбе Христа Спасителя мы встречаем греческие буквы: О, Н, которые означают «сущий» – Тот, Кто есть. Это имя Господь открыл еще в Ветхом Завете: «Я Тот, Кто есть». Можно вспомнить слово «онтология» из философского словаря, то есть «учение о сущности». Вот значение написания этих букв на иконе Христа. Также мы можем встретить на иконе Божией Матери буквы: М, Р, Ф, У, они означают греческое слово «Мария Феотокос», то есть «Мария Богородица».

– Понятно. Что можно сделать, чтобы неверующий человек поверил в Бога?

– Я думаю, самым важным средством для обращения неверующего человека к Богу является добродетельная христианская жизнь. Люди очень часто отвергают Бога, Церковь именно потому, что в тот или иной момент своей жизни встречали недостойных христиан, которые своим поведением, отношением к ним, образом жизни свидетельствовали не об истинности веры, а о том, что вера не затрагивает человеческую жизнь, что она является всего лишь словом человека – тем, что он говорит на словах, но не переживает в душе своей. Самое главное – это вести жизнь добродетельную и христианскую. Как сказал преподобный Серафим Саровский: «…стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Из истории Церкви, христианства мы знаем, что Церковь завоевала Римскую империю не силой, не политическими интригами, а добродетельной жизнью христиан. Язычники видели, какое великое благо творят, какую великую любовь несут они не только по отношению к ближним своим, но и к другим людям. И это обращало их сердца, их ум ко Христу, они принимали христианство. И вот эпидемия заразного заболевания в Риме – тысячами гибнут люди. Родственники, в страхе заразиться от близких, выбрасывают их тела на улицу. А христиане подбирают эти чужие тела и погребают их, воздавая любовь даже язычникам, которые были далеки от них по вере, которые, может быть, были даже их гонителями. Все видят эту любовь христианскую и начинают задумываться: а не правы ли эти христиане, которые поклоняются Распятому Господу? Вот так можно обратить сердце человека к Богу, ко Христу.

– То есть среди сверстников не стоит говорить: «Пойдем в церковь, там все так хорошо и красиво!» – надо своими жизненными поступками показать свою веру?

– Я думаю, сначала нужно доказать, что ты христианин действительно не только по имени, а по жизни своей. А потом уже ты имеешь право настаивать и приглашать в Церковь. А если мы будем только приглашать, но при этом жизнь вести такую же, как и люди мира сего, то никто за нами не пойдет и никто наших проповедей и призывов не услышит: «Ты такой же грешный, как и я – зачем заставляешь поститься, молиться, куда-то идти?».

– Очень неожиданный вопрос: «Можно ли давить вредных насекомых?»

– Я думаю, напрасно не надо никакую живую тварь уничтожать. В каких-то случаях можно и согнать или употребить какие-то средства. Думаю, не стоит акцентировать на этом внимание, мы все-таки не буддисты.

– Просто дети все буквально воспринимают – если «Не убий», то можно ли убить паука?

– Заповедь «Не убий» прежде всего относится к человеку, потому что если бы она относилась к животным, то все мы были бы нарушителями этой заповеди, ибо используем в пищу животных, носим одежду, в которой используются элементы животного происхождения. Я думаю, главное – не проявлять жестокости по отношению к животным.

– Придет ли второй раз Господь на землю?

– В Священном Писании и в «Символе веры» христианском сказано, что произойдет Второе Пришествие Господне. А когда оно произойдет – об этом Сам Христос сказал, что не стоит задумываться над этим, не стоит вычислять это время. Нужно лишь быть всегда готовым к этому Пришествию Господню. То есть нужно каждый день своей жизни стараться проводить так, чтобы быть готовым предстать пред Господом. Когда произойдет Второе страшное Пришествие Христа, мы не знаем. Мы не знаем даже, когда кто из нас умрет. Не обязательно даже дожидаться Второго Пришествия – ведь каждый после смерти предстанет пред Господом и даст отчет в своих делах. И, конечно, Господь придет, потому что Он Сам это обещал, поскольку это содержится в Священном Писании. Мы, как и первые христиане, ожидаем этого великого и страшного Пришествия Господня; а когда оно будет, не дано ведать человеку.

– Ребенок спросил, что произойдет, когда придет второй раз Господь?

– Что произойдет? Произойдет, как говорится в Священном Писании, Страшный Суд. И Господь рассказывает об этом Страшном Суде незадолго до Своих крестных страданий. Он говорит, что важнейшее мерило праведности или греховности человека – его милосердное отношение к ближним. Если мы будем милосердно относиться к нашим ближним, то и Господь помилует нас и простит нам многие наши грехи. Милосердие не какими-то широковещательными способами проявляется – оно в самых малых делах, порой незаметных. Напоить страждущего, накормить, посетить больного, помочь немощному человеку – это проявление милосердия. Иногда, может, кому-то простить обиду или какой-то тяжкий грех. В этом мы проявляем свою милость в отношении к людям, и через это, надеемся, Господь нас помилует.

– К этой теме и следующий вопрос: «Когда погибнет мир?»

– Я пытался уже ответить на этот вопрос.

– То есть во Второе Пришествие?

– Да, во Второе Пришествие, но никто не погибнет, это не совсем верное выражение. Просто сгорит земля в том виде, в каком она пребывает сейчас; вот о чем говорит Священное Писание – мир преобразится. А какова будет новая преображенная природа мира, человеческими словами невозможно описать.

– Как можно избавиться от гордыни?

– Я думаю, что от гордыни можно избавиться прежде всего осознанием своей греховности: по сути дела – чем нам гордиться? Какие-то способности, таланты, какие мы имеем от природы, как говорится – они даны нам Богом. Чем мы можем гордиться?

– Тем, что Бог мне дал такой талант. Значит, я лучше…

– Лучше человек становится только тогда, когда он что-то своими усилиями, трудом достиг. А то, что дано свыше, ведь можно и в землю закопать. Гордиться можно лишь добродетелями, да и добродетелями как можно гордиться? Они тоже дар Божий. Потому что если бы у нас не было помощи Божией в наших добрых делах, мы бы не смогли их творить. Как говорит апостол Павел: «…доброго, что желаю, не делаю, а злое, чего не желаю, творю. Бедный я человек!». Действительно это так: наша греховная природа нас больше ведет ко злу, ко греху, чем к добру. Поэтому нам гордиться нечем. Человек должен во всем проявлять смирение. В житии святого преподобного Антония Великого, который был величайшим подвижником, повествуется, что к нему однажды явился сам диавол и сказал: «Ты, Антоний, мало ешь, а я совсем ничего не ем. Ты, Антоний, мало спишь, а я совсем не сплю. Но не этим победил ты меня». Тем самым диавол признался, что является самым главным оружием против него, но в то же время, по лукавству своему, и в этом захотел как-то уловить Антония – а не возгордится ли он своим смирением? Так что нужно всегда осознавать свою греховность, свою немощность, а немощность свою очень легко определить: можно попробовать никогда не раздражаться, не досадовать на какие-то неприятности, которые нам доставляют ближние – и мы увидим, что это тяжело.

– Батюшка, у нас есть вопрос. Давайте попытаемся ответить. Здравствуйте!

– Здравствуйте! Батюшка, я слышала, что в христианстве существует такое понятие, как «нечистые животные». Что это за животные такие? И действительно ли будет грехом, если их употреблять в пищу? Спасибо.

– В Ветхом Завете Богом, чтобы ограничить хищничество людей, некоторые животные были запрещены в пищу, и их, собственно говоря, и называют «нечистыми животными». Это, если говорить о теплокровных, те животные, которые не имеют раздвоенного копыта и не жуют жвачку. К ним относятся, в частности, свиньи, поэтому, например, иудеи свинину не употребляют, как и мусульмане. Были запрещены в пищу рыбы, которые не имеют чешуи. Вот такие были запреты в Ветхом Завете. Но Новый Завет эти запреты отменил. Поэтому мы не знаем нечистых животных, которых нельзя есть. Просто нужно иметь какое-то ограничение в пище – не есть что попало. Тем более что порой для человека всякого рода экзотические блюда не полезны. Даже медики говорят, что есть нужно продукты своей страны. Это касается и животных, и растений. Но какого-то строгого ограничения, что касается животных чистых и нечистых, в Православной Церкви нет. Есть только ограничение в посты, когда мы в определенные периоды года не должны вкушать скоромную пищу.

– Продолжим отвечать на детские вопросы: «Кто такой «архипастырь»?

– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала понять, кто такой «пастырь», потому что слово «архипастырь» составное – состоит из двух слов. Так вот, «пастырь» – слово славянское, и на современном русском языке означает «пастух, который пасет стадо». Как пастух пасет стадо, заботится о вверенных ему животных, так и священнослужитель, поставленный в качестве возглавителя богослужения, управителя дел церковных, является духовным пастырем для прихожан, духовным «пастухом». Он поставляется, чтобы наставлять людей, защищать их от грехов, то есть духовно их окормлять. А соответственно, «архипастырь» – это старший, главный пастырь. Так мы называем архиерея или епископа. «Архиерей» в переводе с греческого означает «старший священник», а «епископ» значит «надзирающий», то есть заботящийся о духовном и нравственном возрастании вверенной ему паствы.

– Понятно. Вопрос очень маленького ребенка – я его процитирую и потом еще дополню: «Почему одни священники в шапочках, а другие без?». Я хотела бы, чтобы Вы объяснили, как называются «шапочки»?

– Это зависит от иерархического достоинства священнослужителя, от того, является ли он монашествующим или представителем белого духовенства. Конечно, в Православной Церкви существует множество головных уборов. Одни по своему происхождению сводятся к кефье. Кефья – платок, скрепляемый шерстяной повязкой. Доныне его носят бедуины, арабы; можем видеть, что он собой представляет. Кефья и переродилась в нашу скуфью – мягкую шапочку с закругленным верхом. Один из примеров кефьи – это куколь. Куколь носят монахи, которые пострижены в великую схиму, то есть дали самые строгие обеты. Еще есть древний головной убор, который доныне носят на Востоке – тюрбан. Например, у коптов-христиан можно увидеть у священнослужителей такой головной убор – он доныне у них сохранился в этой форме. А в нашей Церкви тюрбан постепенно превратился в митру, которую носят архиереи. Она тоже имеет форму цилиндра. Ее носят архиереи и высшие священнослужители – архимандриты, протоиереи. Есть в Православной Церкви такой головной убор, как камилавка…

– Столько разновидностей…

– Да. Камилавка вошла в употребление в эпоху турецкого владычества, имеет происхождение от фески, которую носят турки. Камилавка делалась раньше из верблюжьей шерсти, сейчас делается на Востоке из верблюжьей шерсти, а в Русской Церкви, видимо за недостатком верблюдов, она делается из какого-то твердого основания, а сверху покрывается бархатом. И называется «камилавка» от «камил», что значит «верблюд». И некоторые священнослужители в Русской Православной Церкви награждаются правом ношения камилавки. А на Востоке (в частности, греческое духовенство) все носят камилавку.

– Такой вопрос: «Можно ли клясться?»

– Напрасно клясться нельзя. Клятва – это очень святое и исключительное событие в жизни. Поэтому Христос Спаситель говорит: «Не клянитесь ни небом, ни землею».

– А чем можно поклясться? Обычно же дети говорят: «Поклянись здоровьем»…

– Я думаю, что не надо напрасно клясться. Поклясться можно ради какого-то священного дела, как солдаты произносят воинскую присягу, как священнослужители – свою присягу, когда присягу принимают высшие должностные лица при вступлении в должность – вот те случаи, когда действительно перед лицом Божиим в присутствии людей дают обещание верно исполнять возложенные на тебя обязанности. А по всяким мелочам, конечно, не нужно ни клясться, ни призывать в свидетельство небо и землю, как говорит Господь. Не клясться своим здоровьем, не клясться родными – это все от лукавого. «В таких случаях да будет слово ваше твердо: да – да, нет – нет». А эти требования поклясться, как правило, проистекают от того, что мы когда-то дали обещание, когда-то сказали что-то, а солгали, не исполнили. И нам уже нет доверия. Чтобы не было нужды в клятвах, нужно держать свое слово – если уж обещал, надо выполнять.

– Лучше дать слово, чем поклясться…

– Лучше просто сказать. Если просят от тебя что-то сделать, то так и сказать: да, я это сделаю.

– Спасибо Вам большое!

Дорогие телезрители, я хочу вам сказать, что каждые последние два дня месяца мы будем посвящать ответам на вопросы взрослых и детей. Поэтому вы можете присылать свои вопросы, и два последних дня каждого месяца программа будет сборной, а не посвященной какой-то конкретной теме.

Батюшка, благословите наших зрителей.

– Господь да благословит и помилует всех нас.

– Всего доброго. До встречи.

Беседовала Юлия ФАРБШТЕЙН
Расшифровка аудиозаписи – Анастасия МЕДВЕДЕВА

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Духовное чтение

Кадетский класс сельской школы «Сокол» уверенно встает на крыло

  Духовно-нравственному и военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения большое внимание уделяют священники приходов Богдановичского района. Они духовно окормляют кадетские классы, постоянно встречаются с детьми, проводят беседы на духовно-нравственные темы, дают благословение на проведение тех или иных мероприятий.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс