Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа в прямом эфире православного телеканала «Союз»
– Сегодня мы поговорим о такой страсти, как алкогольная зависимость, точнее, о мифах, с ней связанных. У нас в гостях духовник Общества «Трезвение» клирик Ново-Тихвинского женского монастыря священник Игорь Бачинин.
Здравствуйте, батюшка.
– Добрый вечер.
– Батюшка, об алкоголизме уже столько всего рассказано. Наглядных примеров его вреда очень много, и тем не менее эта проблема до сих пор существует. Как Вы считаете – почему? Это недостаток просвещения, недостаток духовности или еще что-то?
– Наговорено на эту тему немало, но вопрос в том, как говорится? К сожалению, основной тезис, когда говорят об алкоголизме, примерно такого содержания: пить плохо, когда человек пьет много; но если человек делает это умеренно, в «культурных» дозах, то в этом ничего худого нет. Это сейчас одна из самых главных проблем, с которой нам приходится сталкиваться.
– Есть убеждение, что сколько алкоголика не переубеждай, сколько ему доводов ни приводи – все бесполезно. Так ли это? Помогает ли Ваше Общество беседами, разъяснениями? Может, оно с какой-то другой стороны подходит к этой проблеме?
– Есть различные зависимости, в которые попадает человек. В медицине есть термин «доклиническое состояние». Когда человек находится в таком состоянии, с ним можно разговаривать методом убеждения, можно достучаться до его разума. Если человек опустился ниже этого состояния – методов убеждения уже не достаточно. Здесь необходимы другие, более действенные формы.
– Существуют различные мифы; что это за мифы? Неужели есть какие-то неправильные представления об этой страсти?
– У всемирно известного хирурга Федора Григорьевича Углова немало написано статей на эту тему. И основной тезис заключается в том, что пьянство в народе держится на лжи. Мифы и определяют ложь следующего содержания: алкоголь способствует снятию нервного напряжения.
– Это не так?
– Не так; это можно однозначно доказать.
Другой миф: алкоголь способствует выведению радиации из организма, он – некое средство профилактики различных токсических отравлений. Есть такой миф, что алкоголь разогревает, служит универсальным средством общения. Еще такой миф: алкоголь способствует экономическому благосостоянию общества. Это наиболее распространенные мифы, на которых и держится пьянство в народе. Конечно, есть еще мифы менее распространенные – в зависимости от социальных условий.
– Вы говорите, что «алкоголь согревает» – это миф, а чем это доказано? Всегда же, например, если человек замерз, его растирают спиртом, ему дают выпить…
– Доказывается это очень просто. Французские ученые проводили эксперимент: они измеряли температуру тела до того, как человек употребляет алкоголь, во время употребления алкоголя и после употребления. И увидели, что никакого изменения температуры тела, тем более ее повышения, не происходит. Но такой миф бытует в народе, и важно понимать, на чем он основан.
– На чем?
– Это нам поможет понять простой пример: зимой у нас морозы. Если бы алкоголь действительно согревал, то человек, влив в себя горячительное средство, упал бы от опьянения. По мифу, который утверждает, что алкоголь согревает, человек должен в тепле поспать, проснуться и пойти туда, куда ему нужно. Но такого не бывает. Человек замерзает на улице по одной простой причине: алкоголь убирает у него барьер чувствительности. И человек просто перестает чувствовать, что он замерзает. Кстати, до начала XX века, когда еще не был открыт наркозный эфир, спирт использовался как средство введения человека в состояние бесчувствия при хирургических операциях. Но медикам известна определенная доза, когда человек может войти в состояние бесчувствия и больше из него не выйти. Она определена так: 6–8 г абсолютного алкоголя на 1 кг веса. Когда человек действительно замерз на улице и ему дают спиртное, то не происходит согревающего эффекта – просто человек перестает чувствовать холод. Есть другие известные в народе способы согревания, и алкоголь совершенно здесь не нужен.
– Стакан горячего чая гораздо лучше и полезнее. Но бытует мнение, что «выпить нужно для сугреву и с устатку». Для «сугреву» мы разобрали, а «с устатку»? Это, видимо, чтобы не чувствовать усталости…
– Да, когда человек употребляет алкоголь, главным его действием является разрушение эритроцитов и попадание в кору головного мозга. В первую очередь в ту часть мозга, которая наиболее активна. Человек устал, и барьер чувственного восприятия имеет важное значение. Алкоголь расслабляет, воздействуя на кровеносные сосуды – у человека возникает иллюзорное чувство, что ему стало легче. Если бы это состояние эйфории было на самом деле, то человек не просыпался бы с похмельем: он так «снял» свою усталость, что тяжело даже самого себя с постели поднять. О той легкости, к которой он стремился, даже и не вспоминает. Не помнит, ради чего он вообще начинал употреблять спиртное.
– У нас звонок. Здравствуйте…
– Здравствуйте, это раба Божия Елена из Ростова-на-Дону. Если семья решила помогать одному из членов семейства в борьбе с этой страстью, действительно ли в доме не должно быть никакого алкоголя по определению, и поэтому в церковные праздники людям, у которых нет этой зависимости, нельзя пить ни грамма? То есть дух пьянства не должен присутствовать ни в каком виде и ни по каким праздникам?
– Благодарен вам за такой вопрос. Действительно, так на самом деле и есть. Страсть побеждается добродетелью воздержания. К чему призывать человека страждущего? Если ему говорить: «Пей культурно», то он и так это уже прошел. «Нужно тебе научиться пить» – он учится, и у него никак не получается. Из собственного опыта я убедился, что единственный вариант для человека, который в своей жизни осознал, что алкоголь ему мешает – это абсолютное воздержание от спиртного. Кто ему об этом должен сказать? Безусловно, вы как супруга страждущего человека, проявляющая о нем заботу. Низкий вам поклон за то, что заботитесь о главе семейства.
Нужно понимать, что для него должен быть пример воздержания. Этим примером воздержания может быть ваш образ поведения. Есть немало таких ситуаций. Обращаются родственники, как правило, жены – и мы рассказываем, каким образом они могли бы помочь. По слову апостола Павла: «Если соблазняется и изнемогает брат мой, то я не буду пить вина и есть мяса во век». Не ради того, что я от этого страдаю, а потому что это является соблазном для моего ближнего. Существовали раньше обеты трезвости, сейчас мы стараемся это возродить. На практике мы видим: если родственники берут на себя обет воздержания, Господь, видя их решимость бороться с этой страстью, помогает самому страждущему человеку.
– Я хотела бы продолжить вопрос телезрительницы. Всегда хотелось бы знать сроки, отказываясь. Либо это долговременный отказ, либо на какой-то срок – как определить? Или здесь все индивидуально и зависит от того, отпустила страсть человека или нет?
– Безусловно, это все индивидуально.
– То есть настраиваться надо на очень длительный срок?
– По крайней мере, когда ко мне обращаются с такой проблемой, я им говорю: «Вы должны понимать, что если вы пришли к осознанию того, что вам это мешает, то единственный путь решить проблему – абсолютное воздержание от алкоголя». Но часто у людей нет духовного опыта, психологически трудно решиться совсем от этого отказаться. Тогда есть практика: например, если человек может три месяца продержаться – пожалуйста. Готов человек на полгода – пожалуйста. В большинстве случаев, когда люди обращаются за помощью в первый раз, они берут обязательство воздержания на год. Эту практику еще в XIX веке возродил Сергей Александрович Рачинский в своей народной школе. У них была такая традиция – ежегодно в его день ангела, 18 июля, давали обет трезвости и впоследствии ежегодно повторяли. Практика – в зависимости от духовного опыта человека, от состояния, в котором он находится – определяется индивидуально.
– То есть тем, у кого сильная зависимость, можно определить сроки, чтобы постоянный отказ не пугал. Я знаю людей, которые бояться длительных обещаний, а вот три месяца способны продержаться. А через три месяца воздержания можно продлить: «Вот, продержался три – ну-ка еще три продержусь!».
– Конечно; психологически это гораздо проще. Я говорю человеку: «Если вы готовы дать обет трезвости и хотите проверить, испытать себя в добродетели воздержания, то прежде чем давать обет в той практике, которая сложилась у нас, в Церкви, никто не запрещает дать обет перед Богом в своей душе, в свое сердце, без свидетелей, и испытать, насколько ты действительно сам можешь как христианин сдержать одну из главных христианских добродетелей…
– Батюшка, у нас звонок. Здравствуйте…
– Добрый вечер. Раб божий Артемий из Севастополя. Батюшка, у нас несколько десятилетий сущестует нездоровая традиция – поминать усопших стопочкой; в родительский день оставляют на кладбищах по 100 граммов на могилках. Скажите, чем это вредно для поминающих и для поминаемых?
– Спасибо. Такая традиция у нас сложилась еще с языческих времен. Наиболее яркий ее расцвет – в годы советской власти, когда люди приходили на могилы и чувствовали, что нужно что-то сделать. И эти традиции языческих тризн стали возрождаться. На самом деле нет и не было такого в практике, чтобы по поводу смерти человека употребляли спиртные напитки. У нас в Церкви есть немало свидетельств, в которых написано, что души тех, кого таким образом поминают, сильно страдают и мучаются. Вообще в Церкви есть поминальная дисциплина, практика. Например, в Великий пост каждую субботу мы поминаем наших умерших родственников. Помимо этого, в Церкви всегда поминается день рождения в жизнь вечную – переход из жизни земной в жизнь вечную. И Церковь поминает усопших в праздник святого, имя которого носил умерший человек. Практика устоявшаяся: люди приходят на богослужения, поминают в первую очередь в храме. Когда у нас было достаточное количество духовенства, была еще такая традиция – панихиду служили на кладбище. И в знак благодарности родственников людям, которые разделили совместный поминальный труд, накрывалась трапеза, в зависимости от того, какой был день– постный или скоромный, но никогда по этому поводу не наливалось спиртное.
– То есть стопки на кладбище – это язычество?
– Да, это не относится к нашим традициям Православной Церкви.
– И тем, кто умер, от этого еще хуже?
– Да.
– Вы упомянули о таком заблуждении по поводу алкоголя, что он выводит радиацию… Это не так? У нас многим «чернобыльцам» говорили сами медики: «Если хотите выжить – пожалуйста».
– Я около двадцати лет занимаюсь помощью страждущим людям. И после аварии в Чернобыле 1986 году – в начале, середине и конце 1990-х годов на занятия приходили такие люди. К сожалению, многие, восприняв этот миф как абсолютную правду, втянулись в употребление алкоголя. Когда люди слышали о вреде такого лечения, их просто на месте побрасывало: «Как так? Если радиация не выводится, то почему человеку рекомендуют?». Мы знаем, что авария случилась в апреле, и до августа людям, приходящим в столовую, вместе с едой предлагались стаканы со спиртом – как профилактическое средство.
Проводились эксперименты на морских свинках. Брали партию свинок, подвергали одной и той же дозе облучения, после делили пополам. Были контрольные и были те, которых поили водным раствором спирта, то есть в обыкновенную питьевую воду добавляли пиво и они пили его. Почему выбрали этих животных? Потому что у них места скопления радионуклеидов точно такие же, как у человека: щитовидная железа, костный, спинной мозг и легкие. Измерения проводились с помощью обыкновенного счетчика Гейгера. Обнаружили, что после того, когда в организм животного попадает этиловый спирт, уровень радионуклеидов в местах скопления понижается. На основании этого была сделана предварительная гипотеза, что якобы алкоголь выводит радионуклеиды из организма человека. Почему «якобы» и почему «гипотеза»? Как я уже сказал, была контрольная группа, одним давали этиловый спирт, другим нет. Те, кому давали, почему-то ложились лапками кверху, то есть умирали. А те, кому не давали, продолжали жить. Этот факт заставил ученых задуматься и пересмотреть ранее сделанные выводы.
– Ученые пересмотрели, а людям до сих пор не сообщили результаты…
– Здесь можно сказать о явной и скрытой алкогольной пропаганде. И важный факт – как ее преподнести. К сожалению, у нас нет трезвенного воспитания, нет правильного понимания, что такое алкоголь и как он воздействует на организм человека. Поэтому такая гипотеза бытует.
Вернемся к эксперименту. Провели глубокие исследования при помощи меченых атомов и обнаружили, что на самом деле происходит. Этиловый спирт является хорошим растворителем; соединяясь с радионуклеидами, он просто разносит их по всему кровеносному руслу. И, естественно, фон в местах скопления понижается.
– Но радионуклеиды распространяются по всему телу?
– Да. Через некоторый промежуток времени радиация собирается в тех же местах, фон восстанавливается, но добавляется разрушающее действие, которое люди получили от этилового спирта.
– Батюшка, у нас еще звонок. Здравствуйте…
– Здравствуйте, у меня такой вопрос: муж выпивает. Его близкие родственники – в частности, дед по линии матери тоже пил, сын выпивал, он умер. Говорят, что это наследственная предрасположенность: «яблоко от яблоньки недалеко падает»… Так это или нет? Передается ли по наследству предрасположенность к алкоголю?
– Спасибо за вопрос. К сожалению, такое мнение существует. Мы как православные христиане должны основывать свое понимание тех или иных ситуаций в первую очередь на Священном Писании. В Евангелии нам говорится, что грех в роду передается до четвертого колена, а благодать – до седьмого и выше. То есть, может быть, если страдал отец, то и сын будет от этого страдать. Вопрос в том, как это страдание соединяется с тем, что Бог есть любовь? Неужели Бог допускает, чтобы люди добровольно страдали? Ответ мы находим у святых отцов: человек должен покаяться, и через покаяние этот грех будет с рода снят. Господь, по любви Своей к тем людям, которые уже умерли от этой страсти и сами уже ничего не могут в себе изменить, определил, что покаяться человек может пока у него есть плоть, тело. Посредством тела человек сам может меняться. Когда душа разлучается с телом, то человек в себе изменить уже ничего не может. И в силу того, что сам ничего изменить не может, страдает. Когда страсть передается кому-то из членов семьи, человек через покаяние может сам от этого избавиться и облегчить страдания усопшего родственника, который сам в себе уже изменить ничего не может. Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых, и Он заботится о каждом человеке – и о тех, кто сами ничего не могут в себе изменить. Он дает такую возможность родственникам, чтобы они через покаяние очистились сами и помогли усопшим.
– Наверное, не стоит сильно верить в то, что если отец пил, то и сын будет пить. Эта такая лазейка для себя: «я пью, потому что у меня отец пил», то есть нежелание побороться. А с другой стороны, это может быть «во что мы верим, то и случается». Верим, что отец пил, значит, сын должен пить… Наверное, это и происходит, потому что мы этого ждем. Или это не так?
– Вы правы, нет какой-то безысходности. Если бы человек не мог от этого избавиться, над ним была бы фатальная судьба – только так и никак иначе. Тогда Господь был бы не всесилен и человек не смог бы в Церкви очиститься покаянием. Тогда бы мы говорили, что есть грехи, от которых человек может избавиться, а есть грехи родовые, от них человек не может избавиться. Да, конечно, если человек вырос в такой среде, он имеет к этому предрасположенность. И своими силами не может от этого избавиться. Мы, православные христиане, знаем: что невозможно для человека, возможно для Бога. Господь не только от страсти поможет человеку избавиться, но даже от смерти к жизни возвращает. И от этой страсти Господь поможет избавиться. Немало в нашей практике есть примеров, подтверждающих вышесказанное.
– Правильно ли суждение: на человеке, который на себе остановил этот грех, победил его – заканчивается родовая передача греха?
– Наверное, можно так сказать, но это не гарантия того, что в роду этого больше не будет. Потому что самое главное проявление любви Бога к человеку – дарование каждому свободы выбора. Если человек не научен, как утверждаться в добре (к сожалению, мир во зле лежит, и не исключено, что зло намного активнее, чем добро), не исключено, что он опять попадет в эти лукавые сети и будет подвержен какой-либо страсти.
– Расскажите о вашем Обществе, как в него можно попасть. Наверняка у людей очень много вопросов о своих родственниках или о себе. Поэтому скажите, где находится Общество и что нужно, чтобы прийти и получить помощь?
– Чтобы обратиться к нам за помощью, достаточно позвонить по телефонам: 213–21–99, 257–92–58. Наши помощники дадут любой ответ. Располагается общество в г. Екатеринбурге в соборе Александра Невского Ново-Тихвинского женского монастыря.
– Есть ли какие-то условия, чтобы прийти в ваше Общество? Допустим, не пить месяц, как этого требуют в разных фирмах? Или можно, протрезвев, решить: «все, хватит!» и прийти за помощью? Можно ли родственникам обратиться, если сам человек не хочет, противится и не считает себя алкоголиком, а родственники считают, что уже пора?
– Возможны любые варианты, люди в разных состояниях приходят. Естественно, человеку в состоянии алкогольного опьянения не только обращаться к нам, а даже входить в храм недопустимо. Трезвый может обратиться за помощью, прийти. Мы готовы с радость всегда оказать помощь любому человеку, который ее ищет и за ней обращается к нам.
– Спасибо Вам за беседу.
– Мне бы искреннее хотелось, чтобы трезвость, о которой мы сейчас говорили, утраченная нами, утверждалась в нашем народе взамен пьянства, алкоголизма.
Беседовала Юлия ФАРБШТЕЙН
Расшифровка аудиозаписи – Виктория ПАЛКИНА
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Ваше Высокопреосвященство! Дорогие друзья! Для меня большая радость встретиться сегодня с вами. Я сожалею, что свет в зале установлен так, что я не могу видеть ваших глаз. Но я многое чувствую, даже если глаз не видно; я чувствую ваше настроение. Я понимаю, что встреча с Патриархом для многих людей сегодня происходит в первый раз. Я сознаю ответственность, которая лежит на мне сегодня, – сказать нечто, что реально помогло бы вам в жизни.
Екатеринбургская Православная Духовная семинария — негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального религиозного образования Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Форма обучения — очная и заочная (для священников до 55 лет).
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.