Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Зачем христианам читать Ветхий Завет? Как правильно воспринимать библейские события? Может ли чтение Ветхого Завета влиять на духовную жизнь? На вопросы отвечает магистр духовно-нравственного воспитания, старший преподаватель Миссионерского института Константин Владиленович Корепанов.
– Скажите, пожалуйста, какие дисциплины Вы преподаете в Миссионерском институте при Ново-Тихвинском монастыре?
– Преподаю библеистику, то есть изучение текстов Священного Писания Ветхого Завета: их особенности, образы, пророчества, духовные смыслы. Еще я преподаю апологетику и связанный с ней новый интересный курс «Научная апологетика Православия».
– Иногда задают вопрос: зачем православным христианам изучать Ветхий Завет? Разве Евангелие не заменяет все ветхозаветные предписания?
– Как сказал ведущий отечественный специалист по библеистике Андрей Десницкий, «если выбрасывать на помойку Ветхий Завет, то и от Нового мало что останется, Христос окажется бестелесным призраком вне времени и пространства». Давайте попробуем рассказать любому ребенку или даже взрослому человеку о Христе, о деле нашего спасения, не привлекая свидетельства Ветхого Завета. Что у нас получится? «А кто такой Бог? А кто такой Сын? А кто такой Дух? А почему нас нужно спасать? А почему человек не может сделать это сам? А почему Христос несет Благую весть, зачем она нам нужна?»
Ведь обычный неверующий человек считает свою жизнь нормальной и не считает, что его нужно спасать. Опыт естественной человеческой жизни не предоставляет свидетельств о том, зачем нужно спасение во Христе и в чем оно заключается.
Возьмем ключевое христианское понятие «искупление», которое считается сугубо христианским, так как выражает саму суть дела, совершенного Христом. Но слово Искупитель не встречается в Новом Завете вовсе, тогда как в Ветхом Завете – 14 раз. В Евангелии говорится об искуплении только единожды и с той интонацией, что слушающие уже понимают, о чем идет речь. И слушавшие действительно понимали, а мы – нет. Впрочем, часто и мы понимаем, но именно потому, что кто-то до нас и за нас прочитал и исследовал и Ветхий Завет, и Благовестие Христово и свел все это в богословские сборники, оформившие христианское мировоззрение.
И вообще, Новый Завет не заменяет собой Завет Ветхий, а восполняет (Мф. 5, 17). Восполняет не только в смысле «дополняет», а доводит до совершенства, завершает. Весь корпус книг Священного Писания – это стройное Богом данное Откровение. Изучать только часть этого Откровения – как крышу крыть, не возведя фундамента, крест водружать, не имея купола, – ущербным будет восприятие того, что посчитал нужным и важным открыть нам Бог. А это, в свою очередь, приводит, как показывает история, к ущербности жизни.
– В обыденном восприятии Ветхий Завет часто противопоставляется Новому. Так ли это с точки зрения теологии?
– Почему святые отцы, не только богословы и учители Церкви, но и отшельники, пустынники, не только не видели никакого противопоставления, но заучивали целые пророческие книги наизусть? И Церковь издавна предложила нам в качестве паремий не только отдельные выдержки из различных книг Ветхого Завета, но книги во всей полноте: Книгу Бытие, Книгу пророка Исаии и Книгу Притч ревностный прихожанин должен был выслушивать каждый год.
Дело в том, что с некоторых пор возникло, так сказать, «теологическое невежество», частично заимствованное через западную богословскую назидательную литературу, которое заключалось в смешении разных феноменов: Закона и Ветхого Завета. Апостол Павел много говорит о суетности Закона, о его немощи, даже вредности после прихода благодати, о том, что он должен закончиться после торжества правды Христовой, после Креста и Воскресения. Благодать Святого Духа не только выше или полнее Закона – она выводит человека в совершенно иное измерение бытия. Но апостол Павел говорит и о благодатной жизни – не только со времен Авраама, отца нашего по вере, но со времен Авеля. Завершая перечисление праведников Ветхого Завета, апостол Павел говорит поразительные слова: «Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11, 38–40). Они, праведники Ветхого Завета, согласились ради любви Божией подождать нас. Нас – это не апостолов Павла или Петра: нас, христиан ХХI века, а может, и грядущих веков, хотя каждый из нас даже в мечтании не дерзнет сопоставить себя с Ноем, Моисеем или Иовом.
Такое отношение апостола Павла к Закону и ветхозаветной истории помогает понять, что, отвергая Закон иудеев, он отвергает букву Закона, а не дух, не глубину Священного Писания, которое все есть, по его собственному выражению, свидетельство о Христе. Как можно отвергнуть свидетельство о Христе, в какую бы эпоху оно ни было высказано? Значимость его непреходяща. Отвергнув дохристианское свидетельство о Христе, мы можем отвергнуть и современное Ему свидетельство, но несовременное нам, забыв, что «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). И Авраам увидел день Пришествия Спасителя в мир и возрадовался (Ин. 8, 56), и апостолы видели Того же Христа на горе Преображения и в день Воскресения или Вознесения на Небеса. Видел Его и Павел, не знавший Его во дни Плоти Его. Видел Его и преподобный Серафим Саровский или старец Силуан – Того же, о Котором свидетельствовали Адам, Ной, Авраам, Даниил, Петр и Иоанн. И так до скончания века.
Свидетельство о Христе не изменится. Все Священное Писание есть Откровение Божие, есть слово о Спасителе, слово Божие о Слове Божием. «Ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки» (Римл. 3, 21) – Закон как формальное предписание не имел смысла ни во времена Моисея, ни после прихода Христа. Правда Божия, о которой свидетельствовал Закон, по природе своей – явление непреходящее.
(Продолжение в следующем номере)
Миссионерский институт при Ново-Тихвинском монастыре приглашает абитуриентов на шестимесячные подготовительные курсы.
Подготовка к вступительным испытаниям по:
– основам Православия;
– обществознанию;
– истории России.
Обучение бесплатное. Начало занятий 1 февраля.
Адрес: г. Екатеринбург, ул. Декабристов, 87.
Телефон: (343) 269-30-36.
uralsky-missioner.ru
11 февраля – Собор Екатеринбургских святыхПотомственный священнослужитель Иоанн Львович Ситников по окончании Пермской Духовной семинарии был направлен в село Изъедугинское (Изъедугинское находилось на самом краю Пермской губернии, на границе между Шадринским и Ялуторовским уездом, дальше начиналась равнина, протянувшаяся на сотни и тысячи верст).
О рабах Божиих Продолжаем беседы по Корпусу апостольских посланий. Обратимся к соборному Посланию апостола Иуды, брата апостола Иакова. Людей, не привыкших изучать, часто читать Священное Писание несколько смущает именование Иуды апостолом.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.